Жрецы напутствуют новобранцев.

вались хетты от соседних полудиких народов, вроде касков, наседавших на их границы.

В чём же секрет силы Хеттского царства? Узнать «военную тайну» можно, приглядевшись к устрой­ству хеттского общества и государства.

Благодаря наличию в Малой Азии рудных мес­торождений и лесов хетты имели в достатке метал­лы и древесину, в отличие от государств, распола­гавшихся в долинах больших рек. Хетты отказа­лись от посредничества ассирийских и вавилонских купцов и пользовались благами природы самостоя­тельно. Поэтому хеттские цари не стремились за­хватывать ключевые торговые дороги и города, как это делали правители Египта, Ассирии или Вавило­на. У хеттов всё было своё. Они планировали во­енные походы более свободно, не тратя времени на овладение морским портом, таможенной заставой или важным бродом через реку. Хеттские цари на­носили тщательно подготовленные удары по об­ширным территориям, охватывая со всех сторон пункты, оказывавшие наибольшее сопротивление. Именно так была завоёвана большая часть Сирии при Суппилулиуме I.

Важную роль играло и то, что Хеттское царство не имело природных границ — крупных рек, гор­ных цепей, труднопроходимых пустынь. Окружён­ное в той или иной степени зависимыми от него княжествами, оно надёжно чувствовало себя за этим достаточно широким «рыхлым» поясом.

Хетты не хуже своих соседей умели собирать си­лы в кулак, когда намеревались нанести удар по врагу; только пальцы в этом кулаке складывались иначе, не так, как в Египте или Вавилоне. Вот как наставлял своего преемника на троне хеттский царь Мурсили: «Общайся только с придворными! От

Основные занятия хеттов были связаны с сельским хозяйством. В хеттских надписях и документах встреча­ется немало слов, имеющих отношение к крестьянскому труду: ферма, овчарня, свинарник, козий загон, стойло, молотильный ток, дровяной сарай, фруктовый сад, луг, пасека, зернохранилище, мельница, водоотвод, плуг, лопа­та, телега, сбруя. Историки подсчитали, что только для прокорма населения хеттской столицы Хаттусы нужно было обрабатывать ежегодно не менее 160 000 га пашни. А Хаттуса была не единственным крупным городом в Хеттском царстве...

Торговля играла сравнительно небольшую роль в жизни простого земледельца-хетта, зато её роль в жизни Хеттского царства была очень велика. Ещё с III тыс. до н. э. земли Малой Азии привлекали к себе внимание торговцев из Сирии, Шумера и Аккада. Обилие скота, руд металлов, простых и дешёвых ремесленных изделий, а также рабов, захватываемых в междоусобных войнах, побуждало приезжих купцов основывать в Малой Азии свои поселения-колонии и жить в них безвыездно по нескольку лет.

Но хеттские правители также извлекали выгоды из этой торговли. За право торговать в своих землях они взимали с иноземных купцов немалые пошлины. При участии сирийских и вавилонских торговцев в Хеттском царстве раз­вивались товарные отношения и денежное обращение, из-за чего быстро росло имущественное неравенство. Постепенно хетты взяли в свои руки торговлю с другими странами, вытеснив чужеземных купцов из собственных земель. На вывоз некоторых товаров, например железа, вообще был наложен строгий запрет. Документы рассказывают нам о нескольких попытках тайного вывоза железа из страны, которым воспрепятствовала бдительная пограничная стража хеттов.

Несмотря на то, что по территории Хеттского царства, особенно по его восточной части, проходило множество караванных торговых путей, его жители зависели от ввоза сырья и готовых изделий намного меньше, чем египтяне или вавилоняне: в стране было достаточно древесины, много скота и зерна. К тому же природа богато одарила землю хеттов железными рудами, что и составило их преимущество в борьбе с Египтом и Вавилоном.

горожан и крестьян царю нечего ожи­дать. Им нельзя верить, а общение с ничтожными лишь порождает опас­ность». В аналогичном обращении египетского фа­раона Ахтоя смысл иной: «Не делай различия меж­ду сыном знатного человека и простолюдином. При­ближай к себе человека за дела его...» Конечно, Ахтой не был «демократом». Просто он знал, что глав­ная угроза трону исходит от непокорных египет­ских вельмож. Мурсили же твёрдо рассчитывал на верность хеттской знати. Почему?

Дело в том, что отношения между царём и «бла­городными» людьми у хеттов носили иной харак­тер, нежели в Египте или Вавилоне. В отличие от других стран Древнего Востока, знатные хетты не считались рабами царя, как остальное население. Похоже, у хеттов сохранилось присущее индоевро­пейским народам представление о «благородстве» как о врождённом качестве; оно не зависело ни от степени близости к царю, ни от занимаемой долж­ности. «Чистыми», т.е. свободными, хетты призна­вались, если не несли отработочной (луццы) или продуктовой (саххан) повинности. Они объединя­лись в собрание воинов — «панкус», от мнения ко­торого зависел выбор нового монарха из числа пред­ставителей царского рода. Одним словом, царь не оказывал давления на знать, бывшую надёжной опорой трона. Не случайно другой царь, Хаттусили I, когда ему понадобилось изменить решение о назначении наследника престола, обратился имен­но к панкусу.

Таким образом, хеттский способ «складывания пальцев в кулак» был более эффективным, чем у остальных народов. Чёткое, простое устройство общества, единство интересов царского рода и сво­бодных хеттов делали этот кулак весьма грозным. Хетты не всегда оказывали на своих соседей дли­тельное давление, но при случае умели наносить им короткие удары сокрушающей силы.

Особенности организации хеттского общества выделяют его среди современных ему государств. Некоторые историки даже считают его «феодаль­ным». Наверное, это преувеличение. Хетты пере­няли от культур Малой Азии и Междуречья очень многое: письменность, религиозные верования и мифы, законы, обычаи. Даже своё имя они заим­ствовали от хаттов — более древнего народа, насе­лявшего центральные области полуострова Малая Азия до возникновения здесь Хеттского царства. В древневосточной истории хетты сыграли заметную роль, сумев отвоевать себе место под солнцем. Ка­залось, что мир уже поделён между державами древности, но ни одной из них опоздавшие к дележу хетты не уступили.

Их царство почти бесследно исчезло примерно в 1200 г. до н. э. Хетты умели противостоять могу­щественным государствам. А вот перед мощной волной стихийного нашествия десятков племён и народов с Балканского полуострова они оказались бессильны. Она, можно сказать, накрыла Хеттское царство с головой. После разгрома столицы страны, Хаттусы, сила, объединявшая мелкие княжества, перестала существовать.

Великие царства древности уходили в небытие по-разному: одни раскалывались с грохотом, дру­гие умирали после долгой, тяжёлой болезни. Хет­тское же царство растворилось в воздухе подобно неясному видению...

ФИНИКИЯ

Едва греческий корабль причалил в гавани го­рода Тир и матросы начали переносить на берег амфоры с вином и оливковым маслом, как их глазам открылась странная картина. Торго­вая пристань была заполнена народом. Под ме­лодичные звуки флейт несколько десятков человек легко подпрыгивали вверх, стараясь следовать му­зыкальному ритму. Потом вдруг, как по сигналу, все они бросились на землю и начали перекаты­ваться с боку на бок. Греков взяла оторопь, хотя они уже много слышали о странных обычаях фи­никийцев. Ходили рассказы о том, что ханаанейцы — так называли жителей Финикии — покло­няются кровожадным богам, приносят им в жертву собственных детей, сжигают живьём пленников, захваченных во время войн и пиратских набегов. Старый грек объяснил своим товарищам, что фи­никийцы молятся на пристани одному из своих главных богов — Мелькарту. Опомнившись, мат­росы снова засновали по деревянным мосткам с корабля на берег и обратно: если останавливаться

возле каждой диковины в чужеземных странах, дохода от торговых путешествий не получишь...

Греки, можно сказать, не любили финикийцев. Дикими им казались многие финикийские верова­ния и обычаи. Финикийские торговцы были при­жимисты, да и слишком часто сталкивались лицом к лицу финикийские и греческие пираты и купцы. Тем не менее греки переняли от финикийцев очень многое, в частности любовь к дальним морским пу­тешествиям, полным опасностей и приключений. Финикийцы первыми достигли Геркулесовых стол­пов (так в древности называли пролив Гибралтар) и рассказали грекам о землях на берегах великого океана.

Финикийцы стали учителями греков в непро­стом искусстве торговли. Переимчивые греки ус­ваивали язык своих более опытных партнёров. Из­вестно, что в древнегреческом языке слова «золо­то», «вино», «одежда», «покрывало», «полотно», «нож», «меч», «сукно» имеют финикийские корни. У финикийцев греки заимствовали и алфавитное письмо, изменив его и приспособив к своему языку.

Именно купцы финикийских городов — Библа, Ти­ра и Сидона — отказались от применения иерогли­фов и клинописи при ведении деловых записей и изобрели более удобную для запоминания и чте­ния разновидность пись­ма. В финикийском ал­фавите каждый значок-буква передавал опреде­лённый звук, и написан­ные слова действительно можно было читать, а не расшифровывать как сложные иероглифиче­ские рисунки, обознача­ющие то слог, то целое слово. Изобретённое фи­никийцами алфавитное письмо впоследствии ши­роко распространилось по свету, и сейчас боль­шинство народов мира пользуется алфавитами, происходящими от первого — финикийского.

Варварские обычаи странным образом сочета­лись у финикийцев с высокой культурой торговли, письменности, ремесла. Вероятно, этот народ ка­зался загадочным уже людям древности, а не толь­ко современным историкам. Внимательный взгляд на географическую карту Древнего Востока поможет нам пролить свет на некоторые тём­ные места финикийской истории.

Библ, Тир и Сидон располагались на побережье Средиземного моря, на территории со­временного Ливана. Здесь сходились торго­вые пути Передней Азии. По узкой полоске между скалами и морем, по до­роге, буквально нависав­шей над водой, в III— II тыс. до н. э. шли беско­нечные караваны. Они двигались с севера на юг, в Египет и Палестину и в обратном направлении. Время от времени там по­являлись военные отря­ды египтян, хеттов и ас­сирийцев, грабившие фи­никийские торговые ка­раваны. Существовали и морские торговые пути, проло­женные финикийцами. Их гавани были единствен­ными удобными морскими портами в Восточном Средиземноморье, и к ним сходились нити и мор­ской торговли, и морского разбоя. Одним словом, финикийцы жили как бы в коридоре, в то время как другие народы Передней Азии занимали каж­дый свою комнату.








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 540;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.