Додинастический период - 4 тысячелетие до н. э.
Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тысячелетия до н. э. здесь происходило постепенное развитие древнеегипетского общества, ознаменовавшееся распадом родовых общин. Египет состоял из ряда отдельных областей — номов, постоянно враждовавших между собой и образовавших Северное и Южное царства.
По древнейшим религиозным представлениям, каждый ном имел своего бога-покровителя — крокодила, ибиса, змею и т. д. Постепенно складывались основные религиозно-мифологические представления, в дальнейшем оформившиеся в культ животных и культ мертвых.
Шиферные культовые таблички для растирания ритуальных красок, обнаруженные в погребениях, имели форму обожествленного животного. Мастерство обработки камня, умение обобщать и удачно использовать характерные формы того или иного животного были очень высокими. В них сказалось тяготение к монументальной ясности образов.
Глиняные расписные и гладкие сосуды, связанные с заупокойными обрядами, просты и строги, компактные по формам. Рисунки на этих сосудах — плывущие по Нилу ладьи — означали путешествие умершего в загробное царство.
Памятники искусства конца 4 тысячелетия до н. э. рассказывают не только о верованиях, но и об исторических событиях, происходивших в те времена. Они как бы обобщают те достижения в искусстве и те сведения, которые сложились в доклассовый период. Исторические перемены, завоевание Севера Южным Египтом и объединение страны под властью фараона сопровождались ломкой старых представлений.
Животныена шиферных пластинках олицетворяют не просто покровителей людей, но верховные силы обожествленного владыки, то в виде могучего быка, бодающего поверженного человека, то в виде льва, пожирающего своего врага. Устанавливаются и надолго фиксируются правила изображения образа человека в скульптуре и живописи.
Рельеф шиферной плиты фараона Нармера (конец 4 тысячелетия до н. э., Каир, Музей), высота плиты 64 см, (илл. 5) – изображена победа фараона I династии Нармера — царя Верхнего Египта над Нижним Египтом. Значительность властелина подчеркивалась масштабом его фигуры, намного превосходящим всех остальных людей. Фигура царя Верхнего Египта полна грозного величия и, несмотря на небольшой размер, исполнена монументальной мощи. Вырабатывается характерный для египетского искусства канон изображения фигуры человека на плоскости: широкие и сильные плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица — в профиль.
Такой метод изображения позволял древнему мастеру не нарушать плоской поверхности, которую он покрывал рельефами, сочетая их с надписями, как в своеобразной книге, и в тоже время, давая возможность особенно наглядно показать мощь обожествленного героя. Недаром фараон, утверждавшийся как наместник бога на земле, сопоставлен в этой плите с соколом, самим богом Гором, протягивающим ему на веревке голову побежденного врага.
Композиция рельефа строится горизонтальными полосами - фризами, один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу, развертывающемуся в строгой последовательности. Эти особенности, постепенно созревая и отшлифовываясь, характеризуют египетские рельефы и в дальнейшем.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1038;