Нарушение Этического Кодекса.
6.1. За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата РПО, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание и исключение из членов РПО. В случае серьезных нарушений Этического Кодекса РПО может ходатайствовать о привлечении психолога к суду. Для утверждения норм Этического Кодекса и в соответствии с ними РПО может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника
6.2. Законность применения. Настоящий кодекс принят XX июня 2003 г. Ш съездом Российского Психологического Общества.
4. Ценностные основания профессиональной деятельности психолога. Интерес к проблеме ценностей актуализируется в переломные периоды жизни общества. Таковой является современная эпоха, характеризующаяся глобализацией, динамичными социально-экономическими трансформациями, обусловливающими поиск ценностных оснований существования не только на уровне российской государственности, но и на уровне конкретных людей, реализующих жизнедеятельность в изменяющемся мире. Система ценностных координат необходима человеку как носителю сознания и самосознания и является его ориентиром при выборе жизненного пути, направлений развития, определении приоритетов, при построении отношений с близкими и окружающими людьми и т.д.
Высокую значимость приобретают ценности при реализации профессиональной деятельности и тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда. Среди профессий, относящихся к группе «человек-человек», особое место занимает профессия «психолог». Становление профессионально-психологической деятельности как массовой и практико-ориентированной происходило в последние двадцать лет. В этот период выстраивалось психологическое образование, основу которого составляют гуманистические идеи, связанные с пониманием механизмов и условий развития человека, и ориентирующие на обеспечение самоактуализации личности. Вместе с тем, в обществе происходили социальное расслоение, утрата нравственных ориентиров, популяризация индивидуалистического образа жизни, характерного для западного мира, резкое снижение уровня жизни большинства населения и его психологического здоровья и т.д. В этих условиях становящееся профессиональное сообщество психологов было призвано оказывать психологическую поддержку людям, находящимся в критической ситуации и нуждающимся в психологической помощи. Наряду с созидательным тенденциями в психологической практике происходило распространение околонаучных подходов, использование психологических знаний и внедрение антигуманных технологий в целях манипуляции общественным сознанием. В этой связи обращение к проблеме ценностных оснований профессии «психолог» и профессиональной подготовки будущих психологов требует настоятельного рассмотрения.
Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, М. Шелер и др., сформировавшие ряд ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.
Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» социальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой вместе с ценностями, осуществляющими самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем.
Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» [1].
Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, Б.С.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).
А.Н. Леонтьев, анализируя ценности как атрибутивную характеристику личности, описал три формы их существования, переходящих одна в другую: ценности как общественный идеал, ценности как предметное воплощение этих идеалов в деяниях и произведениях конкретных людей, а также ценность как мотивационные структуры личности (здесь и далее выделено нами – И.К.), побуждающие ее к предметному воплощению в поведении и деятельности общественных ценностных идеалов [4].
Данный подход продолжил в своих работах Д.А.Леонтьев, согласно которому «основными составляющими внутреннего мира человека, включающего в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека, являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслызначимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов» [5; 26]. Личностные ценности образуют «точку опоры» личности, позволяющую ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям, при этом связывая внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп.
Д.А. Леонтьев описал механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной.
В психологии сложились различные подходы к систематизации ценностей. Одну из первых классификаций предложил Г. Олпорт, который дифференцировал: теоретические – придающие наибольшую важность и значение рациональному мышлению; экономические ценности – утверждающие приоритет практической пользы и выгоды; эстетические ценности, связанные с предпочтением красоты, гармонии, искусства; социальные ценности, проявляющиеся в ориентации на значение человеческих взаимоотношений – любовь, дружбу, преданность и т.д.; политические ценности, обусловливающие приоритет обретению власти и влияния; религиозные ценности, постулирующие необходимость веры и следования ей.
Схема 1.
Личностные ценности |
СОВМЕСТНАЯ ОБЩЕСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ социальные ценности
А.В. Капцов и Л.В. Карпушина [6], разрабатывая проблематику аксиологической направленности личности, обосновывают ее дифференциацию на положительную и отрицательную, гуманистическую и прагматическую. Гуманистическая направленность (ценности развития себя, духовного удовлетворения, креативности, социальных контактов и т.д.), по их мнению, указывает на важность для личности всего, что связано с человеком (в общем смысле) и гармонизацией отношений с другими людьми: самосовершенствование, установление добрых отношений с другими людьми, усовершенствование и преобразование действительности, духовные идеалы как конечный пункт деятельности. Прагматическая направленность характеризует человека с точки зрения получения практического результата независимо от других людей, а иногда и в ущерб другим людям. В качестве основных жизненных сфер, в которых проявляются указанные виды направленности, данные авторы выделяют: сферы профессии, обучения и образования, семью, общественную жизнь и увлечения.
Рассмотрению ценностей жизнедеятельности и профессиональной деятельности посвящены исследования последних лет многих ученых (Б.С.Братусь, А.А.Деркач, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Е.Ю.Коржова, Е.И.Исаев, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков, Л.В.Темнова и др.), обосновывающих необходимость утверждения гуманистических ценностей в образовании как основы социально-нравственного и профессионального развития личности.
Гуманистический потенциал психологического образования, раскрывающийся его содержанием и реализуемыми организационными формами учебно-воспитательного процесса, позволяет формировать у специалистов ценностное отношение к человеку, миру, к себе, установки на развитие, созидание, так необходимые в современном российском обществе. В профессиональной деятельности психолога, предполагающей работу с конкретными людьми и социальными группами, а в связи с этим и влияние на них, реализуемое в форме психологической помощи и сопровождения в решении жизненных, профессиональных и прочих задач, гуманистические ценности образуют духовно-нравственный фундамент мировоззрения психолога. В современных условиях деятельность психолога приобретает особое, миссионное, значение, связанное с содействием конструктивным изменениям в сознании и самосознании конкретного человека и групп людей и изменениям в их деятельности. В этой связи можно утверждать о том, что в структуре ценностей профессиональной подготовки психологов постепенно утверждается ценность лидерства, трансформирующего действительность. Термин «трансформирующее (изменяющее действительность) лидерство» появился в конце 1970-х гг. и характеризуется как лидерство, способное произвести необходимые изменения в момент возникновения новых тенденций в экономике, технике, социокультурных факторах [7].
Формирование профессиональных ценностей будущих психологов происходит под влиянием: содержания образования, определяемого государственным образовательным стандартом, образовательного пространства вуза, профессионального сообщества, в которое они входят. Став студентом, молодой человек попадает в образовательное пространство вуза со сложившейся системой ценностей, накладывающей отпечаток на систему его взаимоотношений с преподавателями, студентами разных курсов, выполнение социальных и учебно-профессиональных функций, характер осуществления различных форм деятельности. Включение в данное пространство и систему взаимоотношений приводит к интериоризации ценностей, сложившихся в учебно-профессиональном сообществе, и их принятию конкретной личностью.
Ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов, по нашему мнению, включают как общие гуманистические ценности, так и специфические профессиональные ценности, которые мы дифференцируем на профессионально-миссионные, связанные с осознанием роли, назначения профессии психолога в социуме и той ответственности, которая возлагается на ее носителей, инструментальные, определяющие важнейшие механизмы реализации профессиональной деятельности и профессионально-статусные, ориентирующие будущих психологов на достижение и подтверждение значимого положения в изменяющемся обществе. Представим данную систему ценностей в виде схемы 1.
Гуманистические ценности профессиональной подготовки будущих психологов представлены в образовательном пространстве вуза и факультета: они отражены в учебных текстах по различным курсам, реализуются во взаимоотношениях преподавателей и студентов в условиях учебной, научной и внеаудиторной и квазипрофессиональной деятельностей. Разделяемые большинством преподавателей, работающих со студентами, данные ценности транслируются будущим психологам с первых дней обучения в вузе, постепенно присваиваются последними, становясь их профессионально-личностными ориентирами.
Схема 1.
Ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов
· Ценность образования; · Ценность профессионализ- ма; · Ценность построения успешной карьеры и т.д.; · Ценность благоприятного социального статуса. |
Ценности, реализуемые в профессиональной подготовке будущих психологов |
Общегуманистические ценности |
Специфические профессиональные ценности |
Профессионально-миссионные |
Профессионально-инструментальные |
Профессионально-статусные |
· Ценность человека «как меры всех вещей»; · Ценности свободы, любви, творчества и т.д.; · Ценность здоровья человека во всех его проявлениях; · Ценность ответственности человека за себя, свои выборы и деяния; · Ценность деятельности, раскрывающей потенциал человека; · Ценность творчества; · Ценность со-бытия (по В.И.Слободчикову), общения, гуманистических отношений, и т.д. |
· Ценность непрерывного личностного и профессионального развития человека; · Ценность конструктивности взаимоотношений с клиентом; · Ценность конструктивных изменений и лидерства, трансформирующего действительность и жизнедеятельность конкретных людей и т.д. |
· Ценность собственного «Я» и его саморазвития, обучения; · Ценность эмпатии; · Ценность рефлексии; · Ценность уважения другого и его уникального внутреннего мира; · Ценность экологичности отношений с клиентом; · Ценность содействия развитию клиента и т.д. |
Таким образом, подводя итоги лекции, напомним, что в профессиональной деятельности существуют 3 уровня регуляции: правовой, моральный и нравственный. Все они значимы и для профессиональной деятельности психологии.
На уровне профессионально-психологического сообщества приняты специальные своды норм – этические кодексы. Кодексы основываются на принципах – неких общих положениях, которые конкретизируются правилами и положениями.
Следование кодексу – необходимое условие принадлежности профессиональному сообществу и подтверждения профессионализма.
Нравственность – внутренний регулятор поведения психолога. Она основана на нормах морали, ценностях, присвоенных человеком с детских лет, а также в процессе усвоения профессиональной деятельности.
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 1387;