Дверной молоток с гербом Медичи.

Марсилио Фичино, например, занимался алхимией и астрологией, составляя гороскопы для детей Лоренцо Великолепного. Кому было осуждать жите­лей Флоренции, если подобным образом вели себя даже высшие духовные лица — Папы?

И вот в городе появился человек, который во всеуслышание стал обличать порок. Его звали Джироламо Савонарола. Он родился в Ферраре, в семье известных врачей. Родители желали, чтобы он уна­следовал семейную профессию. Но юноша захотел стать священником. В своих проповедях он утверж­дал, что без нравственных добродетелей как отдель­ный человек, так и целое общество неминуемо ока­жутся на краю гибели.

В 1491 г. Савонаролу избирают настоятелем ка­федрального собора во Флоренции. Вот тогда о нём и услышал Лоренцо Медичи. Ему было странно ви­деть человека, пусть и духовного звания, посмев­шего упрекать его в деспотизме, ограблении со­граждан, различных злоумышлениях. Лоренцо пы­тался приручить смелого проповедника. Он часто заходил в собор, делал богатые вклады, приглашал Савонаролу к себе во дворец. Всё было напрасно. Савонарола открыто объявлял, что нужно ожидать великих перемен, т. к. время жизни, отпущенное Лоренцо Богом, истекает и его ждут Страшный суд и геенна огненная.

К тому времени Лоренцо был на самом деле тя­жело болен, и его душа жаждала покоя, отпущения грехов. Он не верил своим духовникам, зная их тру­сость и продажность. Лоренцо желал исповедаться перед человеком, которого стал уважать за смелость и неподкупность. Савонарола пришёл к умирающе­му Лоренцо, но согласился исповедовать его при определённых условиях: он должен уповать на бес­конечную милость Божию, исправить последствия совершённых преступлений или завещать это сы­новьям и, последнее, но главное, — возвратить фло­рентийскому народу свободу. Последнее условие привело Лоренцо в ярость, и Савонарола ушёл, не дав ему отпущения грехов. 8 апреля 1492 г. Лоренцо Великолепный скончался.

Его наследник Пьеро — красивый и легкомыс­ленный человек — за короткое время своей глу­постью и высокомерием добился всеобщей ненавис­ти к себе и увеличения числа единомышленников Савонаролы. Пока Пьеро проматывал богатства до­ма Медичи, Савонарола упорно строил свой дом — монашескую общину. В монастыре он ввёл строгий обет нищеты, запрещавший всяческие излишества и роскошь. Монахи должны были заниматься по­лезным трудом. Савонарола организовал школы, где изучались изящные искусства, философия, мо­раль, право, Святое писание, языки — греческий, еврейский и др.

Не без его влияния 19 ноября 1494 г. Пьеро Ме­дичи был низложен жителями Флоренции и бежал сначала в Венецию, а потом в Рим, где начал плести интриги против Савонаролы.

После бегства Медичи Савонарола предложил отцам города свою про­грамму действий. В городе учреждается Большой совет, в котором могли принимать участие все жители по достижении 29 лет. Совет обладал всей полнотой власти, а исполнительной властью наделялся Малый совет, куда выбирали самых дос­тойных.

Савонарола предложил провести реформу судо­производства и всеобщую амнистию. Все эти ме­роприятия настоятель кафедрального собора про­водил без принуждения и насилия, пользуясь лишь своим авторитетом и умением убеждать.

Проповедуя покаяние и моральное возрождение, он не был гонителем искусства и науки. Когда стало известно о распродаже огромной, собиравшейся не одним поколением, библиотеки дома Медичи, Саво­нарола сделал всё возможное для её сохранения. Он распорядился продать часть монастырских земель, сделал от своего имени крупный заём, выкупил биб­лиотеку и открыл её для всеобщего пользования.

У Савонаролы были сильные враги, и они не без­действовали. Обвинения в ереси и различные про­вокации следовали друг за другом. По инициативе Папы Александра VI он был арестован, подвергнут пыткам, но палачи не вырвали у него отказа от прежних взглядов и дел.

23 мая 1498 г. Савонарола был повешен, а затем тело его сожжено и прах развеян. Ему было всего 45 лет. Пьеро Медичи мог торжествовать: его враг был повержен. Но Медичи не возвращались во Фло­ренцию до 1512 г. Слишком злую память оставили они о себе. А когда вернулись, оказалось, что ис­тория их ничему не научила. Опять они непремен­ные участники переворотов, казней, насилия. В 1527 г. семейству Медичи снова пришлось бежать из Флоренции от возмездия сограждан. После это­го, вернувшись вновь, они стали осторожнее, ста­рались избегать обострения отношений с флорентийцами, ещё помнившими вкус свободы.

В 1569 г. Медичи получили от Папы титул ве­ликих герцогов Тосканских. Власть их была абсо­лютной, опиравшейся на собственную, хотя и не­большую, армию.

История семьи Медичи ещё ждёт своего иссле­дователя. Среди её членов были герои и преступ­ники; люди, способные на высокие, благородные поступки и низкое предательство; свободные зем­лепашцы, ремесленники-горожане, купцы, финан­систы, коронованные и некоронованные властите­ли, но все они были людьми своего необыкновен­ного времени. И каждый из них мог сказать о себе словами поэта Возрождения Франсуа Вийона:

Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю Смерть, что рыщет, всё губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя!








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 704;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.