Эффекты флэнжер (Flanger), фэйзер (Phaser) и вау-вау (Wah-Wah)
В основу звуковых эффектов флэнжер(Flanger) и фэйзер(Phaser) также положена задержка сигнала. Рассмотрим вначале, в чем заключается отличие этих эффектов от дилэя.
Как мы уже отмечали, дилэй имитирует эффект неодновременного восприятия мозгом человека звуковых сигналов, поступающих в уши. Эффект повторного звучания может быть вызван и распространением звука от источника к приемнику различными путями (например, звук может приходить, во-первых, напрямую и, во-вторых, отразившись от препятствия, находящегося чуть в стороне от прямого пути). И в том, и в другом случаях время задержки остается постоянным. В реальной жизниэтому соответствует ситуация, когда источник звука, приемник звука и отражающие предметы неподвижны относительно друг друга. При этом частота звука не изменяется, каким бы путем и в какое бы ухо он не приходил.
Если же какой-либо из трех элементов подвижен, то частота принимаемого звука не может оставаться той же, что и частота звука переданного. Это есть не что иное, как проявление того самого эффекта Доплера, который в школьных учебниках традиционно поясняется на примере изменения высоты звучания гудка движущегося паровоза.
Итак, реальные музыкальные звуки при распространении претерпевают не только расщепление на несколько волн и различную (для каждой из них) задержку, но и неодинаковое для различных спектральных составляющих изменение частот.
И флэнжер, и фэйзер имитируют (каждый по-своему) проявления взаимного перемещения упомянутых трех элементов: источника, приемника и отражателя звука. По сути дела, и тот, и другой эффекты представляют собой сочетание задержки звукового сигнала с частотной или фазовой модуляцией. Разница между ними чисто количественная, флэнжер отличается от фэйзера тем, что для первого эффекта время задержки копии (или времена задержек копий) и изменение частот сигнала значительно большее, чем для второго. Образно говоря, флэнжер наблюдался бы в том случае, когда певец мчался бы к зрителю, сидящему в зале, со скоростью автомобиля. А вот для того, чтобы ощутить фэйзер в его, так сказать, первозданном виде, движущегося источника звука не требуется, зрителю достаточно часто-часто вертеть головой из стороны в сторону.
Эффект вау-ваувозникает,когда меняется частота среза фильтравысоких частот (High-pass).
Вокалстрессор
К устройствам звуковых эффектов относится вокалстрессор – сочетание эквалайзера с комбинированным АРУ, содержащим сжимателъ, расширитель, ограничитель максимальных уровней. С помощью вокалстрессора подчеркивают голос певца или звучание солирующего инструмента. Этим назначением устройства объясняется его название, означающее в буквальном переводе «подчеркиватель, выделитель пения» (streess в переводе с английского – подчеркивать, выделять, ударять).
Генераторы вибрато
В самом общем смысле суть эффекта вибрато заключается в периодическом изменении одного из параметров звукового колебания:
амплитуды, частоты или фазы. Изменение (колебание) параметра происходит с очень малой частотой – единицы герц. Различают амплитудное, частотное и фазовое вибрато. В любом случае результатом является обогащение спектра исходного колебания.
Амплитудное вибрато.Амплитудную модуляцию называют ещеамплитудным вибрато, или тремоло. На слух она воспринимается какзамирание или дрожание звука.
Частотное вибрато.Суть частотного вибрато заключаетсявпериодическом изменении частоты звукового колебания. В электронной музыке частотное вибрато получило широкое распространение лишь после создания электронных музыкальных инструментов.
Эксайтер (Exciter)
С момента своего появления эксайтер был и остается самым популярным в мире психоакустическим процессором. Можно сказать, что с него собственно, и началась эра психоакустических процессоров. Сейчас нет ни одной уважающей себя фирмы, которая не выпускала бы как минимум одной модели эксайтера.
Применение эксайтера придает прозрачность и четкость любому звучанию, при его включении звук как бы «раскрывается». Значительно улучшаются проработка и восприятие мельчайших деталей и нюансов звукового сигнала, звук становится живым и естественным. Вокал послеобработки его эксайтером приобретает повышенную четкость и полётность, ударные инструменты начинают звучать лучше, чем «живые».
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1195;