Древность и современность в иранской исламской революции
Своеобразие иранской цивилизации, влияние шиитской составляющей с особой силой проявилось в 60-80-х гг. XX в. С начала 60-х гг. здесь развернулась «белая революция», начались реформы по замыслам «технократов» и «западников» из окружения шаха Резы Пехлеви.
Аграрная реформа («зеленая революция») ограничила крупную собственность (не свыше 500 га) при условии обработки земли машинами и с помощью наемного труда. «Излишки» продавались крестьянам-арендаторам за выкуп в рассрочку на 15 лет. Обязательным условием для приобретения земельного участка было вступление в сельскохозяйственные кооперативы, которые должны были снабжать крестьян водой, семенами, орудиями труда, тягловой силой, денежными ссудами, оказывать помощь в сбыте продукции. Воплощением этого оригинального замысла стало уничтожение застарелых феодальных пережитков, а 2,5 млн крестьянских хозяйств стали собственниками земельных участков.
С целью финансирования аграрных преобразований продавались государственные предприятия. В то же время были национализированы леса. Были созданы «корпус просвещения», «корпус здравоохранения», «корпус внедрения», «общественные суды» в деревне.
Еще в 1951 г. была национализирована нефтяная промышленность, в которой раньше господствовали англичане. На нефтедоллары развернулось промышленное строительство, импортировалось оборудование, приглашались иностранные специалисты. В Иране появились нефтехимическая и газовая промышленность, металлургия и машиностроение, авто– и тракторосборочное производство. За 20 лет валовой национальный продукт на душу населения вырос в 10 раз.
Однако население не признало в шахе ожидаемого спасителя, Махди (см. выше). Сам шах стал приверженцем жесткой позиции: вместо многопартийной системы по воле монарха была создана единственная партия – «Возрождение Ирана». В стране свирепствовали специальные службы. На фоне пышных торжеств в честь 2500-летия иранской монархии и коронации Мохаммеда Резы в качестве «шахиншаха» еще очевидней становилась тяжелая судьба разорившихся крестьян, непосильный труд рабочих, растущая безработица. Против шахского режима выступали и левые (коммунисты и др.), и консервативное мусульманское духовенство, потерявшее вакуфные земли.
Против проводившихся реформ выступил аятолла (обладатель высшего религиозного звания – «отражение Аллаха») Хомейни (1900–1989). Оказавшись в эмиграции, он продолжал выступать против уравнивания женщин в правах с мужчинами, против совместного обучения мальчиков и девочек, против влияния американцев и демонстрации «аморальных» иностранных фильмов.
В 1978 – начале 1979 г. нараставший социально-политический кризис, несмотря на жестокие репрессии шахского правительства, привел к свержению и бегству шаха.
Созданные повсеместно «исламские революционные комитеты» установили свою власть. Были учреждены исламские революционные трибуналы. Корпус стражей исламской революции взял под свой контроль армию, полицию и жандармерию. На предприятиях и в учреждениях органы самоуправления были реорганизованы в руководимые муллами «исламские комитеты» с участием предпринимателей. Иран в 1979 г. стал Исламской Республикой, вышел из военного блока СЕНТО, ликвидировал американские военные базы, закрыл многие иностранные банки и компании, бросил вызов «сатане» – империализму.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 489;