Когнитивное научение
Это самая сложная и самая совершенная форма научения. Фактически она заключается в том, что, вместо того чтобы совершать пробы и ошибки в реальной жизни, живое существо сначала «проигрывает» их на умственной модели действительности, а затем уже переносит результаты удачных проб на действительность реальную.
Представим себе лабиринт, ведущий к кормушке; этот лабиринт сначала раздваивается на левое и правое ответвления, а затем оба ответвления сходятся. Если крысу приучить бежать к кормушке по левому ответвлению а затем его перекрыть, то крыса, наткнувшись на перегородку, внезапно поворачивает и бежит по правому ответвлению, без предварительных проб и ошибок. Иными словами, в процессе обучения у нее в мозге под действием потока осознаваемых и неосознаваемых раздражителей формируется «карта местности» — так называемая когнитивная карта. В широком смысле слова под когнитивной картой можно понимать не только чисто топографическую схему местности, но любую модель действительности,над которой совершаются умственные действия. Классический пример — обезьяна, у которой в клетке лежат узкая и широкая метровые трубки, а на отдалении полутора метров от клетки лежит банан; обезьяна безуспешно пытается достать его сначала рукой, потом отдельными трубками, затем на какое-то время замирает («задумывается») и вдруг неожиданно вставляет одну трубку в другую и достает банан — причем ранее она этого никогда не делала. Ясно, что при этом обезьяна сначала произвела эту манипуляцию «в уме».
У человека когнитивное научение достигло высшего уровня развития, превратившись в научение путем рассуждений. Если животное совершает умственные действия над моделью действительности, то человек — над ее словесным описанием, «моделью модели». При этом он оперирует абстрактными понятиями, отвлеченными от конкретных предметов и обобщающими свойства объектов и закономерности явлений окружающего мира. Если обезьяна в приведенном выше примере сначала делала несколько проб и ошибок (пыталась достать банан рукой, потом отдельными трубками, затем на модели действительности «увидела умственным взором», как одна трубка входит в другую), то человек оперирует понятиями «длинное и короткое», «широкое и узкое», и решает эту задачу по другому. Он рассуждает: «И моя рука, и обе трубки слишком короткие, поэтому я не могу достать ими предмет, но узкая трубка может войти в широкую, и тогда я получу достаточно длинную трубку». Поэтому он не только решает данную задачу быстрее, но может справляться и с другими, гораздо более сложными задачами, например проектировать сложные механизмы. Носителем абстрактных понятий являются слова, а средством рассуждений — речь(в том числе внутренняя).
Очевидно, что любые формы научения неразрывно связаны с памятью: научиться — значит, запомнить.
Память
Память — это способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить данные опыта.
Если сравнить память живого существа с памятью компьютера, то можно найти явные черты сходства.
· В памяти компьютера с информацией могут происходить следующие процессы: запись, хранение, извлечение и стирание. Точно так же память живого существа включает четыре процесса:
¾ запоминание;
¾ хранение;
¾ извлечение;
¾ забывание.
· У компьютера имеется постоянная и оперативная память. Постоянная память велика, долговременна, обеспечивается структурными изменениями носителей (намагничивание или прожигание диска), хранит самые разнообразные данные и непосредственно не используется при работе программ — ее данные должны быть извлечены в оперативную память. Оперативная память существенно меньше, кратковременна, обеспечивается электрическими процессами, хранит только используемые в текущий момент данные и непосредственно используется в работе программ. Точно так же и в мозге существуют два вида памяти:
¾ долговременная память — аналог постоянной памяти компьютера. Она:
à велика: ее объем практически бесконечен;
à долговременна: многие данные хранятся всю жизнь;
à обусловлена структурными изменениями нейронов;
à хранит все данные, которые мы когда-либо запомнили;
à для использования при работе мозга ее данные должны быть извлечены, то есть переведены в кратковременную память;
¾ кратковременная память — аналог оперативной памяти компьютера. Она:
à мала: ее объем — то, что мы в данный момент «удерживаем в голове»;
à кратковременна: не более 2 мин;
à обусловлена электрическими процессами — возбуждением разных структур мозга;
à хранит только те данные, которые используются в данный момент — как для того, чтобы их запомнить, так и для того, чтобы построить с их помощью поведение;
à непосредственно используется при работе мозга.
· Упомянутые выше четыре процесса — запоминание, хранение, извлечение и забывание — по сути представляют собой процессы обмена данными между кратковременной и долговременной памятью:
¾ запоминание — это перевод данных из кратковременной памяти в долговременную;
¾ хранение — это удержание данных в долговременной памяти;
¾ извлечение — это перевод данных из долговременной памяти в кратковременную;
¾ забывание — это невозможность извлечения данных из долговременной памяти в кратковременную.
Однако между механизмами памяти компьютера и мозга есть и существенные различия. Как мы увидим ниже, запоминание происходит не путем однократной записи, а только в результате постоянного и целенаправленного повторения; забывание — это в большинстве случаев, если не всегда, не стирание информации, а затормаживание временных связей (по аналогии с компьютером — запрет доступа к данным) и т. п.
Как и в случае большинства других высших психических функций, ни один из механизмов памяти не изучен полностью, поэтому мы ограничимся лишь наиболее доказанными и важными концепциями.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 479;