НАРОДЫ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН НА ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ
Большинство народов стран Азии и Африки ко времени их Превращения в колонии и полуколонии индустриальных держав жило в условиях феодального или родоплеменного строя при преобладании укладов жизни, формировавшихся в течение веков, ставших для этих народов привычными, традиционными.
Традиционное общество и колониализм. Традиционные уклады имели свою специфику в индийской, китайской и исламской цивилизациях. Эта специфика во многом определяла степень легкости завоевания этих стран и его последствия.
Так, в Индии традиционализм строился на кастовой системе, общинном землевладении и индуистской религии.
Кастовая система предполагала, что каждый человек принадлежит к той же касте, что и его родители, причем браки между представителями различных каст исключались. Каждой касте предписывались определенный род деятельности и нормы поведения. К высшим кастам относились брахманы — священнослужители, имеющие право говорить от имени Бога, и кшатрии — светские властители, цари, князья и воины. Выделялись также каста торговцев и ремесленников (вайшии) и каста земледельцев (шудры). Те, кто нарушали нормы поведения, чужаки, потомки рабов становились неприкасаемыми, стоящими вне каст и не имеющими никаких прав. Считалось, что даже случайное прикосновение к неприкасаемому оскверняет члена касты.
Основной единицей хозяйственной жизни Индии была община, в которую могли входить несколько деревень. Каждая община обеспечивала себя продукцией и сельского хозяйства, и ремесел, она не допускала продажи земли не членам общины. Связь общины с внешним миром ограничивалась уплатой властям шестой части урожая. Управление делами общин вели советы общин.
Основой индуистской религии было представление о земной жизни как ничтожно малой части вечного цикла, состоящего из постоянных перевоплощений. Существование в земном, бренном теле, которое испытывает массу неудовлетворенных желаний, рассматривалось как страдание и одновременно испытание. Строгое выполнение норм поведения касты, праведность, аскетизм, способность не поддаваться соблазнам, гневу, уважение к жизни во всех ее формах и проявлениях должны были обеспечить возможность в следующем воплощении получить более достойную судьбу. Например, родиться в семье, принадлежащей к более высокой касте. Наказанием выступало воплощение в низшем существе, животном, насекомом.
Религия предполагала несопротивление жизненным невзгодам, несправедливости. Они воспринимались как испытание силы духа. Именно поэтому завоевателям Индии, которых в ее истории было немало, не приходилось покорять ее народ. Достаточно было разгромить малочисленные армии местных князей, заставить их признать над собой власть завоевателей, чтобы получать налоги с крестьянско-ремесленнических общин.
Китай, с точки зрения традиций и характера религии, представлял собой полную противоположность Индии. Конфуцианство, строго говоря, было не столько религией, сколько системой этических норм, соблюдение которых открывало путь к всеобщей гармонии. Государство рассматривалось как большая семья, глава которой, император, сын Неба, воплощал в себе высшую гармонию, отвечал за благополучие своих подданных. Они, в свою очередь, должны были почитать его, как дети — родителей. Культ предков, уважение к старшим в семье в повседневной жизни соблюдались с неукоснительной строгостью. Дополняющее конфуцианство и сочетающееся с ним религиозное направление даосизм строилось на том, что путь к гармонии состоит в соблюдении обычаев предков, в неизменности; соответственно, любые перемены, нарушающие гармонию, отвергались.
Принцип государства — большой семьи соблюдался и в политической жизни. Император считался владельцем земли и ее недр. Он управлял своей собственностью с помощью чиновников, ряды которых пополнялись из всех слоев общества. Сословных, кастовых ограничений не существовало, любой подданный, сдав экзамен, мог получить высокий чин. Крестьянство, составляющее подавляющее большинство населения Китая, пользовалось землей на правах аренды и было обязано платить налоги. Государство создавало мануфактуры, контролировало торговлю, определяя цены на товары, обеспечивало работу оросительных систем.
Основным противовесом государству выступали крупные землевладельцы, феодальная знать провинций. При росте ее влияния, расширении владений за счет разорявшихся крестьянских хозяйств усиливались сепаратистские течения, произвол чиновников в провинциях. Не редкостью были крестьянские восстания под лозунгом восстановления системы уравнительного землепользования, но, в отличие от феодальной Европы, императорский двор чаще всего поддерживал . крестьян — основных плательщиков налогов, прибегая к переделам земли, вводя налоги, разорявшие крупных землевладельцев. Тем самым предотвращались развитие социальной дифференциации в деревне, разложение натурального хозяйства, укреплялась система государственного феодализма.
Исламская цивилизация имела свою специфику. Начало ей положили кочевники-бедуины Аравии. Под лозунгом распространения своей веры и обращения в нее неверных они покорили обширные территории Азии и Африки в VIII—IX веках. Ислам жестко регламентирует жизнь своих приверженцев, которые могут рассчитывать на спасение души и блаженство загробной жизни лишь при строжайшем соблюдении норм поведения, предписанных Кораном — священной книгой мусульман. Иной путь был открыт только павшим в священной войне против неверных, джихаде, которые сразу обретали блаженство. Единство веры и принципов поведения позволяло говорить о целостности исламской цивилизации, хотя она включала в себя десятки народов и государств, нередко конфликтующих друг с другом. Однако для большинства из них были характерны такие черты, как единство светской и духовной власти, одинаковая система судопроизводства, выносящая решения на основе законов шариата, то есть религиозных норм праведности.
Относительно легко, малыми силами Великобритании удалось завоевать Индию. Для этого было достаточно добиться от большинства индийских князей признания себя вассалами британской короны, продемонстрировав непокорным преимущества европейской техники.
Большинство армий покоряемых стран Азии имело на вооружении огнестрельное оружие, однако оно значительно уступало оружию европейских армий. Так, если пулемет «Максим», в начале XX века использовавшийся европейцами в колониальных войнах, мог поражать цели на расстоянии 700—800 метров и делал 5 выстрелов в секунду, то ружья армий стран Востока стреляли не далее 100 метров, требовали для перезарядки не меньше минуты.
Войска Китая, исламских стран также не могли противостоять колонизаторам. Однако, не желая сталкиваться с непокорностью многочисленного населения, метрополии предпочитали ограничиваться демонстрацией силы и навязыванием неравноправных договоров их правящей верхушке.
Китай, еще в XIX веке потерпев поражение в войне с Англией, вынужден был согласиться открыть для свободной торговли 5 крупнейших портов, установить низкие таможенные пошлины (не более 5%) на английские товары. В открытых портах англичане получили право создавать поселения со своей администрацией, войсками и полицией (сеттльменты). Английские подданные имели право экстерриториальности, то есть неподсудности китайским властям. Вслед за Англией аналогичных уступок, ставших типичными для зависимых стран, от Китая добились Франция и США. Затем начался раздел Китая на экономические сферы влияния, захват опорных пунктов на его территории. Германия в 1898 г. оккупировала бухту Киао-Чао, навязав правительству Китая договор об ее аренде на 99 лет. Россия тогда же взяла «в аренду* Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур. Великобритания получила на тех же условиях полуостров Цзюлун и примыкающие к нему острова, где находилась с 1842 г. британская колония Гонконг. Усиливавшаяся Япония в результате войны с Китаем 1894—1895 гг. заставила его отказаться от контроля над Кореей, ставшей формально независимой, а фактически сферой влияния Японии.
Разрушение традиционного жизненного уклада не было целью колонизаторов (в Индии англичане оставили в неприкосновенности кастовую систему), тем не менее, традиционный образ жизни народов колониальных и зависимых стран под влиянием европейского колониализма претерпевал изменения.
Натиск европейских товаров разорял местных ремесленников. Крестьянство, вынужденное платить налоги не только местным властям, но и колониальной администрации, разорялось, лишалось земли. Это разрушало систему общинного земледелия, натурального хозяйства, то есть уклада крайне консервативного, несовместимого с любым развитием. Усиливалась социальная дифференциация населения, земля переходила в руки местных землевладельцев, чиновников администрации. Высвобождавшаяся дешевая рабочая сила использовалась во вновь создающихся отраслях, обслуживавших экономику метрополий, в первую очередь на плантациях чая, кофе, каучука. Сокращалось производство зерновых культур, что осложняло проблему снабжения населения продовольствием. Все это, в свою очередь, расширяло сферу распространения товарно-денежных отношений, ускоряло эрозию традиционных укладов.
Протест против перемен усиливала деятельность христианских миссионеров, стремящихся вытеснить традиционные верования. В XX веке не редкостью были массовые, преимущественно крестьянские, выступления, нацеленные на восстановление традиционного жизненного уклада, изгнание иностранцев. При этом стихийный традиционализм масс подогревался местными религиозными лидерами, а также выходцами из среды клановой и феодальной знати. Во время так называемого «боксерского» восстания в Китае в 1900 г. (другое название — восстание ихэтуаней, «желтых повязок»), инициаторами которого были крестьяне и городская беднота, восставшие разрушали железные дороги, линии связи, убивали иностранцев, китайцев, носивших иностранную одежду. В духе китайской традиции правившая в Китае маньчжурская династия после некоторых колебаний присоединилась к ихэтуаням.
В результате коллективной интервенции великих держав восстание было подавлено. Китай выплатил победителям контрибуцию, члены императорской семьи, высшие правительственные чиновники, поддержавшие восстание, были или казнены, или сосланы в Туркестан.
Стремления к модернизации в колониальных странах. В XX веке традиционалистское направление в освободительном движении из-за невозможности вернуться к той жизни, которая предшествовала колониальному завоеванию, все больше проявляло свою бесперспективность. Ему на смену шли стремления к модернизации европейского типа, то есть к созданию современного индустриального производства. Носителем этих стремлений в колониях и зависимых странах выступала влиятельная прослойка правящей элиты. Чиновничество, представители торгово-промышленного капитала (так называемая компрадорская буржуазия, сотрудничавшая с властями метрополий), образованная часть населения, получившая образование в развитых странах, понимали, что при подавлении восстаний войска колонизаторов сначала разорят обширные территории, а затем ужесточат режим управления, что ухудшит экономическое положение, ослабит шансы на модернизацию.
По сути дела, сама идея развития, критерии его оценки привнесены в сознание правящих элит стран Азии и Африки европейским завоеванием. Во многих случаях создавались и материальные предпосылки модернизации, хотя метрополии не ставили себе цели содействия развитию экономики колоний и зависимых стран. Тем не менее, для доставки товаров, вывоза сырья и продукции плантаций, а также в военно-стратегических целях в большинстве колоний прокладывалась сеть железных дорог. Развивались отдельные отрасли горнодобывающей промышленности, было создано плантационное хозяйство, ориентированное на внешние рынки. Народы колоний получили доступ, хотя и ограниченный, к достижениям европейской медицины. В годы мировых войн во многих заморских владениях, слаборазвитых странах возникли предприятия по ремонту и сборке военной техники, увеличилось производство электроэнергии.
Стремление к ускоренному развитию, к тому, чтобы догнать державы, пережившие промышленный переворот, создать современную индустрию, военную технику, проявлялось во многих колониальных и зависимых странах. Однако добиться быстрых, видимых и очевидных результатов на этом пути удалось лишь Японии. Важнейшим источником ее успехов был компромисс между сторонниками традиционализма и модернизации. Первые пришли к пониманию того, что сохранить традиционный облик японского общества, самобытность его культуры невозможно без модернизации, изучения и освоения европейской и американской науки и техники, создания европейского типа системы образования. Были найдены такие формы осуществления процесса модернизации, которые лишь при крайней необходимости меняли привычные формы жизни и быта основной массы населения. Так сложилась самобытная и неповторимая японская культура XX века, сочетавшая многие черты, присущие феодальному обществу, с высокоразвитой индустрией.
Другие зависимые страны также искали пути модернизации. В Китае после подавления «боксерского» восстания и погрома, учиненного иностранными войсками в Пекине, маньчжурская династия шла на постоянные уступки иностранным державам, что вызывало в стране повсеместное раздражение ее политикой. Это облегчило победу революции 1911 — 1912 гг., возглавленной партией гоминдан, объединявшей сторонников либерально-буржуазного, европейского типа развития. Китай был провозглашен республикой. При этом лидеры гоминдана избегали конфликтов с иностранными державами, тем более что для модернизации требовалось привлечение зарубежных капиталов и технологий. Однако в итоге, как всегда случалось в Китае при ослаблении центральной власти, контроль над провинциями оказался в руках феодально-милитаристских клик. Приверженцы либерально-демократического пути развития в 1913 г. были изгнаны из парламента, лидер гоминдана Сунь Ятсен эмигрировал. Со смертью в 1916 г. генерала Юань Шикая, узурпировавшего президентскую власть, Китай стал ареной противоборства милитаристских клик.
В Турции в 1908 г. так называемая младотурецкая революция привела к крушению абсолютизма и замене его конституционной монархией, созданию парламента, большинство в котором завоевали сторонники модернизации. Правда, итоги их правления ограничились активизацией железнодорожного строительства с участием германского капитала, модернизацией армии с привлечением германских офицеров.
Б Иране в 1905—1911 гг. революционное движение, к которому примкнула часть исламского духовенства, добилось принятия демократической конституции, ограничивавшей всевластие монарха, гарантировавшей права и свободы граждан, введения, кроме исламских (шариатских) судов, гражданской системы судопроизводства. Защитниками традиций в Иране выступили Россия и Великобритания, силой подавившие революционное движение в рамках своих сфер влияния, соответственно, на севере и юге страны.
В начале XX века в странах Востока наметилось пробуждение национального самосознания, возросла прослойка населения, связывающая будущее своих народов с модернизацией. Это было более серьезным вызовом индустриальным, торгово-промышленным странам, чем бунты неграмотных, плохо вооруженных защитников традиционных укладов.
При этом в Китае и Индии существовали лишь отдельные очаги индустриализма. Доля наемных работников, занятых в промышленности, строительстве и транспорте, рабочего класса, составляла менее 1% самодеятельного населения.
Особенности развития Латинской Америки. Стремления к переменам стали проявляться и в Латинской Америке. Относить страны этого континента, освободившиеся от колониализма еще в начале XIX века, к зависимым было бы не совсем точно. Особые привилегии для иностранных держав и их граждан здесь не получили распространения. Латиноамериканские страны играли самостоятельную, хотя и ограниченную роль на мировом рынке, поставляя на него аграрную продукцию (кофе, каучук, сахар, кожи и т.д.). С участием иностранного капитала развивалась нефтедобыча, горнодобывающая промышленность. В Мексике, Аргентине, Чили получило развитие профсоюзное движение, сложились политические партии.
Традиционализм в Латинской Америке носил специфический характер, проявлялся в существовании влиятельных сил, не заинтересованных в переменах. Их опорой выступали армии, особая роль которых в политической жизни была традицией, сложившейся со времен войн за независимость. Существование диктаторских режимов, опиравшихся на армию, отвечало интересам помещиков-латифундистов, сталкивавшихся с протестом работников плантаций против низкой оплаты труда и тяжелых его условий, использования латифундистами внеэкономических, феодальных методов принуждения к труду.
В неизменности положения в латиноамериканских странах были заинтересованы Соединенные Штаты, для которых они выступали важной сферой вложения капиталов. В 1910 г. США и странами Латинской Америки был учрежден Панамериканский союз, члены которого обязались содействовать развитию взаимной торговли. США неоднократно прибегали к военным вмешательствам в дела своих южных соседей, стремясь воспрепятствовать переменам на континенте.
Стремление к переменам порождалось, прежде всего, нерешенностью аграрного вопроса. В Мексике в начале XX века 97% земли принадлежало 1% населения. Постепенно обострялся конфликт интересов латифундистов и укрепляющей позиции национальной торговой и промышленной буржуазии. Мексиканская революция 1910—1917 гг. стала символом грядущих перемен в Латинской Америке. В этой революции крестьянская война за аграрную реформу дополнялась борьбой буржуазно-либеральных политических сил за утверждение демократии, против военного вмешательства США в мексиканские события. Итогом революции, унесшей жизни более 1 млн. человек из 15-миллионного населения страны, стало принятие компромиссной демократической конституции 1917 г., установившей в Мексике республиканский строй, сохранявшийся, в отличие от других латиноамериканских стран, неизменным на протяжении всего XX века.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как вы понимаете термин «традиционное общество»? Определите основные отличия традиционных устоев жизни в Индии, Китае, исламских странах.
2. Почему традиционные общества не смогли противостоять колонизаторам? Как колониализм отразился на традиционном образе жизни колоний и зависимых стран?
3. Сравните различные, альтернативные пути освободительного движения в колониальных и зависимых странах. Какой вы считаете наиболее результативным?
4. Охарактеризуйте особенности модернизации в колониях и зависимых странах. Чем отличались итоги индустриального развития в различных государствах (Японии, Китае, Турции и др.)?
5. Что отличало пути развития латиноамериканских стран от азиатских?
6. Определите, какое место на карте мира занимали в начале XX века колониальные и зависимые страны.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1940;