Воспитательные традиции северных народов
Северными народами принято называть те этнические сообщества, которые живут за Полярным кругом или в условиях, отличающихся северным суровым климатом. Такие территории в России составляют свыше 50%, хотя из-за малой плотности заселения общая численность северных народов невелика.
Важно подчеркнуть, что своеобразные обычаи, диктуемые обра-зом жизни в тундре, выработаны и в области семейных отношений у коренных народов Севера, что, конечно же, влияет на воспитание детей. Традиционно соблюдалось распределение семейных ролей: муж – кор-милец, хозяин родового огня, продолжатель рода и фамилии, а женщине предназначалось заботиться о его одежде и обуви, пище и покое, любыми способами стараться помочь ему, когда он окажется в беде. Для семейного общения характерны немногословность, сдержанность в отношениях между мужчиной и женщиной: лишь в песне можно было выразить словами свою нежность, преданность, ревность, поведать о разочарованиях.
Совместно решались жизненно важные вопросы, сохранялось уважительное отношение мужа к жене: он запрягает оленей для упряжки жены, выбирая самых красивых, легко управляемых животных, мастерит для нее прочную и удобную для перевозки детей нарту.
В гостеприимстве «по-северному» воплощается внутренняя культура, проявляются чувства дружбы и взаимопомощи, что имеет большой воспитательный смысл, ибо без этого трудно жить на Севере.
Народная педагогика, нравственные и духовные заповеди коренных народов Севера тесно связаны с их традициями и обычаями, которые представляют собой совокупность педагогических ценностей и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках, специфической практике воспитания будущих мужчин – оленеводов, рыболовов, охотников – и женщин, хранительниц домашнего очага, рукодельниц, тружениц на ниве художественных народных промыслов.
Специфические особенности воспитания детей в семье в условиях Крайнего Севера своими истоками уходят к жизненным традициям и обычаям, связанным с продолжением рода и активным участием в трудовой деятельности.
У этносов Севера семья похожа на патриархальную: главенствующая роль принадлежит мужу. Но это совсем не значит, что он обладает деспотическими правами и может единолично распоряжаться имуществом и самой жизнью членов семьи. Ее микроклимат определяется отношениями равенства и сотрудничества, крепкими родственными связями.
По мнению В.С. Кукушина, патриархально-родовой строй, существовавший у всех северных народов, раньше других начал распадаться у ненцев. Вероятно, сказалось соседство европейской цивилизации. Исторические источники XVII века свидетельствуют о том, что род делился на большие патриархальные семьи, а при общинном пользовании пастбищами и землями у ненцев уже в XVII веке существовала частная собственность на оленьи стада и орудия производства.
К началу XX века крупные родовые единицы все больше и больше дробились на мелкие, однако каждый ненец сознавал себя принадлежащим к тому или иному роду, состоявшему из группы кровных родственников по мужской линии. У каждого рода были свои жертвенные места и свое родовое кладбище.
Строго соблюдалась экзогамия, то есть запрет брать жену из своего рода. Был распространен левират, то есть обязанность младшего брата взять в жены вдову после смерти старшего брата. Существовала кровная месть. Система родства была классифицированная, то есть каждый родственный термин относился не к одному лицу, а к целому кругу лиц. Например, ненец называет «някав» («мой старший брат») своего старшего брата и младшего брата своего отца.
Массовая христианизация северных народов, начавшаяся с появлением русских в их ареалах обитания, не нашла отклика в их душах и до сих пор многие из них придерживаются шаманизма.
О.Г. Прохорова отмечает, что у местного населения Таймыра ценности и приоритеты детей в семьях сохранились до наших дней:
– ответственность и взаимопомощь (особенно между родственниками);
– стремление выжить в суровых условиях;
– моральные требования, предъявляемые к детям, подкрепляются конкретными примерами поведения взрослых;
– в практическом обучении детей особая роль принадлежит наглядному примеру взрослых;
– немногословность и сдержанность в речах, осмотрительность и осторожность в делах;
– доброта к окружающим, бережное отношение к родному краю, тундре, стремление сохранить ее для будущих поколений (к ней относятся как к народному достоянию, житнице и «кладовой без замков»);
– сила и действенность слова по своему значению приравнивается к поступку: все, что человек сказал, он должен выполнять так же неукоснительно, как и решения, принятые на ях ахты сыты – общественном собрании.
О.Г. Прохорова также отмечает, что сегодня обострились воспитательные проблемы семей в связи с утратой преемственности между поколениями в передаче традиционных трудовых навыков, с нарушением устоев семейного уклада, осложнением взаимоотношений между людьми, с забвением родной культуры, с утратой религиозных воззрений и т.д. Внесемейное воспитание детей, широко практикуемое среди северных народов (с довольно раннего возраста дети проживают в интернате в отрыве от родителей, в условиях частичной или полной их изоляции от семьи), приводит к низкой самостоятельности ребенка, его инфантильности, неосознанному отношению к будущему, изменению ориентации в самооценке, примитивному характеру деловых контактов.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 3708;