Минимальная обработка почвы.
Ещё более продвинутым шагом на пути свёртывания обработки почвы был переход к минимальной обработке, при которой глубина обработки почвы равна глубине заделки семян, то есть гораздо меньше, чем при безотвальной. Основные положения этой технологии разработал в середине XIX века украинский учёный Иван Евгеньевич Овсинский. В своём научном труде „Новые технологии в земледелии” он заявил, что изобретение плуга принесло больше бед, чем изобретение огнестрельного оружия. Его взгляды жестоко критиковались. Тем не менее, Иван Евгеньевич Овсинский. создал специальные орудия для неглубокой обработки почвенного слоя и успешно применил новый метод в собственном хозяйстве. Новая технология решала целый комплекс задач: сохраняла плодородие чернозёмов, помогала справиться с засухами, эрозией почвы, избавиться от вредителей и сорняков.
Рис. 5.Прямой посев по стерне.
Сегодня у нас в ряде предприятий накоплен положительный опыт. К числу первых относится основанное Анатолием Ивановичем Шугуровым товарищество на вере (ТНВ) „Пугачёвское” Мокшанского района Пензинской области, где с 1982 г. получают высокие урожаи зерновых культур при низкой себестоимости продукции. Анализ и обобщение этого опыта показан в документальном фильме и описан в брошюре „Технология больших возможностей”.
Борьба с плугом получила своё отражение и в литературе. Николай Семёнович Лесков показывает сопротивление крестьян-хлеборобов внедрению передовых по тем временам плугов. Они отстаивали свою отработанную веками технологию: рыхление верхнего слоя почвы сохой и бороной без отвальной вспашки.
„…По переселении орловских крестьян с выпаханных ими земель на девственный чернозём в нижнем Поволжье Шкот решился здесь отнять у них их „Госто мысловы ковырялки”, или сохи, и приучить пахать лёгкими пароконными плужками Смайля; но крестьяне такой перемены ни за что не захотели и крепко стояли за свою „ковырялку” и за бороны с деревянными клещами…
…А чтобы ещё более поддержать авторитет своего англичанина, он, развеселясь, обратился к „хозяевам” и спросил, хорошо ли плужок пашет.
Крестьяне ответили:
– Это как твоей милости угодно.
– Знаю я это; но я хочу знать ваше мнение: хорошо или нет таким плужком пахать?
Тогда из середины толпы вылез какой-то плешивый старик малороссийской породы и спросил:
– Где сими плужками пашут (или орут)?
Граф ему рассказал, что пашут „сими плужками” в чужих краях, в Англии, за границею.
– То значится, в нiмцах?
– Ну, в немцах!
Старик продолжал:
– Это вот, значится, у тех, що у нас хлеб купуют?
– Ну да – пожалуй, у тех.
– То добре!.. А тильки як мы станем сими плужками пахать, то где тогда мы будем себе хлеб покупать?.. ” (Николай Семёнович Лесков. „Загон”.)
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 812;