Указы царя Ашоки, III в. до н. э.

Прежде не было такого порядка, чтобы во всякое время за­ниматься людскими делами... Теперь мною установлено так. Во всякое время... пусть оповещают меня о людских делах. ...Ибо я считаю, что долг мой — это благо всех людей ... То, к чему я стремлюсь, — это достичь освобождения от долга перед живы­ми существами. Здесь, в этом мире, я желаю, чтобы они обрели счастье, а в другом мире пусть они достигнут неба.

«Нет такого дара, который мог бы сравниться с даром дхар-мы1...

Вот что это значит: подобающее отношение к рабам и слу­гам — благо, покорность матери и отцу — благо, щедрость по отношению к друзьям, знакомцам и сородичам, а также к брах­манам... — благо, неубиение живых существ —благо.

* * *

Хочу, чтобы они2 не испытывали страха передо мной, чтобы дышали спокойно, чтобы исходило и-м от меня счастье, но не не­счастье.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст 1 Вспомните, что представлял собой западноевропейский город и какую роль он играл в социаль­но-экономической и политической жизни Западной Европы. Приведите примеры, подтверждающие фразу Ф. Броделя о За­паде. «Его города толкали его вперед». Почему эта характерис­тика неприложима к восточному городу? Под чьей властью нахо­дились восточные города? В какие периоды они могли получить относительную самостоятельность? Чем, с вашей точки зрения, объясняется желание нарождавшейся на Востоке буржуазии примкнуть к чиновничеству? Каким образом государство пре­пятствовало свободе деятельности купцов и ремесленников? Приведите примеры, опираясь на изученный материал.

2. Прочитайте текст 2. Как объясняет Конфуций необходи­мость управлять народом гуманно? Почему именно император­скую власть и чиновников считает ответственными за все проис­ходящее? Какая роль, активная или пассивная — отводится им народу? В чем, с точки зрения Конфуция, состоит долг благо­родного человека, живущего в несправедливо устроенном госу­дарстве? Подумайте над фразой Конфуция: «На зло отвечают справедливостью». Как можно интерпретировать эту фразу, ес­ли речь идет об отношениях между властью и обществом?

3. Прочитайте текст 3. Ислам до мельчайших подробностей регламентировал жизнь человека. Проанализировав приведен­ный текст, а также те сведения, которые содержатся в тексте главы, попробуйте нарисовать портрет истинного мусульмани-

Дхарма — в данном случае важнейшие положения буддиз-

ма.

2 Имеются в виду подданные.

на Обратите особое внимание на отношение к людям, наиболее униженным в восточных обществах, — к женщинам и рабам По­чему Мухаммед запрещал раболепствовать перед вышестоя­щим7 Как в целом можно охарактеризовать отношение ислама к личности человека9 Чем оно отличается от христианского9

4. Прочитайте текст 4 Подумайте, почему буддизм отрица­ет крайний аскетизм и страсть к мирским удовольствиям, исхо­дя из отношения этой религии к страстям Под силу ли обычно­му человеку придерживаться тех истин, которые проповедовал Будда7 Почему9 Что имеет в виду Будда, говоря, что причина страдания — это жажда, ведущая к перерождению, т е привя­занность к земному миру7

5. Прочитайте указы царя Ашоки, который сделал буддизм государственной религией Какие новые принципы он хотел ввести в управление государством7 Как хотел изменить отноше­ния власти и общества7 Сознание людей7 Конкретны ли его ре­комендации7 Сравните с Конфуцием или поучениями Магомета Может ли буддизм стать основой государственности, как конфу­цианство7 Докажите свою точку зрения

 

 

Глава VII

Российская цивилизация в средние века

 

Культура России не есть ни культура ее ропейская, ни одна из азиатских, ни суд ма или механическое сочетание из элеменЩ тов той и других.

Из декларации евразийцев (19261

...Раскинувшись между двух великих деле-' ний мира, между Востоком и Западом... мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы — вооб ражение и разум и объединить в своем про свещении исторические судьбы всего зем кого шара. Не эту роль предоставило нам Провидение.

П Чаадаев

 

По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно ее называли Евразией или Срединным ми­ром, подчеркивая ее промежуточное положение меж­ду Западом и Востоком.

Как это влияет на социально-экономическую жизнь России, на ее государственность и духовную культуру? Что именно, Восток или Запад, преобладает в ней? В каком направлении идет развитие России?

Все эти вопросы имели и до сих пор имеют дискус­сионный характер. Одни историки видели в России часть Европы, хотя отмечали, что она развивается бо­лее медленно. Другие решительно разъединяли ее с Европой, утверждая, что это самобытная цивилиза­ция, у которой есть свой собственный исторический путь.

Какую точку зрения можно считать наиболее пра­вильной? Чтобы решить эту непростую проблему, да­вайте обратимся к истории.

• Экстенсивный«расширяющийся», «увеличивающий ся количественно».

§1








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 883;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.