ЛЕВЫЕ» И «ПРАВЫЕ » В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН В 1920-е гг.

Переход от условий военного времени к мирному развитию вызвал серьезные трудности в большинстве индустриальных стран. Демобилизация армий сопровождалась ростом безработицы, перевод промышленности на выпуск гражданской продукции (конверсия) осложнялся ограниченностью разоренных войной рынков сбыта. Кроме того, правительства сталкивались с ростом запросов масс, уставших от ограничений потребления военного времени.

Социал-демократическое движение: идеология и политика. В странах Западной Европы большую роль в решении проблем перехода от войны к миру сыграла социал-демократия. Основой идеологии социал-демократии оставались взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на природу капитализма и присущей ему системы эксплуатации капиталом наемного труда. В То нее время теоретическая мысль социал-демократии стремилась учесть и отразить те новые реальности капитализма, которые проявились в конце XIX — начале XX века.

Пересмотр ряда теоретических позиций марксизма получил название ревизионизма. Теоретики ревизионизма Э. Бернштейн (1850—1932) и К. Каутский (1854—1938) в Германии, О. Бауэр (1882—1938) в Австрии и другие полагали, что концентрация и централизация капитала, образование трестов, артелей частично устраняют анархию свободной конкуренции на национальной арене. Это позволяет если не устранить кризисы, то смягчить их последствия, свидетельствует о наличии у капитализма перспектив дальнейшего развития. По мнению Э. Бернштейна, социализм как доктрина, провозглашающая возможность построения общества социальной справедливости и равенства, не может в полной мере считаться научной, поскольку она не проверена и не доказана на практике. Существующие умозрительные представления о таком обществе слишком туманны и утопичны. Что касается социал-демократического движения, то оно призвано отстаивать вполне конкретные, повседневные интересы трудящихся, не стремясь к скорейшему достижению абстрактного социального идеала.

Наибольшее значение ревизионизм придавал развитию демократии. Марксистская теория создавалась в условиях, когда политические институты демократии в большинстве стран Европы еще только формировались. Там, где существовали парламенты, из-за системы цензов (оседлости, имущественного, отсутствия избирательных прав у женщин и молодежи) 80-90% населения не имело права голоса. В подобной ситуации в высших законодательных органах, парламентах были представлены имущие слои населения, государство отстаивало прежде всего их интересы. Это оправдывало выдвижение лозунга революционной борьбы за создание государства нового типа, отражающего интересы большинства населения. Однако с введением всеобщего избирательного права у партий, представляющих интересы лиц наемного труда, появилась возможность завоевания большинства в парламентах, формирования собственных правительств.

В этих условиях социал-демократия стала исходить из того, что главной целью рабочего движения становится борьба за реформы в рамках существующего демократического государственного устройства. Насильственный захват власти революционной партией, не имеющей поддержки большинства избирателей, даже если это оказывалось возможным осуществить, социал-демократией исключался. Их лидеры считали, что это путь не к утверждению в обществе норм социальной справедливости, а к насилию меньшинства над большинством, что ведет к гражданской войне.

Советскую Россию (СССР) западноевропейская социал-демократия не считала воплощением социалистического идеала, полагая, что избранный российскими большевиками путь в лучшем случае ведет к созданию государственно-бюрократического капитализма, где права трудящихся еще менее гарантированы, чем в странах развитой демократии.

Социал-демократия в 1920-е гг. стала одной из самых влиятельных политических сил в Западной Европе. В 1919 г. ею были восстановлены межпартийные международные связи, воссоздан II Интернационал. Он распался в 1914 г., когда лидеры социал-демократических партий стран Антанты и Центральных держав сочли, что солидарность со «своими», воюющими друг с другом правительствами, важнее общих интересов трудящихся разных стран.

В 1923 г. ко II Интернационалу присоединились группы социалистов, ранее не вошедшие в его состав (так называемые партии II 1/2 Интернационала). Они создали новую организацию — Рабочий Социалистический Интернационал. Многие из вошедших в него партий в своих странах были правящими. Так, в Великобритании в 1924 г. впервые в ее истории у власти оказались лейбористы. В Германии до 1925 г. социал-демократ Эберт занимал пост президента, социал-демократия неоднократно входила в коалиционные правительства. Во Франции в 1924 г. на парламентских выборах победил так называемый левый блок, в который входили социалисты.

По инициативе социалистов и социал-демократов проводились социальные реформы, улучшающие положение трудящихся. Они были связаны с законодательным ограничением продолжительности рабочего дня, улучшением пенсионного обеспечения, мер помощи малоимущим, созданием новых рабочих мест, субсидировании строительства дешевого жилья для рабочих.

Коммунисты и социал-демократы. Коммунистическое движение, которое объединяло партии, вошедшие в Коминтерн, считало себя единственной последовательно революционной силой, отражающей интересы рабочего движения.

Борьба за реформы не отвергалась коммунистическим движением, но она рассматривалась не как основная цель, а как средство завоевания доверия масс, мобилизации их на революционную борьбу. Возможность мирного пути к социализму, связанная с завоеванием большинства мест в парламенте и 'постепенным реформированием общества, расценивалась как маловероятная. Образцом тактики для всех считался опыт российских большевиков, связанный с захватом власти вооруженным путем, созданием государства диктатуры пролетариата. При этом основным критерием продвижения к идеалу равенства и социальной справедливости считалась степень обобществления средств производства. Предполагалось, что назначенные государством чиновники смогут распоряжаться собственностью в интересах всего общества и более эффективно, чем предприниматели или управляющие крупных корпораций.

Своим основным идейным и политическим соперником коммунисты считали социал-демократию. Это объяснялось следующими причинами.

Во-первых, и коммунисты, и социал-демократы претендовали на то, что только они выражают интересы работников наемного труда. Подрыв влияния социал-демократии на рабочее движение коммунисты считали основной предпосылкой к укреплению собственных позиций.

Во-вторых, и коммунисты, и социал-демократы полагали, что только их идеология является подлинно марксистской. Они обвиняли друг друга в искажении смысла учения К. Маркса. Наиболее спорным был вопрос оценки идей В.И. Ленина о зрелости предпосылок социализма в индустриальных странах. В Коминтерне их считали единственно верным направлением творческого развития марксизма, что категорически отвергалось социал-демократией.

В-третьих, в большинстве стран Европы коммунистические партии возникли в результате раскола социал-демократического движения. Ему предшествовали острые дискуссии о тактике рабочего движения, отношении к войне 1914— 1918 гг., к Советской России. Личные отношения между лидерами коммунистов и социал-демократов, ранее состоявших в одних партиях, чаще всего были откровенно враждебными.

В 1921 — 1922 гг. Коминтерн признавал, что стабилизация положения в капиталистическом мире требует поставить на первый план борьбу за реформы на основе сотрудничества всех левых партий. Но уже в 1923 г. акцент делался на борьбе с влиянием социал-демократии на рабочее движение. Ей в вину ставили спад активности рабочего движения, поражение революций в Германии и Венгрии. Лидеров социал-демократии упрекали в том, что они вводят в заблуждение рабочий класс относительно возможности улучшения его положения при капитализме.

Единство действий в решении конкретных вопросов допускалось, но большинство коммунистических партий считало правильной лишь тактику «единства снизу», конечная цель которой состояла в отрыве рядовых членов социал-демократических партий от их руководства.

Фашистские движения в Италии и Германии. В начале 1920-х гг. и у коммунистов, и у социал-демократов появился общий противник — фашистское движение, влияние которого не было ими своевременно оценено.

Термин «фашизм», означающий «пучок», «связка», под которым понималось единство нации, возник в Италии. Фашистская символика, особое место в которой занимала свастика, была заимствована из древних, дохристианских верований (у многих народов свастика — символ плодородия).

Фашистские лидеры привлекали к себе внимание масс резкой критикой существующих порядков, заимствуя многие лозунги у коммунистов. При этом решение всех проблем они связывали не с социалистической, а с национальной революцией. Достижение единства нации, в том числе и путем уничтожения ее врагов, к которым относились не только этнические меньшинства, но и все, кто не разделял фашистские идеи, провозглашалось высшей ценностью. Подвергались критике либерально-демократическое государство, имущие классы. Формулировались обещания решить проблему безработицы, повысить уровень жизни и уменьшить социальное неравенство, выдвигались популистские лозунги типа «земля тому, кто ее обрабатывает» (Б. Муссолини). Реализация национальной идеи связывалась с покорением и подчинением более слабых государств.

Политические движения, основой идеологии которых был воинствующий национализм, не случайно возникли в Германии и Италии.

Италия понесла большие потери в мировой войне, вышла из нее ослабленной, с разрушенной экономикой- Хотя она относилась к числу держав-победительниц, ее территориальные и колониальные претензии не были удовлетворены Парижской конференцией.

В Италии фашистская партия возникла в 1919 г. Ее возглавил Б. Муссолини (1883—1945), бывший левый социалист, в годы войны ставший сторонником создания Великой Италии, владычествующей над Средиземноморьем, обладающей обширной колониальной империей.

Первоначально фашистская партия состояла из нескольких десятков человек — бывших фронтовиков, интеллигентов-анархистов, уголовников. В условиях экономического кризиса, падения доверия избирателей к основным политическим партиям движение начало набирать силу. Большую роль в этом сыграли ораторское мастерство Муссолини, его склонность к театральным эффектам, способность без колебаний давать любые обещания.

Фашистское движение с самого начало имело милитаризированный характер. Провозгласив своей целью спасение Италии от коммунизма, Муссолини создал отряды штурмовиков-чернорубашечников, которые при попустительстве властей устраивали погромы отделений Коммунистической партии, расправлялись с пикетами бастующих рабочих. В 1921 г. Муссолини и группа его единомышленников были избраны в парламент. В 1922 г. после марша фашистов на Рим, для проведения которого были собраны чернорубашечники со всей Италии, около 50 тыс. человек, король, не решившийся применить силу, назначил Б. Муссолини главой правительства. Хотя фашистская партия имела всего 7% мест в парламенте, новый премьер-министр получил поддержку парламентского большинства.

Фашистские отряды были объединены с полицией, в органы власти всех уровней назначены фашистские комиссары. Террор, развязанный против коммунистов и социалистов, создал Муссолини образ спасителя страны от коммунизма. В 1924 г. коалиция фашистской партии и либеральных партий добилась внушительного успеха на парламентских выборах: 374 места против 157 мест у оппозиции, социалистов и коммунистов. Это были последние свободные выборы. Постепенно в стране начал утверждаться диктаторский режим.

В Германии в 1919 г. возникло несколько партий ультранационалистической ориентации. Лидером одной из них, Германской рабочей партии, вскоре переименованной в Национал-социалистическую рабочую партию Германии (НСДАП), стал А. Гитлер. В прошлом неудавшийся художник, ефрейтор в годы мировой войны, он проявил незаурядные ораторские способности. Смесь социалистических и националистических лозунгов, таких, как «национальный социализм» и «новый мировой порядок», откровенная поддержка высокопоставленных военных позволили привлечь к партии немало сторонников.

Условия Версальского мира представлялись многим немцам несправедливыми, воспринимались как национальное унижение. Требования о выплате огромной контрибуции при сложном экономическом положении усиливали раздражение против стран Антанты. Так, в 1921 г. после отказа Германии выплатить Франции 228 млрд. марок золотом она оккупировала Рурский угольный бассейн. В ходе переговоров сумма репараций была уменьшена до 132 млрд. марок. Поскольку Германия не смогла в срок внести платежи, французы в 1923 г. вновь оккупировали Рур, и это окончательно развалило германскую экономику. Инфляция в Германии достигла астрономических величин. В марте 1922 г. один доллар США стоил 670 марок, в августе — 4500 марок, в ноябре 1923 г. — 4,2 биллиона марок.

Экономическая катастрофа вызвала подъем рабочего движения. В крупнейшем портовом городе Гамбурге 23—25 октября 1923 г. Компартия призвала своих сторонников к оружию, надеясь, что восстание перерастет в общегерманскую революцию. В германских землях Саксонии и Тюрингии возникли рабочие правительства с участием коммунистов.

В этих условиях Гитлер, по примеру Муссолини, решил сыграть роль спасителя нации от коммунизма. Фашисты в 1923 г. предприняли попытку захвата власти в германской земле Баварии, предполагая затем устроить марш на Берлин. 8 ноября 1923 г. на митинге, начавшемся в пивной, А. Гитлер заявил о начале национальной революции, провозгласив себя главой правительства.

Власти Германии, однако, не нуждались в помощи еще малочисленного фашистского движения. По приказу президента Эберта армия, введенная в города, расправилась с революционным движением. Ее командующий, генерал фон Сект, объявил коммунистов вне закона. С фашистским путчем, получившим название пивного, легко справилась полиция Мюнхена. Гитлер вынужден был больше года провести в тюрьме, но условия содержания были установлены весьма льготные, позволившие ему работать над книгой, ставшей библией германского фашизма. Эта книга, названная «Майн кампф» («Моя борьба»), сочетала автобиографические заметки с пространными рассуждениями о будущем переустройстве Германии и мира.

При оценке природы фашистского движения, его перспектив левыми силами были допущены серьезные просчеты. Коммунисты считали, что фашизм служит исключительно интересам крупного капитала, который пытается террором запугать рабочее движение, призывами к единству нации отвлечь его от классовой борьбы. С этой точки зрения, они не видели принципиального отличия фашистов от социал-демократов, считая, например, Муссолини всего лишь поправевшим социалистом. Социал-демократы воспринимали фашистские партии как новых участников политической жизни, порой видели в них выгодный противовес коммунистам.

Ни коммунисты, ни социал-демократы не предполагали, что национальная идея в ее фашистском истолковании может получить массовую поддержку. Не ожидали они, что фашистские партии окажутся способны создать антидемократическое государство нового типа — инструмент подготовки и ведения войны за захват мирового господства.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ *

Из Тезисов IV Конгресса Коминтерна, 5 ноября — 5 декабря 1922 г. «Единый рабочий фронт»:

«Выдвигая лозунг единого рабочего фронта и допуская соглашение отдельных секций Коммунистического Интернационала с партиями и союзами II и II 1/2 Интернационалов, Коммунистический Интернационал, само собой разумеется, не может отказаться от таких же соглашений и в международном масштабе». {Коммунистический Интернационал в документах. М.,1932. С. 309.)

Из резолюции V Конгресса Коминтерна, 17 июня — 5 июля 1924 г. «Фашизм»:

«При все прогрессирующем распаде буржуазного общества все буржуазные партии и особенно социал-демократия принимают более или менее фашистский характер, прибегая к фашистским методам борьбы с пролетариатом и способствуя, таким образом, разрушению того общественного порядка, для сохранения которого они предназначены. Фашизм и социал-демократия составляют два острия одного и того же оружия диктатуры крупного капитала. Социал-демократия поэтому никогда не может быть надежной союзницей в борьбе пролетариата с фашизмом».(Коммунистический Интернационал в документах. М.,1932. С. 448).

Из тезисов VI Конгресса Коминтерна, 17 августа — 1 сентября 1928 г. «Международное положение и задачи Коммунистического Интернационала»:

«Социал-демократия перешла от стыдливой защиты капитализма к его открытой поддержке <...>

Левые социал-демократические вожди являются опаснейшими врагами коммунизма и диктатуры пролетариата <...> Учитывая процесс полевения рабочих и внутри социал-демократии, стремясь оказать на них возрастающее влияние, коммунисты должны самым решительным образом разоблачать «левых» социал-демократических вождей как наиболее опасных проводников буржуазной политики в рабочем классе, отвоевывая неизбежно отходящую от них рабочую массу». (Коммунистический Интернационал в документах. М.,1932. С 775—777.)

Из статьи Б. Муссолини «Доктрина фашизма», 1932 г.:

«Фашизм <...> видит не только индивида, но и нацию и страну; индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями, миссия которого — подавить инстинкт к жизни, замкнутой в узком кругу удовольствий, построить высшую жизнь, основанную на долге, свободную от ограничений времени и пространства, в котором индивид через самопожертвование, отказ от частных интересов и даже через смерть может достичь того идеального духовного существования, в котором состоит его ценность как человека <...>

Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчеркивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную волю человека как исторической сущности. Она противостоит классическому либерализму, возникшему как реакция на абсолютизм и исчерпавшему свою историческую функцию, когда Государство стало выразителем совести и воли народа. Либерализм отрицал Государство во имя индивида; фашизм подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида. И если свобода должна быть атрибутом живущего человека, а не абстрактной функцией, выдуманной индивидуалистическим либерализмом, то фашизм выступает за свободу, за единственную свободу, имеющую ценность, — свободу Государства и индивида в Государстве. Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство — синтез и объединение, включающее в себя все ценности, объясняет, развивает и придает силу всей жизни народа. Вне Государства нет индивидов или групп (политических партий, культурных объединений, экономических союзов, социальных классов). Поэтому фашизм противоположен социализму, которому неизвестно единство внутри Государства, сливающего классы в единую экономическую и этническую реальность, и который не видит в истории ничего кроме классовой борьбы. Фашизм противоположен и тред-юнионизму, как классовому оружию. Но, будучи вовлеченным в орбиту Государства, фашизм видит реальные потребности, которые дали начало социализму и тред-юнионизму и которые заняли должное место в объединенной или корпоративной системе, где противоположные интересы координируются и гармонизируются в единстве Государства». (Антология мировой политической мысли М.,1997. Т. 2. С. 235—238 )

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему происходил отход социал-демократии Европы от исходных взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса?

2. Что такое ревизионизм? Охарактеризуйте воззрения его представителей.

3. Какова была роль социал-демократов в странах Западной Европы в 20-е гг.?

4. Объясните причины расхождений во взглядах и действиях коммунистов и социал-демократов. Какие общие позиции вы можете отметить в выдержках из документов Коминтерна, посвященных социал-демократии? Как эти документы оценивают деятельность социал-демократов, в чем обвиняют их? Чем отличается содержание первого из них?

5. Почему Италия и Германия стали родиной фашизма? Какая идеология лежала в основе этого политического движения? Вычлените основные положения «Доктрины фашизма» Б. Муссолини, составив план приведенного фрагмента. Как вы думаете, почему автор противопоставляет фашизм социализму и тред-юнионизму, восхваляя созданную в Италию корпоративную систему?

6. Сравните пути возникновения фашизма в Италии и Германии. Что их объединяет, что различает?








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1604;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.