Михаил Дука о трагедии в храме Святой Софии
Итак, когда было раннее утро и день светил еще, как волк глазами, некоторые из ромеев во время вторжения турок в город и бегства граждан — прибежали, чтобы достичь своих жилищ и позаботиться о детях и женах. Когда они проходили кварталами Тавра и пробегали мимо колонны Креста, их, обрызганных кровью, спрашивали женщины: что же случилось? А когда услышали женщины отвратительную ту речь: «Неприятели внутри стен города и убивают ромеев», сначала не верили этому, и, по правде сказать, даже ругали и выражали презрение, как вестнику, накликавшему несчастье. Видя же позади этого другого, а после него — иного, всех забрызганных кровью, поняли, что приблизилась к устам чаша гнева Господа. И тогда все женщины и мужчины, монахи и монахини побежали в Великую церковь, неся на руках детей своих, оставив домы свои желающему войти. И можно было видеть, что улица забита ими, полна людей. Но разве могли все вбежать в Великую церковь? За много перед этим лет слышали от неких лжепророков, как город будет сдан туркам и как они войдут внутрь с великою силою и как будут посечены ими ромеи везде — вплоть до колонны Великого Константина. После же этого сошедший с неба ангел, неся меч, передаст царство, вместе с мечом, безвестному некоему человеку, найденному тогда спящим у колонны, очень простому и бедному, и скажет ему: «Возьми меч этот и отомсти за народ Господа». Тогда турки обратятся в бегство, а ромеи, поражая, будут преследовать их: и выгонят их из города, и из областей запада и востока, до пределов Персии, до места, называемого «Монодендрий». Памятуя об этом, некоторые бежали и другим советовали бежать. Решили ромеи теперь осуществить то, что давно было задумано, и говорили: «Если мы оставим позади себя колонну Креста, мы избежим грядущего гнева Божия». По этой причине и побежали в Великую церковь. Итак, преогромный храм тот в один час сделался полным как мужчин, так и женщин: и внизу, и вверху, и в боковых пристройках, и во всяком месте толпа бесчисленная. Заперев двери на запоры, стояли, ожидая спасения...
Турки, разбегаясь во все стороны, убивая и беря в плен, пришли наконец к храму, когда еще не миновал первый час утра, и, увидев, что ворота заперты, не мешкая, разломали их топорами. Когда они, вооруженные мечами, ворвались внутрь и увидели бесчисленную толпу, каждый стал вязать своего пленника, ибо не было там возражающего или не предававшего себя, как овца. Кто расскажет о случившемся там? Кто расскажет о плаче и криках детей, о вопле и слезах матерей, о рыданиях отцов,— кто расскажет? Турок отыскивает себе более приятную; вот один нашел красивую монахиню, но другой, более сильный, вырывая, уже вязал ее... Тогда рабыню вязали с госпожой, господина с невольником, архимандрита с привратником, нежных юношей с девами. Девы, которых не видело солнце, девы, которых родитель едва видел, влачились грабителями; а если они силой отталкивали от себя, то их убивали. Ибо грабитель хотел отвести их скорее на место и, отдав в безопасности на сохранение, возвратиться и захватить вторую жертву и третью. Насильничали грабители, эти мстители Божий, и всех можно было видеть в один час связанными: мужчин — веревками, а женщин — их платками. И можно было видеть непрерывно выходящие из храма и из святилищ храма ряды, подобные стадам и гуртам овец: плачут, стенают и не было жалеющего. О храме же как я мог бы рассказать вам? Что сказал бы или что крикнул? Прилип язык мой к гортани моей. Не могу я вздохнуть, ибо запечатались уста мои. В одну минуту разрубили собаки святые иконы, похитив с них украшения, ожерелья и браслеты, а также одежды святой трапезы. Блестящие лампады — одни портят, другие — забирают; драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища — золотые и серебряные и из другого ценного вещества приготовленные — в один миг все унесли, покинув храм пустынным и ограбленным и ничего не оставив.
Вопросы
1. Сравните два сообщения о последних мгновениях василевса Константина. Какое из сообщений вам кажется более достоверным и почему?
2. Сравните рассказ Михаила Дуки о взятии Константинополя турками с описанием разграбления города латинянами у Никиты Хониата (§ 29). Что в них общего и каковы отличия?
Заключение
Эпоха средневековья завершается на исходе XV в.
Тысячелетие разделяет захват Рима германскими племенами и штурм турками-османами «Нового Рима» — Константинополя. Эти десять веков не были попусту пропавшим временем — они до неузнаваемости изменили облик Европы.
Варварские нашествия смели античный мир. Однако корни европейской цивилизации не смогли подсечь даже неслыханные бедствия эпохи Великого переселения народов. После упадка хозяйства и культуры постепенно начался новый подъем, в результате которого на месте разрушенной Европы римской стала складываться Европа христианская.
Христианство — вот основа единства средневековой европейской культуры. К христианской традиции, заложенной еще в античности, приобщались разноязыкие народы и племена, принимавшие крещение. Слово Библии было равно понятно как на Сицилии, так и в Скандинавии, на берегах как Атлантики, так и Волги. Новая религия стала связью между миром античности и миром средневековья. Она же оказалась силой, раздвинувшей границы европейской цивилизации намного дальше тех пределов, где когда-то остановились армии Римской империи.
Хотя внешне после блистательного Рима эпохи расцвета ран-несредневековая Европа представляла собой безрадостное зрелище, у нее по сравнению с Римом было два решающих преимущества.
Во-первых, общество, сложившееся в раннем средневековье, оказалось устойчивее римского. Какие бы беды ни постигали Европу, ни одна из них не привела ее к катастрофе, сравнимой с той, что случилась на рубеже античности и средневековья. Ведь Римская держава при всем своем могуществе рухнула под собственной тяжестью, едва не похоронив под своими обломками всю европейскую цивилизацию. Средневековая Европа оказалась куда прочнее Европы античной. И по сути дела, наш современный мир — прямой наследник средневековья. Именно тогда сложились существующие сейчас европейские народы, возникли страны, выросли города. Даже столь привычное сегодня деление Европы на Западную и Восточную стало реальностью уже тогда. Сколь много из возникшего в средневековье живо и сегодня!
Во-вторых, средневековое общество доказало не только свою устойчивость, но еще и способность к постоянному развитию и совершенствованию. Рим после бурного взлета от города-государства к мировой империи очевидно исчерпал свои возможности уже к V в. И на первых порах средневековая жизнь казалась неподвижной, не подверженной изменениям, а ведь застывшие общества слабеют и гибнут. Со средневековой Европой этого не произошло. Напротив, она все увереннее занимала свое место в мире. С V по XV в. европейская цивилизация постоянно усложнялась, становилась все более разнообразной, а главное — активной. Именно в средневековье были заложены основы хозяйственного и технического лидерства Европы. Европа стала Европой. Теперь европейцам пришло время пуститься в дальние странствия, открыть неведомые им раньше земли, столкнуться с другими цивилизациями в Америке, Африке, Азии. Испанские и португальские каравеллы поднимали паруса: Но это уже другая история.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 578;