ИСЛАМСКИЙ МИР: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ
Исламский мир — понятие довольно широкое, охватывающее страны с населением около 750 млн. человек, где ислам является господствующей религией, где он оказывает значительное влияние на общественно-политическое развитие, характер политической жизни.
Вплоть до второй мировой войны исламские государства, в основном, входили в состав колониальных империй Великобритании и Франции, находились на положении колоний и зависимых государств.
Национально-патриотическая модель развития. В послевоенные годы наметились две основные модели развития этих стран. Первая связана с подъемом антиколониального движения, в результате которого к власти приходят национально-патриотические режимы.
В Египте в 1951 г. развернулось массовое движение за отмену договора 1936 г. с Великобританией, по которому она держала войска в зоне Суэцкого канала, пользовалась авиабазами и портами Египта, а английские офицеры входили в командный состав египетской армии. В 1952 г. власть в Каире захватила группа молодых офицеров во главе с Г.А. Насером. Опиравшийся на поддержку англичан, король Фарук отрекся от престола, и в 1956 г. Египет был провозглашен республикой.
В ответ на национализацию компании Суэцкого канала, несмотря на обязательство Египта обеспечить свободу судоходства, уплатить компенсацию, в 1956 г. Великобритания, Франция и Израиль начали войну против Египта. Угроза СССР применить ракетно-ядерное оружие против агрессоров заставила их отступить. Египет же утвердился на пути реформ.
Победа революции в Египте оказала большое влияние на соседние государства региона. Судан, с 1899 г. находившийся под англо-египетским управлением, получил независимость. В 1955 г. его территорию покинули иностранные войска.
Потеря влияния в Египте обусловила особое внимание Великобритании к Ираку, с которым она с 1930 г. имела такой же неравноправный договор, как с Египтом. В 1955 г. монархический режим Ирака вступил в Багдадский пакт — договор с участием Ирана, Турции и Пакистана. Великобритания сохранила контроль над вооруженными силами Ирака и его внешней политикой.
В 1958 г. революционно настроенные офицеры свергли монархический режим. Ирак вышел из Багдадского пакта. После серии военных переворотов в 1970 г. Ирак был провозглашен народно-демократической республикой.
В бывших колониях Франции власть также перешла в руки патриотически настроенных военных. В Сирии после нескольких переворотов к власти пришли лидеры, ориентирующиеся на реформы. В 1958 г. Сирия объединилась с Египтом в единое федеративное государство — Объединенную Арабскую Республику (ОАР), президентом которой стал Г.А. Насер.
Недовольство положением, когда руководящие посты в администрации ОАР оказались в руках египтян, привело в 1961 г. к расторжению союза, но ориентация на реформы в Сирии сохранилась.
Наиболее сложный путь к независимости прошел Алжир, где сложилась многочисленная община выходцев из Франции, не мыслящая себе жизнь в не зависимом от нее государстве. В 1954 г. в Алжире началась вооруженная борьба за независимость, которая унесла жизни не менее одного миллиона человек. В 1956 г. Франция признала независимость Марокко и Туниса, однако не оставляла попыток удержать Алжир, хотя во время войны большинство этнических французов покинули его. В 1962 г. Франция вывела войска из Алжира, который был провозглашен народно-демократической республикой.
Таким образом, общей чертой развития стран Северной Африки и Ближнего Востока стала упорная борьба за национальное освобождение. Особую роль в этой борьбе играла армия, патриотически настроенное офицерство.
Оказавшись у власти, военные, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, первым шагом к осуществлению которой становилась национализация собственности иностранных компаний. Осуществлялась аграрная реформа, призванная обеспечить модернизации массовую поддержку крестьянства, увеличить производство продовольствия. Ограничение предельного размера землевладения, передача земли арендаторам, поощрение кооперативов подрывали влияние помещиков, создавали условия внедрения передовых технологий землепользования.
При сохранении особой роли военных, стоящих у власти, нередких переворотах и сменах лидеров общей тенденцией выступало постепенное развитие гражданских форм общественной жизни. Военные лидеры становились руководителями политических партий. В Египте, Сирии и Ираке возникли партии арабского социалистического возрождения — БААС. Они являлись коалицией различных левых политических сил коммунистической, социал-демократической, патриотической ориентации. Складывались и оппозиционные движения, которые чаще всего запрещались. В Ираке в 1979 г. С. Хусейн сконцентрировал в своих руках пост президента, премьер-министра, главнокомандующего и руководителя партии БААС, запретив все оппозиционные движения.
Во внешней политике патриотически ориентированные режимы, как правило, искали себе союзников, не связанных с бывшими колониальными метрополиями. Большинство из них заключили договора о дружбе и союзе с СССР, который оказывал им техническую помощь и содействие в развитии энергетики, тяжелой индустрии, военной мощи. Одним из первых примеров такого сотрудничества стало строительство в 1950-е гг. в Египте плотины в районе города Асуан, позволившей улучшить землепользование в долине Нила, ставшей крупнейшим центром энергетики.
Традиционализм в исламском мире. Вторая модель развития стран исламского мира была связана с сохранением традиционных для них монархических режимов, сотрудничающих с индустриальными державами Запада, бывшими метрополиями.
К таким странам относились Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, Иран, ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты), К ним примыкали страны с военными или гражданскими режимами, экономически ориентирующиеся на рынки развитых стран, получающие от них военную помощь. Турция является членом НАТО и ассоциированным членом Евросоюза. Пакистан участвовал в большинстве военных союзов, созданных США и Великобританией на Среднем Востоке в период «холодной войны».
Традиционалистские режимы также стремились к модернизации своих стран, особенно те из них, которые обладали большими запасами нефти и осуществляли значительные инвестиции в экономику. Однако возможности модернизации оказались ограничены. Эти страны не пережили этапа подъема массового освободительного движения. Модернизация осуществлялась «сверху», большая часть населения относилась к переменам негативно.
Политика модернизации в Иране провалилась. В 19601—1970-е гг. монархический, шахский, режим, используя огромные доходы от продажи нефти и помощь США, которые видели в Иране бастион своего влияния, вступил на путь модернизации. По темпам экономического роста (13% — 14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы «экономического чуда».
Строились центры индустрии, внедрялась европейского типа система светского образования, предоставлены равные права женщинам, в деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства капиталистического типа.
Все эти мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни. Несмотря на рост благосостояния значительной части населения, усиливалось недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. Социальной базой протеста стало малограмотное, беднейшее сельское население, 40% которого не выдержало конкуренции с высокопроизводительными фермами, лишилось земли и не могло найти работы. Массовое движение протеста под лозунгом возвращения к традиционным исламским ценностям и образу жизни охватило в 1979 г. всю страну. Шах бежал за границу, а власть перешла к исламскому руководству. Иран был провозглашен исламской республикой, значительная часть плодов модернизации оказалась утрачена. Закрывались банки и компании, связанные с иностранным капиталом, разрывались внешнеторговые связи. Все это вызвало упадок экономики.
Традиционалистский протест против навязываемой сверху модернизации охватил и Афганистан. В этой стране группа военных, входивших в Народно-демократическую партию, считавшую себя марксистской, захватила в 1978 г. власть. Была свергнута монархия, страна провозглашена демократической республикой.
Курс на установление диктатуры несуществующего в стране пролетариата, уравнительное распределение земли, разрушавшее традиционную систему землепользования, провозглашение равенства всех народностей, населявших Афганистан, отмена исторически сложившихся привилегий племен привели к массовому недовольству. Теряя почву под ногами, лидеры НДПА обратились за помощью к СССР, который в 1979 г. ввел в Афганистан так называемый ограниченный контингент своих войск. Это придало традиционалистскому движению характер национально-освободительной войны, также соответствовавшей традиции этой страны, которая ни разу в своей истории не смирилась с иноземным завоеванием.
В ходе войны около 5 млн. человек (почти треть населения) бежали в соседний Пакистан, который оказывал поддержку борющимся с советскими и правительственными войсками племенам. С выводом советских войск в 1989 г. и падением власти НДПА в 1992 г. Афганистан был провозглашен исламской республикой. Однако война на его земле не прекратилась. При сложном этническом составе населения продолжалась борьба за контроль над центральной властью.
В 1995 г. на базе пуштунских племен, живущих на юге Афганистана и севере Пакистана, сложилось движение Талибан, выступающее за строжайшее соблюдение исламских норм жизни. Оно начало войну за установление полного контроля над Афганистаном. В 1996 г. талибы заняли столицу — Кабул и начали наступление на север страны, населенный таджиками и узбеками. В XXI век Афганистан вступает в условиях религиозной, межэтнической войны.
В большинстве стран с сильным влиянием ислама (богатой нефтью Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах) модернизация, как правило, не затрагивает образа жизни и традиций коренного населения. В нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей, строительной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих (в частности, арабов выходцев из Палестины, эмигрировавших после оккупации их земель Израилем).
Факторы единства исламских стран. Большие различия в характере политических режимов стран исламского мира, их идеологии, расхождения в выборе торговых партнеров и военных союзников, казалось бы, исключают восприятие этого мира целостным. По многим вопросам, в частности отношений с развитыми странами Северной Америки и Западной Европы, позиции стран исламского мира не совпадают. Особенно, если между ними самими возникают конфликты (война между Ираком и Ираном 1980—1988 гг., вторжение Ирака в Кувейт в 1990 г.).
В то же время исламский мир, несмотря на многообразие входящих в него стран, все чаще демонстрирует общие подходы к основным вопросам международной жизни. Приверженность принципу исламской солидарности все чаще выражается безотносительно к тому, какое направление ислама (суннитское или шиитское) является преобладающим в том или ином государстве. В 1972 г. была создана Организация исламская конференция, учредителями которой стали 26 государств Северной Африки и Азии. В ее состав вошла и Индонезия.
Большое влияние на взаимоотношения исламских стран оказал арабо-израильский конфликт. После решения ООН о создании на территории Палестины двух государств, арабского и еврейского (1947), началась арабо-израильская война, в результате которой Израиль оккупировал всю Палестину. Почти 1 млн. палестинских арабов были вынуждены искать убежища в соседних государствах. Поддержка требований палестинцев о возвращении им родных земель стала важнейшим источником арабского единства.
После войны 1967 г. на Ближнем Востоке Израиль оккупировал Синайский полуостров, западный берег реки Иордан, Голанские высоты. В этих условиях союзные как СССР, так и США государства исламского мира склонялись к проявлению солидарности с Египтом, Сирией и Иорданией, земли которых были оккупированы Израилем.
Война 1973 г., когда Египет и Сирия предприняли попытку разгромить Израиль и вновь потерпели поражение, наглядно показала, что арабо-израильский конфликт не поддается военному решению. Мирное его урегулирование началось при посредничестве основного союзника Израиля — США. Согласно подписанному в 1979 г. в Кэмп-Дэвиде соглашению с Египтом, Израиль в 1988 г. завершил вывод войск с Синайского полуострова. В 1993 г. в Вашингтоне Израиль и Организация Освобождения Палестины (ООП), выступающая от имени народа Палестины, признали законность существования друг друга. Это открыло путь к последующим шагам по созданию арабского государства в Палестине.
Развитие арабо-израильского диалога вызвало в исламском мире неоднозначную реакцию. В то же время солидарность с народом Палестины уже сыграла и продолжает играть важную роль в развитии мирного процесса, учитывающего его законные интересы.
Близость исламских стран возросла в результате модернизации. Несмотря на исходные различия в методах ее осуществления, в большинстве случаев она привела к сходным социальным и экономическим последствиям. Как в странах, где первоначально были популярны социалистические идеи, так и в государствах с традиционными режимами сформировался влиятельный слой национальной буржуазии. Ей требуются доступ к рынкам развитых стран, сотрудничество с их банковской системой, ослабление государственного контроля над экономикой.
Общей тенденцией стало усиление влияния ислама, в том числе и в тех государствах, которые считают себя светскими. Активность политических сил, ставящих целью исламизацию своих стран, пробудила исламская революция в Иране. В Турции исламская Партия Благоденствия на выборах 1995 г. получила 21% голосов, обогнав все остальные политические силы страны. Были приняты законы, устанавливающие строгие наказания за богохульство, оскорбления ислама. В Алжире новая партия — Исламский Фронт Спасения — в 1990 и 1991 гг. получила более 50% голосов на выборах. Чтобы предотвратить исламизацию страны, армия пошла на установление военного правления. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других исламских странах.
Чаще всего исламизация является реакцией населения на внутренние трудности, социальную поляризацию, как это было в Иране. Беднейшие слои общества обращаются к вере предков, видя в возвращении к их заветам путь решения современных проблем.
Учитывая опыт исламской революции в Иране, правящие круги стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки не только не противостоят росту влияния религии, но солидаризируются с течениями воинствующего ислама. Это осложняет их отношения с развитыми странами мира, питающими недоверие к режимам, которые отвергают либеральную демократию. Зато подобная солидарность обеспечивает внутреннюю стабильность, становится символом единства и взаимоподдержки исламских стран.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что вы понимаете под словами «исламский мир»?
2. Охарактеризуйте два основных пути послевоенного развития исламских стран, дайте им названия.
3. В чем состояло сходство обеих моделей модернизации в исламском мире, чем они отличались? В подтверждение ваших выводов приведите конкретные факты из истории некоторых стран об особенностях и итогах этих процессов. ,"
4. Подготовьте сообщение: «Афганистан: трудные пути развития».
5. Назовите факторы, которые разъединяют и объединяют исламский мир. Почему в последние годы степень единства исламских стран возрастает? Какое значение это имеет для России?
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1504;