Лекция 9. Картина мира
Задачи:
· дать определение термину «картина мира»
· выделить виды картины мира и рассмотреть их соотношение
Под картиной мира в самом общем виде предлагается понимать упорядоченную совокупность знаний о действительности, сформировавшуюся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании.
Принципиальным представляется разграничение двух картин мира — непосредственной и опосредованной.
Непосредственная картина мира — это картина, получаемая в результате прямого познания сознанием окружающей действительности. Познание осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи абстрактного мышления, которым располагает человек, однако в любом случае эта картина мира не имеет «посредников» в сознании и формируется как результат непосредственного восприятия мира и его осмысления.
Непосредственная картина мира, возникающая в национальном сознании, зависит от того способа, общего метода, которым она была получена. В этом смысле картина одной и той же действительности, одного и того же мира может различаться — она может быть рациональной и чувственной; диалектической и метафизической; материалистической и идеалистической; теоретической и эмпирической, научной и «наивной», естественно-научной и религиозной; физической и химической и т. д.
Непосредственная картина мира тесно связана с мировоззрением, но отличается от мировоззрения тем, что онапредставляет собой содержательное знание, в то время как мировоззрение относится скорее к системе методов познания мира. Мировоззрение определяет метод познания, а картина мира — это уже результат познания.
мира — это уже результат познания.
Непосредственная картина мира включает как содержательное, концептуальное знание о действительности, так и совокупность ментальных стереотипов, определяющих понимание и интерпретацию тех или иных явлений действительности. Такую картину мира мы называем когнитивной, так как она представляет собой результат когниции(познания),действительности, выступает как результат деятельности когнитивного сознания и основывается на совокупности упорядоченных знаний — концептосфере.
Под когнитивной картиной мира понимается ментальный образ действительности, сформированный когнитивным сознанием человека или народа в целом и являющийся результатом как прямого эмпирического отражения действительности органами чувств, так и сознательного рефлексивного отражения действительности в процессе мышления.
Таким образом, когнитивная картина мира — это совокупность концептосферы и стереотипов сознания, которые задаются культурой.
Когнитивная картина мира в сознании личности системна и влияет на восприятие личностью окружающего мира:
• предлагает классификацию элементов действительности;
• предлагает приемы анализа действительности (объясняет причины явлений и событий, прогнозирует развитие явлений и событий, предсказывает последствия событий);
• упорядочивает чувственный и рациональный опыт личности для его хранения в сознании, памяти.
Национальная когнитивная картина мира представляет собой общее, устойчивое, повторяющееся в картинах мира отдельных представителей народа. В связи с этим национальная картина мира, с одной стороны — некоторая абстракция, а с другой— когнитивно-психологическая реальность, обнаруживающаяся в мыслительной, познавательной деятельности народа, в его поведении — физическом и вербальном. Национальная картина мира обнаруживается в единообразии поведения народа в стереотипных ситуациях, в общих представлениях народа о действительности, в высказываниях и «общих мнениях», в суждениях о действительности, пословицах, поговорках и афоризмах.
Опосредованная картина мира — это результат фиксации концептосферы вторичными знаковыми системами, которые материализуют, овнешняют существующую в сознании непосредственную когнитивную картину мира.
Таковы языковая и художественная картины мира.
Языковая картина мира — это совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития народа, представление о действительности, отраженное в значениях языковых знаков — языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире.
Необходимо только помнить, что это — ограниченная и к тому же «наивная» картина мира, она не передает полностью ту картину мира, которая есть в национальном сознании, поскольку язык называет и категоризует далеко не
все, что есть в сознании народа. Кроме того, языковая картина мира в значительной степени представляет для исследователя-лингвиста лишь исторический интерес, поскольку она отражает состояние восприятия действительности, сложившееся в прошлые периоды развития языка в обществе. По языковой картинемира нельзя достоверно судить о современных представлениях этноса о мире, об актуальной концептосфере народа.
Мышление народа не опосредуется его языком, чтоможно считать в современной науке установленным фактом, однако оно выражается, фиксируется, номинируется, овнешняется языком, и изучение представлений о действительности, зафиксированных в языке определенного периода, позволяет косвенно судить о том, каково было мышление народа, реконструировать в какой-то степени в основных чертах его когнитивную картину мира в этот период.
Однако подчеркнем еще раз со всей определенностью — языковая картина мира не равна когнитивной, последняя неизмеримо шире, поскольку названо, «оязыковлено» далеко не все содержание концептосферы, далеко не все концепты имеют языковое выражение и становятся предметом коммуникации. Поэтому судить о когнитивной картине мира по языковой картине мира можно лишь в ограниченном масштабе, постоянно имея в виду, что в языке названо только то, что имело или имеет сейчас для народа коммуникативную значимость— об этом народ говорит или говорил. Коммуникативная значимость языковой единицы, по-видимому, связана с ценностью выражаемого ею концепта для культуры народа.
Таким образом, когнитивная картина мира и языковая картина мира связаны между собой как первичное и вторичное, как ментальное явление и его вербальное овнешнение, как содержание сознания и средство доступа исследователя к этому содержанию.
Художественная картина мира — это тоже вторичная картина мира, подобная языковой. Она возникает в сознании читателя при восприятии им художественного произведения (или в сознании зрителя, слушателя — при восприятии других произведений искусства). Картина мира в художественном тексте создается языковыми средствами, при этом она отражает индивидуальную картину мира в сознании писателя и воплощается:
— в отборе элементов содержания художественного
произведения;
— в отборе языковых средств: использование
определенных тематических групп языковых единиц, повышение
или понижение частотности отдельных единиц и их групп,
индивидуально-авторские языковые средства др.;
— в индивидуальном использовании образных средств
(система тропов).
В художественной картине мира могут быть обнаружены концепты, присущие восприятию мира только данного автора, — индивидуальные концепты писателя. Таким образом, язык выступает средством создания вторичной, художественной картины мира, которая отражает картину мира создателя художественного произведения. В художественной картине мира могут отразиться особенности национальной картины мира — например, национальные символы, национально-специфические концепты. При этом следует всегда помнить, что художественная картина мира— вторичная, опосредованная картина мира, причем она опосредована дважды — языком и
индивидуально-авторской концептуальной картиной мира.
Тема 4. Становление «лингвоконцептологии» как антропоцентрической концептуализации действительности в прагма-функциональной реализации «концепта»
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 7748;