Средневековый писатель и переводчик

Гелацева с учениками.

Икона-танка.

XVIII в.

ны. Ланг Дарма, как и обещал своим единомышленникам, немедленно зап­ретил в Тибете проповедь буддизма и отменил все привилегии, полученные ранее мона­стырями и общинами. Храмы опечатывались или, как бывало в прошлом, превращались в бойни, а самим монахам надлежало стать мирянами — охот­никами или мясниками. Не желавших подчиняться ждали страшные наказания: казнь или кастрация.

Много жестоких поступков совершил Ланг Дар­ма, пока не наступило возмездие. В 842 г. монах-отшельник Лхалунг Палдже Дордже пришёл на ау­диенцию в царский дворец. Подойдя к цэнпо, он метнул в него кинжал и поразил насмерть. Испу­ганная стража оцепенела, а монах вскочил на ло­шадь и ускакал прочь. Опомнившись, бросились в погоню, но потеряли след. Палдже Дордже, пред­видя, что придётся уходить от преследования, при­бегнул к хитрости. Он надел чёрный плащ на белой подкладке, а свою белую лошадь вымазал сажей. Когда погоня уже настигала его, он заехал в реку, и вода смыла сажу со шкуры лошади. Она вновь стала белой, а сам он быстро вывернул плащ наиз­нанку и набросил на плечи. Преследователи не уз­нали его в одежде иного цвета и на лошади другой масти.

Сыновья Ланг Дармы после смерти отца никак не могли договориться о разделе владений. Они дол­го воевали друг с другом, пока один не обосновался в Ярлунге, а второй в Лхасе. Они и детям своим передали в наследство ненависть и вражду друг к другу, губившую страну: её земли становились до­бычей более сильных соседей. Уже в X в. Тибет стал малоизвестной страной, занимавшей незначитель­ную по сравнению с прежними владениями терри­торию.

Смуты и междуусобицы привели к укреплению контактов между светской властью и монашеством. Светская власть защищала монахов, а взамен полу­чала духовную поддержку. Богатые и знатные люди стремились передать по наследству не только на­житые богатства, но и приобретённое благодаря им влияние на монастыри, религиозно-философские школы и секты. Укреплению союза светской и ду­ховной власти в Тибете способствовала культиви­рующаяся монахами-учёными идея о последова­тельном перевоплощении одного и того же лица множество раз. Сократить число перевоплощений могла лишь праведная жизнь, т. е. жизнь под ду­ховным руководством буддийского монаха. Пред­лагая такое решение проблемы, духовная власть на­чинала постепенно подчинять себе светскую.

Пока тибетцы ссорились и выясняли, кто кем окажется при следующем рождении, 30-тысячное войско Годана, внука Чингис-хана, в 1240 г. вторг­лось на территорию Тибета, подошло к централь­ным областям страны, сжигая на своём пути се­ления и монастыри и убивая и мирян, и монахов. Неожиданно заболев, Годан обратился к настояте­лю монастыря с просьбой излечить его. Сакья-пандита — Учитель из философской школы Сакья — вылечил монгольского полководца, за что завоеватели удостоили его почётного звания духовного нас­тавника всего Тибета, а Сакья приобрела большое влияние.

Многие религиозные школы Тибета пытались оспорить власть Сакья, но это им не удавалось. В 1352 г. правитель одной из областей Тибета Чангчуб Джалцан восстал против власти Сакья, сверг её главу, оккупировал почти весь Тибет и установил собственную власть, ставшую наследственной в его семье. К концу XIV в. Сакья утратила приоритет и в духовных делах.

В 1392 г. начал свою проповедническую деятель­ность Цзонхава — глава школы Гелукпа. Его по­следователи учредили преемственность власти двух своих высших духовных лиц — далай-ламы, осу­ществлявшего верховное административное руко­водство, и панчен-ламы, занимавшегося делами бо­жественными. Не имея достаточных сил для по­давления противоборства как светских правителей страны, так и представителей других школ, иерар­хи Гелукпы обратились за помощью к джунгарским князьям. Один из них, Турубайху, носивший титул Гуши-хана, привёл в Тибет войска, ставшие опорой Гелукпы и её главы, Пятого далай-ламы, обосно­вавшегося в Лхасе. Его власть признали не только в Тибете, но и в Непале, Сиккиме и Бутане. Маньч­журы заявили о своём желании оказать покрови­тельство иерархам Гелукпы и пригласили Пятого далай-ламу приехать в Пекин с визитом, который состоялся в 1652 г.

В последние годы жизни Пятого далай-ламы большую роль при дворе стал играть Санджай Джамцо. Он скрыл от всех кончину своего патрона и почти 15 лет единолично правил страной. Когда обман открылся, Санджай Джамцо попытался по­ставить во главе буддийской церкви и самой страны далай-ламу Цаньян Джамцо. Выбор его оказался неудачным. Юный далай-лама больше всего думал о развлечениях, любил красивых девушек, писал стихи. Его совершенно не интересовали ни духов­ные, ни политические дела. Вскоре он был низло­жен, а его покровитель — Санджай Джамцо — убит. В стране началась междоусобная борьба, ко­торой решили воспользоваться маньчжуры. Их ар­мии вторглись в Тибет, расправились с недоволь­ными и подчинили себе страну.

Власть далай-ламы была ограничена делами ду­ховными, а светская передана совету министров, назначавшихся по решению китайского правитель­ства. В городах стояли циньские гарнизоны.

Как бы трагично ни складывалась политическая история страны, простые люди продолжали сеять хлеб, растить детей, строить дома и храмы.

Тибетские монастыри были своеобразными цент­рами средневековой культуры. Там переводили и сочиняли литературные произведения не только ре­лигиозного, но и светского характера. При монас­тырях существовали учебные заведения, где моло­дёжь получала образование, действовали типогра­фии и различные мастерские, работали художники,








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 819;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.