Педагогика начального образования как наука 2 страница
2. Идеи свободного воспитания
В начале XX в. в мировой педагогике начали активно распространяться идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. В них растущий человек признавался главным источником саморазвития. В современной педагогике методы самовоспитания, самообучения и саморазвития занимают важное место, их активно используют на всех ступенях обучения – от детского сада до высшей школы.
Много сделала для разработки и популяризации идеи свободного воспитания итальянская учительница М. Монтессори (1870–1952). Сперва в открытом ею «Доме ребенка» (1907) она изучала развитие органов чувств умственно отсталых детей. Затем наиболее эффективные приемы саморазвития были усовершенствованы и внедрены в практику начальных школ. В книге «Метод научной педагогики» автор утверждает, что нужно максимально использовать возможности детского возраста, чтобы достичь значительно большего в развитии ребенка. Главной формой начального обучения должны стать самостоятельные учебные занятия. В работе «Самовоспитание и самообучение в начальной школе» Монтессори предложила дидактические материалы для индивидуального изучения, которые построены так, что ребенок, при правильном руководстве, может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Сегодня в России есть много сторонников и последователей этой системы. Успешно работают комплексы «детский сад – школа», где идеи свободного воспитания детей внедряются в жизнь.
Горячим приверженцем идей свободного воспитания в России был К.Н. Вентцель (1857-1947), создавший одну из первых в мире деклараций прав ребенка (1917). Он был соучредителем и активным автором журнала «Свободное воспитание», который издавался в России в 1907–1918 гг. В 1906–1909 гг. в Москве успешно действовал созданный им «Дом свободного ребенка». К.Н. Вентцель декларировал его как свободную общину детей, родителей и педагогов, в которой происходит активное саморазвитие детей. Главным действующим лицом в этом оригинальном учебном заведении был ребенок. Воспитатели и учителя должны были приспосабливаться к его интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований. В современной начальной школе успешно реализуются идеи К.Н. Вентцеля, в частности, его призыв к учителям предоставлять ребенку столько свободы для собственного саморазвития, сколько он способен осилить сам.
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики приняли С.Т. Шацкий (1878-1934), П.П. Блонский (1884-1941), А.П. Пинкевич (1884-1939). Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Макаренко (1888–1939) выдвинул и проверил на практике принципы педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918–1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы.
В 40-60-е годы прошлого века на ниве народного образования активно трудился М.А. Данилов (1899–1973). Он создал концепцию начальной школы – «Задачи и особенности начального образования» (1943), написал книгу «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), составил практические руководства для учителей. На «Дидактику» Данилова, написанную вместе с Б.Е. Есиповым (1957), и сегодня опираются российские педагоги.
Среди начальных школ особое место занимают так называемые малокомплектные школы, которые создаются в небольших поселках и деревнях, где недостает учеников для создания полных классов и где один учитель вынужден одновременно обучать детей разного возраста. Вопросы обучения и воспитания в таких школах разрабатывал М.А. Мельников, составивший «Настольную книгу для учителя» (1950), где изложены основы методики дифференцированного обучения. Проблема малокомплектной школы сегодня не снята с повестки дня, наоборот, по многим причинам она обостряется и требует пристального внимания современных педагогов.
В 70-80-е годы XX в. активная разработка проблем начального образования велась в научной лаборатории под руководством академика Л.B. Занкова. В результате исследований была создана новая система обучения младших школьников, основанная на приоритетности развития познавательных возможностей учеников. В книге «Дидактика и жизнь» (1968) Л.В. Занков представляет новый взгляд на процесс обучения школьников: «Факты… доказывают несостоятельность концепций, отбрасывающих действенную роль внутренних законов в развитии психики ребенка…» Современная педагогика активно развивает эту идею, хотя не все разделяют ее исходный принцип: ребенок развит настолько, насколько обучен.
В конце 80-х годов XX в. в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это ярко выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества. Среди ее видных представителей имена известных Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковского и др. Всей стране известна книга московской учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой «Когда легко учиться», в которой изложены приемы «комментированного управления» деятельностью младших школьников на основе использования схем, опор, карточек, таблиц. Она же создала методику «опережающего обучения».
Современная педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое название диалектичной, изменчивой науки. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, и прежде всего – в разработке новых технологий дошкольного и начального школьного обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, помогают успешно справляться с задачами управления учебным процессом, что позволяет достигнуть высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени. Наметился прогресс и в области создания более совершенных методик воспитания. Научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные площадки – заметные вехи на пути положительных перемен. Новая российская школа движется в направлении гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения.
Итак, практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Основы науки о воспитании были заложены в древней философии. Педагогика прошла длительный путь развития, пока не создала эффективные теории и методики воспитания, обучения, образования. Большой вклад в ее развитие внесли российские педагоги.
3. Педагогические течения
Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать в страхе и повиновении, 2) воспитывать добротой и лаской. Жизнь категорически не отвергает ни один из этих подходов. В этом-то вся и сложность: в одних случаях больше пользы приносят обществу люди, воспитанные в жестких правилах, у которых сформировались суровые взгляды на жизнь, люди упрямые, неуступчивые, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные, человеколюбивые. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику проводит государство, создаются традиции воспитания. В обществе, в котором люди живут спокойной, нормальной жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания. В обществе, где идет постоянная борьба, преобладает воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. В условиях войны, голода, социальных конфликтов, лишений, может быть, и хотелось бы воспитывать детей помягче, но вряд ли им удастся выжить. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, не столько прерогатива науки, сколько самой жизни.
Авторитарное воспитание (основанное на подчинении власти) имеет достаточно убедительное научное обоснование. Так, немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776–1841), выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами его он считал угрозу, надзор, приказания. Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запретов и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Россия была в числе стран, которые во многом следовали заповедям авторитарного воспитания.
Как своего рода протест против него возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания его естественное развитие. В наши дни, получив хорошие результаты и приобретя многочисленных сторонников, эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики, которая не оставляет попытки переустройства мира путем гуманного воспитания. Если все люди будут добрыми, честными, справедливыми, исчезнет напряженность между ними, будут устранены причины войн, конфликтов, конфронтаций. В мире будет сытно, тепло, уютно. Но для этого нужно изменить самого человека. Путь к этому – воспитание.
Среди российских педагогов, активно выступивших за гуманизацию воспитания, – Л.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Благодаря их стараниям наша педагогика смягчилась, сделав значительные уступки в пользу детей. Конечно, гуманистические преобразования пока не завершены, но школа продолжает их приумножать.
Гуманизм – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением ее является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие, проявление способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.). Гуманизм – совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентаций и установок гуманизм становится общественным идеалом.
Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации определяется тем, насколько благоприятны предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней природных задатков, способности к свободе, ответственности и творчеству.
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки:
• смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;
• сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;
• обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать процесс – означает создать такие условия, в которых ученик не может не учиться или учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и психологической безопасности.
Гуманистическая педагогика требует:
• человеческого отношения к воспитаннику;
• уважения его прав и свобод;
• предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
• уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
• уважения права ребенка быть самим собой;
• доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
• ненасильственного формирования требуемых качеств;
• отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
• признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых людей, воспитатель не будет злоупотреблять властью более сильного и стоять над воспитанниками, а будет бороться за них же вместе с ними.
Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френэ. Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками.
Педагогика М. Монтессори, как отмечалось, построена на идеях свободного природосообразного воспитания. Исходное условие – активность самого ребенка. Доминирующими методами здесь должны быть практические действия с дидактическими материалами различного назначения. Индивидуализация обучения и воспитания, личностный поход имеют решающее значение.
С именем Р. Штайнера связана так называемая вальдорфская педагогика, учитывающая особенности развития каждого ребенка и предлагающая понять его индивидуальные особенности – мышление, характер, волю, память и т. д. На этой основе проектируются методы и формы индивидуального воспитания, соединяется в неразрывное целое физическая деятельность ребенка, его эмоции и мышление – голова, сердце и руки.
Французская педагогика предложила миру «новую школу» С. Френэ. В ней, как и в других гуманистических системах, воспитание осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. С целью максимального использования и развития возможностей каждого вводится личностное стимулирование. По полной программе используются возможности саморазвития, самовоспитания, самовыражения. «Новая школа» Френэ ставит целью дать обществу воспитанных в демократическом духе граждан. Многие европейские страны заимствуют элементы этой системы. Интересно, что своим предшественником и единомышленником Френэ считает А.С. Макаренко.
Таким образом, главных направлений в развитии мировой педагогической мысли два: авторитарное, основывающееся на авторитете власти взрослого и подчинения ребенка, и гуманистическое, признающее права и свободы воспитанника. Между ними – большой спектр сочетаний этих течений. Прогрессивная мировая педагогика сделала гуманистический выбор.
Вопросы и задания для контроля знаний:
1. Расскажите об истории становления педагогики начального образования.
2. Назовите имена основоположников педагогики начального образования как педагогической отрасли.
3. Охарактеризуйте основные педагогические течения. Назовите их представителей.
4. Расскажите о сущности идеи свободного воспитания.
Литература:
1. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005. – С. 23-39.
2. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1999. – Ч. 1. – С. 13-24.
3. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000. – С. 8-13; 18-21.
Лекция № 3«Педагогическое наследие Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского»
Цель – формирование представленийо сущности педагогических идей Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и их значении для отечественной педагогической науки.
1. Развитие педагогической мысли в 60-х годах Х1Х века.
2. Н.И. Пирогов о воспитании и обучении детей.
3. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого.
4. Педагогическое наследия К.Д. Ушинского.
1. Развитие педагогической мысли в 60-х годах Х1Х века
В 60-е годы XIX в. в России распространились материалистические идеи, наблюдалось дальнейшее развитие науки, искусства, литературы. Демократическое движение 60-х годов XIX в. вызвало могучий подъем прогрессивной демократической педагогической мысли. Возникло широкое общественно-педагогическое движение, не имевшее себе равного в мире по размаху и идейному содержанию. Вопросы воспитания стали «вопросами жизни», вокруг них разгоралась острая классовая борьба и страстные споры.
В эти годы развернули свою творческую деятельность крупнейшие классики русской педагогики (и прежде всего великий педагог-демократ К.Д. Ушинский), обеспечившие русскому народу почетное место в истории развития мировой педагогики и приоритет в решении многих принципиальных вопросов педагогической теории и практики.
Прогрессивные русские педагоги выступали с убедительной критикой крепостнического воспитания, они требовали создания массовой народной школы и внесли большой вклад в разработку теории начального образования. Русские педагоги выступали против механического заимствования зарубежных педагогических систем и теорий.
Активным участником общественно-педагогического движения был выдающийся хирург Н.И. Пирогов, придерживавшийся в своих взглядах либерально-буржуазного направления. Н.И. Пирогов и другие представители этого направления сделали очень много для развития русской педагогики, для распространения образования среди народа, однако в их педагогических высказываниях чувствовалась классовая ограниченность; например, они считали возможным преобразовать воспитание без революционного преобразования России, отрывали воспитание от общественных отношений.
Общественно-педагогическое движение 60-х годов усилило интерес и к воспитанию детей дошкольного возраста. Возникла первая общественно-педагогическая организация – С.-Петербургское педагогическое собрание и в ней временная Комиссия детских садов (1867-1869). Стало издаваться несколько педагогических журналов, в том числе журнал «Детский сад» (1866-1876), пропагандировавший идею распространения детских садов в России и освещавший теоретические вопросы дошкольного воспитания детей, появились деятели по дошкольному воспитанию.
2. Н.И. Пирогов о воспитании и обучении детей
Николай Иванович Пирогов (1810-1881), знаменитый врач-хирург, организатор медицинской помощи героическим участникам обороны Севастополя в Крымской войне, выступил в 1856 г. в журнале «Морской сборник» со статьей «Вопросы жизни», в которой поставил ряд важных вопросов семейного и общественного воспитания детей.
В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он возмущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, «самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества», спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственные убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь. Он указывал на вред ранней профессионализации, специализации в образовании как для самого человека, так и для общества. Общее образование Пирогов считал необходимым для всех людей, поскольку оно является той основой, на которой должно строиться специальное образование. Мысли Пирогова о важной роли общего образования в формировании человека были исторически прогрессивными для своего времени.
Основой воспитания нравственного человека он считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста. Для преобразования общественной жизни России он видел только один путь – воспитание: «Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества».
Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного возраста Н.И. Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее школьное образование.
Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного человека с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы зародились у него задолго до опубликования статьи «Вопросы жизни».
В статье «Вопросы жизни» Н.И. Пирогов подверг резкой критике постановку женского воспитания в России, которое не отвечало, по мнению ученого, ни личным склонностям, ни общественному назначению женщины. Он стремился возвысить женщину в глазах общества. Более того. Пирогов Полагал, что, «ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, они делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками». Н.И. Пирогов настаивал на том, чтобы мать была окружена особым вниманием и уважением со стороны общества. Отметив, что в руках матерей «лежит будущность человечества», Н.И. Пирогов указывал на необходимость бережного и внимательного отношения к детям, ум и сердце которых под влиянием воспитания и обучения, – подобно мягкому воску, могут принять разные формы. Нужны постоянные заботы и труды матери, чтобы руководить общим развитием, поведением ребенка.
В семенном воспитании имеется больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности.
Н.И. Пирогов призывал воспитателей и родителей тщательно изучать духовный мир ребенка, разумно направлять развитие и воспитание детей.
Н.И. Пирогов считал, что в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры.
Эти взгляды Пирогова имели большое значение для русской дошкольной педагогики. Видные педагоги второй половины XIX в. использовали идею реального образования детей дошкольного возраста при составлении программ и методических разработок игр и занятий, наблюдений в природе, при проведении простейших физических опытов.
Горячий патриот своей Родины, Н. И. Пирогов считал обязательным, чтобы воспитание и обучение проводилось на родном языке. Он восставал против космополитизма в деле воспитания и образования детей, выражавшегося в том, что детям привилегированных слоев общества с раннего возраста бонны и гувернеры прививали презрение к родному языку и любовь к иностранному.
Шестилетний возраст детей Н.И. Пирогов считал самым подходящим временем для того, чтобы начинать обучение детей грамоте. Исключение может быть сделано для детей, имеющих слабое общее развитие. Родителям и воспитателям надо наблюдать за ходом умственного развития ребенка и в соответствующий момент воспользоваться его интересом к грамоте, чтобы начать систематическое обучение.
Н.И. Пирогов высказал ценные мысли о психологии детского внимания, о средствах его развития с раннего возраста. Он считал, что для развития мышления нужна не только наглядность, воздействующая на органы чувств, но и слово. Весьма ценным было утверждение Н.И. Пирогова о том, что наглядность и слово должны быть употребляемы в тесном соединении.
Имя Н.И. Пирогова вошло в историю развития мировой хирургической науки, в историю развития русской науки и просвещения. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Н. И. Пирогов показал себя как гуманный и чуткий руководитель молодежи, он содействовал оживлению Деятельности педагогических советов гимназий, развитию творческой инициативы учащихся путем организации литературных утренников и т. п. Вместе с тем в педагогической теории Н.И. Пироговаотразились и некоторые черты, свойственные либерально-буржуазной педагогике: абстрактно-идеалистическое обоснование цели воспитания, примирение научного образования с религиозным воспитанием, непоследовательность в решении проблемы о телесных наказаниях детей и пр.
3. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого
Гениальный писатель, оригинальный мыслитель Лев Николаевич Толстой (1828-1910) сыграл выдающуюся роль и в развитии педагогики.
Л.Н. Толстой резко критиковал буржуазную культуру, науку и просвещение. Он показал, что они служат не народу, а эксплуататорам; девять десятых трудящихся людей не верит, что прогресс несет с собою благо, не пользуется достижениями культуры и просвещения.
Важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Л.Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. Исходя из этого, Л.Н. Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». По мнению Л.Н. Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что «детский возраст есть первообраз гармонии».
Л.Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства. Л.Н. Толстой высоко оценил народную педагогику.
Мысли Толстого об опыте как базе научной педагогики, о свободе как критерии педагогики были положены им в основание его теоретической и практической деятельности в Яснополянской школе (1859-1862). Эта школа была создана писателем для детей крестьян и явилась замечательной педагогической лабораторией, опытом нового воспитания детей.
Л.Н. Толстой горячо пропагандировал необходимость самого бережного, внимательного и любовного отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности.
Л.Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей.
Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми. Родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду.
Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей.
Л.Н. Толстой выступал против применения телесных наказаний в семенном воспитании детей и защищал так называемые естественные наказания детей, которые, по его мнению, учат их связывать причину с последствиями дурных поступков. Л.Н. Толстой создал замечательные учебные книги «Азбуку», «Книги для чтения». Его рассказы и книжки для детей реалистичны, народны, глубоко патриотичны. Они широко использовались и в семейном воспитании, и в дошкольных учреждениях, служили умственному, – нравственному и эстетическому воспитанию детей. Многие его рассказы о природе и людях, а также сказки используют и в настоящее время в советских детских садах, школах, читают детям дома.
4. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского
К.Д. Ушинский – просветитель-демократ, его лозунг – пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.
Исходя из своих прогрессивных взглядов, К.Д. Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению К.Д. Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.
К.Д. Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Таким образом, К.Д. Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход К.Д. Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического мышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии.
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 1621;