АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ
22 июня 1941 г. Германия и ее союзники напали на Советский Союз. Этому нападению предшествовало ухудшение советско-германских отношений.
СССР и Германия накануне войны. Внезапный разгром Франции был неожиданным для руководства СССР, которое, исходя из опыта первой мировой войны, полагало, что война приобретет затяжной характер. В изменившихся условиях Советский Союз ускоренными темпами начал устанавливать контроль над сферой интересов, определенной ему по договору с Германией.
В тот же день, когда пал Париж, 14 июня 1940 г., СССР обвинил правительства стран Прибалтики в нарушении договоров о взаимопомощи и ввел свои войска на их территорию. Менее чем через месяц Литва, Латвия и Эстония были провозглашены Советскими республиками и приняты в состав СССР. Сразу после капитуляции Франции Советский Союз, сконцентрировав крупные силы на границе Румынии, добился передачи ему Бессарабии.
В ноябре 1940 г. в ходе визита министра иностранных дел СССР В.М. Молотова в Берлин ему было сделано предложение о присоединении Советского Союза к Тройственному пакту. Приняв его, СССР следовало поддержать Германию в войне с Англией, ему была обещана сфера влияния в Иране и Индии. Однако для советского руководства оказалось неприемлемо вступление в войну на стороне откровенно агрессивных держав, дальнейшее усиление которых воспринималось как угроза безопасности СССР.
Фактически, Советский Союз в ноябре 1940 г. втянулся в соперничество с Германией за влияние на балканские страны, предложив Болгарии заключить договор о дружбе и взаимной помощи, отвергнутый болгарской стороной. В апреле 1941 г. СССР подписал договор о дружбе и ненападении с Югославией за день до нападения Германии на эту страну.
После отказа Советского Союза от вступления в Тройственный пакт А. Гитлер в декабре 1940 г. утвердил план «Барбаросса», предполагавший молниеносный разгром СССР в 1941 г. до завершения войны Германии с Англией. Согласно этому плану, немецкие войска должны были за три месяца выйти на рубеж Архангельск-Астрахань.
Принятие решения о нападении на СССР, с одной стороны, отвечало первоначальным идеям А. Гитлера 1920-х гг. о завоевании «жизненного пространства» для немцев на Востоке. С другой стороны, это решение было принято и одобрено лидерами Германии с учетом итогов военных действий 1940 г. в Европе.
При планировании кампании 1941 г. учитывалось, что десант на Британские острова, при господстве флота Великобритании на море, не имеет шансов на успех. Идеи командования флота о том, чтобы перенести центр тяжести операций в Восточное Средиземноморье, прорваться через Египет, Палестину, Ирак и Иран к Индии, были отвергнуты А. Гитлером как нереалистические. Из-за больших расстояний даже снабжение корпуса Роммеля в Африке по морю и воздуху вызывало сложности. Разгромив СССР, Германия не только избавлялась от потенциального противника, овладевала его ресурсами, но и обеспечивала своим танковым армиям кратчайший путь в сердце Британской империи, в Индию, создание угрозы которой, представлялось, открывает вполне реальный шанс принудить Англию к капитуляции в 1942 г.
Предполагая, что СССР может быть разгромлен за три месяца, командование вермахта исходило из опыта побед над считавшимися первоклассными армиями стран Европы. Учитывалось, что Красная Армия ослаблена репрессиями 1937 — 1938 гг. против ее командного состава, что она не лучшим образом проявила себя в «зимней войне» с Финляндией, что значительная часть ее командиров и солдат не имеет боевого опыта, в то время как германская армия воевала уже почти два года. Считалось, что методы «блицкрига» позволят уничтожить основные силы Красной Армии в первые же недели войны. Это подорвет волю и народа и руководства СССР к дальнейшему сопротивлению, как это произошло во Франции. Принималось во внимание, что СССР не был готов к войне. Программа модернизации его вооруженных сил должна была завершиться не ранее 1942 г. При этом германская разведка недооценила мобилизационные возможности СССР. Наличие у него новых танков Т-34 и KB, по своим данным превосходящим германскую танковую технику, реактивных минометов «Катюша» оказалось неприятным сюрпризом для германского командования.
Помех со стороны Великобритании, которая еще не успела создать достаточно сильную сухопутную армию, чтобы угрожать высадкой во Франции, не ожидалось, тем более что из имевшихся у нее к лету 1941 г. 214 дивизий Германия направляла против СССР 152. Остальным войскам, совместно с итальянскими дивизиями, следовало нести охрану территории рейха и покоренных стран, вести операции в Африке.
Дата для нападения — 22 июня — была выбрана неслучайно, поскольку именно в этот день в 1940 г. капитулировала Франция. Гитлер, склонный к мистицизму, счел, что эта дата является счастливой для Германии.
СССР принимал меры по укреплению своих вооруженных сил с начала 1930-х гг., с началом войны в Европе его промышленность была переведена в режим военного времени. В марте 1941 г. правительство США, а в апреле — Великобритании, ссылаясь на данные разведки, предупредили И.В. Сталина о намерении Гитлера напасть на СССР.
Советское правительство не поверило этим заявлениям, поскольку Сталин был убежден, что Германия не решится воевать на два фронта. Он не мог и мысли допустить, что германское командование планирует разгромить СССР всего за три месяца. Тем не менее, в апреле 1941 г. в армию было призвано около 800 тыс. резервистов.
Нападение Германии на СССР. В начале войны СССР имел больше танков и боевых самолетов, чем Германия, хотя многие из них и устарели. Однако значительная часть боевой техники из-за внезапности удара была уничтожена ударами с воздуха, не успев вступить в бой. На направлениях танковых прорывов немецкие войска имели подавляющее превосходство. Силы приграничных военных округов, в том числе и из-за ошибок командования, были почти полностью окружены и уничтожены. За два месяца боев войска Германии и ее союзников углубились на территорию СССР на 700-800 км., захватили Белоруссию, Молдавию, почти всю Украину, осадили Ленинград, вышли на дальние подступы к Москве. СССР потерял не менее половины той армии, с которой он вступил в войну. Крупнейшие промышленные центры оказались в руках захватчиков. События развертывались почти так, как планировалось по плану «Барбаросса», хотя германское командование и обнаружило, что оно недооценило численность Красной Армии и количество имевшейся у нее боевой техники. Главный просчет, однако, состоял в том, что не была принята во внимание воля советского народа к сопротивлению. Сотни тысяч человек вступали в армию добровольцами. В оккупированных районах началась партизанская война. В промышленных районах на востоке страны люди работали сверхурочно, с тем чтобы наладить выпуск военной техники. Проявления паники и растерянности, особенно на начальном периоде войны, были нередкими, но они подавлялись мощным сталинским аппаратом репрессий, у которого появился иной противник, кроме собственного народа. Из лагерей были выпущены опальные военачальники, война приобрела подлинно отечественный, патриотический характер.
К декабрю 1941 г. на Восточном фронте немецкие войска истощили свой наступательный порыв. Несмотря на огромные потери, Красная Армия сумела сорвать планы «молниеносной войны». Германии пришлось вести зимнюю кампанию, к которой она не готовилась. Подтянув свежие силы из Сибири и Дальнего Востока, советское командование смогло не только отстоять Москву, но и нанести вермахту первое серьезное поражение в войне, отбросив его от Москвы на 150—200 км.
Оборонительные бои Красной Армии, а особенно ее зимнее наступление поставили Германию на грань военной катастрофы. По оценке германского Генштаба, если летом 1941 г. полностью боеспособными были 64% войск, находившихся на Восточном фронте, то к исходу зимы 1941—1942 гг. — лишь 5%.
Формирование антигитлеровской коалиции. С нападением Германии на СССР у него появился общий противник с Великобританией. Уже вечером 22 июня премьер-министр Великобритании У. Черчилль заявил о своей солидарности с СССР. 12 июля была подписана англо-советская декларация об оказании друг другу взаимной помощи и поддержки, о недопустимости заключения сепаратного мира. Большое значение для дальнейшего сотрудничества имело признание Советским Союзом в качестве законных правительств Польши, Чехословакии, Норвегии, Бельгии, Франции, находящихся в изгнании. В августе 1941 г. союзники предприняли первую совместную военную операцию, введя войска в Иран, чтобы пресечь деятельность германской агентуры в этой стране.
Сложнее складывались отношения сотрудничества с США, в которых были сильны изоляционистские настроения. С началом войны в Европе по инициативе Ф-Д. Рузвельта в закон о нейтралитете были внесены изменения. Согласно им, воюющие страны могли приобретать в США оружие, боеприпасы и стратегическое сырье при условии немедленной оплаты и вывоза на собственных судах. Несмотря на то что этот закон был крайне выгоден для американской промышленности, 1/3 сенаторов и 2/5 конгрессменов голосовали против него.
С поражением Франции в США возникли серьезные опасения, что Англия также будет разгромлена или капитулирует перед Германией, которая в этом случае станет достаточно могущественной, чтобы угрожать американскому континенту. Эти опасения побудили Ф.Д. Рузвельта принять меры по укреплению обороны страны. В частности, был создан двухпартийный кабинет, включивший представителей и Республиканской, и Демократической партий. Впервые в мирное время вводилась всеобщая воинская повинность. Для охраны морских торговых путей Англии были переданы 50 эсминцев.
Это было сделано в обмен на договор об аренде на 99 лет английских баз в Западном полушарии.
Президент США обратил внимание на письмо А. Эйнштейна с предостережением о возможности создания Германией оружия необычайной разрушительной силы в результате работ по обогащению урана. В США началась работа по так называемому Манхэттенскому проекту, созданию собственного атомного оружия.
На президентских выборах 1940 г. главным аргументом кандидата республиканцев У. Уилки, соперника Ф.Д. Рузвельта, было обещание предотвратить вступление США в войну. В свою очередь и Рузвельт, победивший 27,2 млн. голосов против 22,3 млн. у Уилки, обещал, что он будет помогать Великобритании всеми средствами, кроме военных.
Тем не менее, когда Англия истощила свой золотой запас и уже не могла закупать вооружение, несмотря на сильные изоляционистские настроения, в марте 1941 г. сенат США принял закон о ленд-лизе. Согласно этому закону, государства, сопротивление которых фашистской агрессии признавалось отвечающим интересам обороны самих Соединенных Штатов, получали право приобретать в долг все необходимое для ведения войны. Долги по ленд-лизу подлежали оплате после войны лишь в том случае, если полученные товары не были израсходованы в военных целях. Охраняя поставляемые грузы, военно-морские силы США начали патрулирование в Атлантическом океане, препятствуя действиям германских подводных рейдеров.
В марте состоялись секретные переговоры военного командования США и Англии. Было достигнуто соглашение, что в ; случае вступления США в войну против держав Тройственного пакта основные усилия союзников сосредоточатся на разгроме Германии как наиболее опасного противника.
В августе 1941 г. США и Великобритания подписали декларацию о принципах сотрудничества во время и после войны. Она получило название «Атлантической хартии». В этом документе стороны обязывались воздержаться от территориальных или других приобретений, уважать право народов избирать себе форму правления, способствовать восстановлению независимости тех народов, которые были лишены ее насильственным путем. Они выразили приверженность принципам равного доступа всех стран к торговле и мировым сырьевым источникам, обеспечения народам высокого уровня жизни, экономического развития и социальной защищенности, прочного мира.
Нападение Германии на СССР означало, что угроза вторжения в Англию уходит на второй план. Оно было расценено изоляционистами в США, враждебно относившимися как к воинствующему национализму Гитлера, так и к идеологии «мировой революции», исповедуемой СССР, как шанс предотвратить вступление Америки в войну. Кредо изоляционистов сформулировал сенатор (впоследствии вице-президент и президент) Г. Трумэн, заявивший, что «если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Гитлеру, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя я не хочу победы Гитлера ни при каких обстоятельствах».
Многие американские военные эксперты полагали, что СССР потерпит поражение в течение нескольких месяцев и оказывать помощь ему бесполезно. Тем не менее, правительство Ф.Д. Рузвельта приветствовало его присоединение к «Атлантической хартии». В октябре 1941 г. на СССР был распространен закон о ленд-лизе, хотя реально поставки начались лишь в 1942 г.
Агрессия Японии на Тихом океане и вступление в войну США. Решающим ударом по американскому изоляционизму стало нападение Японии на США 7 декабря 1941 г. и последовавшее за этим объявление Германией войны США.
По образцу европейского фашизма в Японии была проведена реорганизация политической системы. Распускались все политические партии, вместо них создавалась новая структура — Ассоциация помощи трону, возглавляемая премьер-министром и включившая представителей крупнейших кланов феодалов, промышленников, военной и гражданской бюрократии. Вместо профсоюзов создавались «общества служению Отечеству». Крупнейшие концерны (Мицуи, Мицубиси и др.) совместно с правительством организовывали ассоциации контроля над промышленностью, централизованно распределявшие сырье, энергоресурсы, рабочую силу для наращивания объемов военного производства.
В 1940—1941 гг., продолжая агрессию в Китае, Япония готовилась к расширению своего участия в войне. В Китае у нее находилось 63 дивизии, 18 обеспечивали охрану метрополии, 15 могло быть использовано на других театрах войны. Правящие круги Японии намеревались создать систему «нового по-рядка» в Азии, но выбор направления экспансии вызывал определенные колебания. После поражения Франции Япония поставила под свой контроль французскую колонию Индокитай. Затруднительное положение Англии побудило правящие круги Японии сделать выбор в пользу экспансии в южном направлении, хотя это означало войну и с США.
Попытки японских милитаристов ранее, в 1938 и 1939 гг., проверить прочность обороны СССР у озера Хасан и на реке Халхин-Гол заставили их высоко оценивать советскую военную мощь. Кроме того, для вторжения в СССР требовались крупные силы сухопутной армии, занятые войной с Китаем, а при ударе в южном направлении можно было использовать флот, до этого бездействовавший. В апреле 1941 г. Япония подписала с Советским Союзом договор о нейтралитете. Хотя у руководства СССР не было полной уверенности в том, что этот договор будет соблюдаться, все же отчасти он обеспечил безопасность Дальнего Востока.
7 декабря 1941 г. японский флот атаковал Пёрл-Харбор, основную базу флота США в Тихом океане, потопив и повредив восемь линкоров, составлявших основу американского Тихоокеанского флота США. Почти одновременно у побережья Малайи были потоплены два английских линкора, что на время обеспечило Японии полную свободу действий на море. Союзники имели небольшой численный перевес на театре военных действий (22 дивизии против 15), но их силы распылялись по гарнизонам, японцы имели перевес в авиации и на море. Их войска высадились на Филиппинах, в Индонезии, полностью овладев ими к весне 1942 г., вступили на территорию Таиланда, ставшего союзником Японии, заняли Малайзию и Бирму, оказавшись на подступах к Индии.
С официальным вступлением США в войну антифашистская коалиция, наконец, получила организационное оформление. 1 января 1942 г. правительства стран, воюющих с «Тройственным пактом», подписали Декларацию 26 государств. Она содержала обязательства использовать все ресурсы для победы над противником, не заключать сепаратного перемирия или мира, определяла, что послевоенное устройство мира должно строиться на принципах «Атлантической хартии». Декларация была открыта для присоединения к ней иных, пока не воюющих стран.
Таблица 6.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 981;