По оригиналу И. Л. Креуля.
века, трагическая гибель которых потрясла французскую армию.
Бессьер был другом Мюрата. Они вместе сражались в Пиренейской армии в 1792 г., вместе участвовали в походах Наполеона. Бессьер был человеком менее открытым, чем Мюрат, суше его, но столь же дружелюбным, несмотря на своё занудство. Его мужество было по достоинству оценено Наполеоном. Он доверил маршалу святая святых — императорскую гвардию.
Ланн, которого называли Роландом французской армии, отличался блестящими дарованиями. Сын конюха, добровольцем поступивший в 1792 г. в революционную армию, благодаря личному мужеству достаточно быстро получил офицерский чин. Но в 1795 г. правительство уволило его в отставку за отсутствие военного образования. В 1796 г. он стал волонтёром Итальянской армии Наполеона. Способности и исключительная храбрость, опыт ведения военных действий быстро обратили на него внимание умеющего угадывать таланты Бонапарта. И уже спустя год «за отличие в боях» Ланн был произведён в бригадные генералы. Как и Мюрат, он был посвящён в тайны переворота 18 брюмера и сумел активно поддержать Бонапарта, за что и был назначен командиром консульской гвардии.
Ланн и Бессьер довольно часто вступали в конфликты с консулом и императором. Их отличали исключительное упрямство, умение говорить правду в глаза новому повелителю Франции и республиканские взгляды. Ланн, не пожелавший принять навязываемый Наполеоном образ «солидного человека», жестоко поплатился за свою строптивость. Император, который раздаривал состояния направо и налево, буквально разорил маршала, рассчитывая, что тот наконец-то смирится и образумится. Напрасный труд! Старый республиканец лишь бранился и ругал Наполеона на чём свет стоит, но не унизился до просьб. Даже получение титула герцога Монтебелло не смягчило нрав маршала. Бессьера Наполеон, бесцеремонно распоряжающийся судьбами своих людей, так и не смог заставить подобрать себе жену, которая устраивала бы императора. Однако Бонапарт вынужден был терпеть этих исключительно талантливых людей, один из которых (Ланн) мог сравниться даже с ним своими дарованиями.
Но война есть война. И первой её жертвой среди маршалов в 1804 г. стал Ланн, всегда ходивший впереди своего корпуса в атаку. Ядро австрийской пушки под Эсслингом (1809 г.) положило конец военной карьере и жизни маршала. Смертельно раненный, он мучился ещё 7 дней. Наполеон не отходил от умирающего и вынужден был выслушивать брань и упрёки в свой адрес, которыми его осыпал Ланн.
Бессьер участвовал в русской кампании 1812 г. и сумел вывести остатки гвардии из негостеприимной страны. Герцог Истрийский неотлучно находился рядом с Наполеоном во всех сражениях. Он и дальше бы продолжал поддерживать императора, если бы не трагическая гибель. В бою в мае 1813 г. ударом ядра в грудь Бессьер был убит на глазах у готовых к атаке гвардейцев.
Был среди маршалов Наполеона и ещё один гасконец, от которого он натерпелся бед. Жан-Батист Бернадотт (1763—1844) начал и успешно продолжал свою карьеру до 1800 г. без всякого участия Бонапарта. Достаточно быстро дослужившись до генеральского чина, Бернадотт впервые встретился с Наполеоном в Италии, когда его корпус был направлен на подкрепление итальянской армии (1797 г.). Дружеских отношений между двумя генералами не возникло. Оба уверенные в себе, сло-
жившиеся полководцы, наделённые славой и почестями, они уже тогда с трудом находили общий язык. Поэтому Бернадотт не вошёл в «когорту Бонапарта» и не отправился с ним в Египет, а остался во Франции заниматься государственными делами. Оставив поля сражений, он некоторое время был военным министром в правительстве Директории. Неуживчивый характер и неуёмное честолюбие не позволили Бернадотту надолго задержаться на этом ответственном посту.
С приходом к власти Бонапарта взаимная нелюбовь вспыхнула с новой силой. В 1802—1804 гг. ярый республиканец Бернадотт даже участвовал в заговоре военных с целью свержения первого консула. Однако благодаря своей популярности в Северной армии он не понёс наказания и в 1804 г. был произведён в маршалы.
В 1806 г., воюя в Голландии, Бернадотт удивительно мягко обошёлся с пленными шведами: он их отпустил. Это создало ему большую популярность в Швеции и вызвало новый скандал с императором. Чем дальше, тем хуже. И в 1810 г. Бернадотт был вынужден уйти в отставку. Наполеон невысоко оценивал полководческие способности своего маршала. Зато его великодушие сумели оценить шведы, которые предложили ему стать преемником шведского короля. Бернадотт быстро уехал из недружелюбной Франции, тем более что на шведский престол его толкал Наполеон, уверенный, что новый правитель не будет выступать против своей родины. Время показало, насколько он ошибался.
Бернадотт очень быстро забыл, что он француз, и начал доказывать всему миру, прежде всего Швеции и Наполеону, что он настоящий швед — душой и сердцем. Благодаря его блестящей дипломатической политике стране удалось сохранить нейтралитет в 1812 г., а затем в 1813 г. присоединиться к армии союзников, громивших Наполеона.
Бернадотт стал основателем новой династии шведских королей, которая правит и сегодня.
Среди маршалов Наполеона, вышедших из простого народа, было много выдающихся полководцев. Но наибольшей славой и любовью в армии по праву пользовался маршал Мишель Ней (1769—1815). Военачальники Наполеона отличались храбростью. И всё-таки Нея называли храбрейшим из храбрых. Со шпагой в руке, в чёрном с золотом маршальском мундире, он всегда был впереди своего корпуса. Не единожды собственным примером останавливая бегущих, Ней в одиночку бросался в атаку, увлекая за собой солдат. Пылкий, добрый, он пользовался заслуженным почётом и уважением в военной среде. Пожалуй, это был единственный маршал, который не имел врагов и против которого не строили козни соперники. И это несмотря на то, что он достаточно скупо делился славой, предпочитая «тянуть одеяло на себя».
Ней начал службу в 1788 г. в королевской кавалерии. В революционной армии он быстро достиг командных высот, став в 1796 г, бригадным генералом. Он служил на Севере Франции, поэтому не разделил славы Итальянского похода. Но Директория высоко оценила его заслуги, и в 1799 г. он получил чин дивизионного генерала.
Несмотря на то, что Ней не принадлежал к «когорте Бонапарта», он сразу стал своим в окружении первого консула, и честностью, преданностью и тактичностью сумел завоевать расположение Наполеона. Ему император поручал самые опасные предприятия. Надо отдать должное маршалу — он с честью справлялся с любой трудной задачей. Его единственным недостатком, как впрочем, и Мюрата, было нежелание работать в штабных условиях. Они предпочитали импровизировать на месте, в сражении. Не было больших врагов штабных карт и больших молчунов на военном совете, чем Ней и Мюрат.
Quot;М. Ней".
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1126;