Социальные противоречия и неустойчивость партийно-политических систем. « Неоконсерватившая волна.
В конце 60-х и начале 70-х годов политическая обстановка в странах Западной Европы и Америки характеризовалась крупными конфликтами широких масс с государственной властью. События «красного мая» 1968 г. во Франции открыли полосу острых классовых битв, приведших к кризису режима личной власти и отставке Ш. де Голля. В Италии с конца 60-х годов росло массовое движение протеста, заверцившееся в l972 г. политическим кризисом и отставкой правительства «левого центра». Затем в этой стране последовали вереница смен правительств, массовые забастовки, студенческие выступления, участились факты террора и политических убийств. В Соединенных Штатах в ходе избирательной кампании 1972 г. Республиканская партия и президент Р. Никсон оказались замешанными в «уотергейтском скандале». Под угрозой импичмента Р. Никсон вынужден был уйти в отставку - факт беспрецедентный в истории США. В Великобритании конфликт Консервативной партии и правительства Э. Хита с профсоюзами завершился поражением консерваторов на выборах в парламент в 1974 г. В ФРГ после длительной политической гегемонии ХДС произошла смена правительства и к власти пришли социал-демократы.
В ряде стран 3ападной Европы борьба народных масс приобрела еще более острый характер. В 1974 г. революция «красных гвоздик» в Португалии покончила с фашистским режимом. Тогда же была свергнута военная хунта в Греции. В Испании в 1976 г. прекратил существование франкистский режим - последний фашистский режим в Западной Европе. Относительно мирный демонтаж франкистских институтов и довольно плавный переход от авторитаризма к демократической политической системе были обусловлены социально-политическими компромиссами, в реализации которых участвовали все политические силы страны - от буржуазно-реформистских до коммунистических.
После пресечения в 198l г. попытки правых сил совершить государственный переворот прочные позиции в руководстве страной заняла Испанская социалистическая рабочая партия. Она одержала победу на парламентских выборах 1982 г., и ее лидер Ф. Гонсалес сформировал правительство.
Крупные прогрессивные сдвиги произошли в 70-е годы в Азии, Африке и Латинской Америке. После поражения американских войск во Вьетнаме завершилось воссоединение Северного и Южного Вьетнама. Камбоджа избавилась от кровавого полпотовского режима. Упрочилась независимость Лаоса. На путь независимости стали народы Анголы и Мозамбика. Антишахская, антиимпериалистическая революция произошла в Иране. Одержала победу национально-освободительная революция в Никарагуа.
Однако процесс прогрессивных преобразований в странах «третьего мира» протекал весьма противоречиво. Глубокие социально-экономические и политические реформы, начатые в Чили после победы блока левых сил на выборах l970 г., были насильственно прерваны военным переворотом l973 г., установившим в стране военно-фашистский режим. Большие трудности переживали молодые независимые государства Азии и Африки, обремененные все более растущей задолженностью. Не оправдались и надежды на быстрое прогрессивное развитие стран, ставших на путь «социалистической» ориентации. В условиях крайне низкого уровня социально-экономического развития этих стран возникновение сильного государственного сектора и тотальная этатизация общественной жизни неизбежно вели к засилью государственной бюрократии, установлению авторитарных режимов и к социально-экономическому застою.
Тем не менее активизация борьбы народных масс за социальный прогресс и революционные преобразования, охватившей в 70-е годы многие страны «третьего мира», вызывала серьезное беспокойство идеологов капитализма. Аналогичное влияние оказывали кризисные явления в экономике и социальные противоречия в странах высокоразвитого капитализма. В данных условиях в идеологии и политике правящих кругов этих стран произошел поворот к неоконсерватизму.
В концё 70-х - начале 80-х годов в ряде стран, прежде всего в США, Великобритании и ФРГ, к власти пришли влиятельные силы, которые воплощали переход к неоконсервативному курсу политики. «Неоконсервативная волна», проявившаяся в деятельности правительств М. Тэтчер в Великобритании, Р. Рейгана в США, Г.Коля в ФРГ, вела к снижению уровня государственно-монополистического регулирования, к ограничению вмешательства государства в экономику, к сокращению расходов на социальные нужды, к идеологизации внешнеполитического курса. Немаловажным поводом для yжесточения внешнеполитического курса стран НАТО послужила конфронтационная политика тогдашнего советского руководства, и особенно ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.
Массированная идеологическая кампания, разгул шовинизма в связи с победой Великобритании над Аргентиной в ходе фолклендского кризиса и интервенцией Соединенных Штатов на Гренаду, начавшееся в 1983 г. улучшение экономической конъюнктуры, отсутствие действенной альтернативной программы у сторонников либерального политического курса – все это обеспечило повторные победы неоконсерваторов на выборах1983 и 1987 гг. в Великобритании и на выборах I984 и 1988 г. в США. В 1982 г. в ФРГ социал-лемократы уступили руководство страной консервативному блоку ХДС/ХСС и СвДП.
Сдвиг вправо политической оси в основных капиталистических странах произошел неодновременно. Так, например, на выборах 1981 г. во Франции победил блок левых сил, что обеспечило избрание лидера социалистов Ф. Миттерана на пост президента и завоевание социалистами и коммунистами большинства в Нацоинальном собрании. Но уже на выдорах 1986 г. социалисты потерпели поражение и при президенте-социалисте было создано правительство правобуржуазных партий.
«Неоконсеративная волна» затронула и малые страны Западной европы. Со второй половины 70-х годов в этих странах заметно возросло влияние буржуазных политических партий, а в самом блоке буржуазных партий усилились позиции консервативных политических группировок, которые стали оттеснять либералов и центристов. В 1981-1982 гг. консерваторы пришли к власти в Норвегии, Дании, Бельгии, Нидерландах.
В конце 70-х – первой половине 80-х годов обозначилась тенденция к некотрому ослаблению политических позиций западноевропейской социал-демократии. Кризис ее социально-экономической стратегии и политики привел к отму, что социал-демократы потерпели серию поражений. Были отстранены от власти английские лейбористы, западногерманские и шведские социал-демократы, социалисты Бельгии, Нидерландов и ряда других стрна. Правда, эта тенденция не была всеобъемлющей. Так в начале 80-х годов социалисты пришли к власти в некоторых странах юга Европы (Греция, Испания, португалия). После краткого перерыва возвратились к валсти социал-демократы Швеции. Тем не менее для этого периода было характерно в целом сокращение влияния социал-демократии. Число голосующих за них избирателей уменьшилось на 15-20%. Немалую роль в падении престижа социалистических и социал-демократических партий сыграло ухудшение их отношений с профсоюзами. И только к концу 8-х годов «консервативная волна» начала постепенно спадать.
Современный партийно-политический сектр в странах Западной Европы довольно пестр. В нем можно выделить четыре основных политических течения: консервативное, либеральное, социал-демократическое и коммунистичесоке. В отличие от Западной европы в США сохранятеся традиционная бурзуазная двухпартийная система, в рамках которой действуют различные политические течения от «новых правых» до левых либералов.
Новым явлением политической жизни Западной европы стало начало консолидации некоторых политических течений в рамках региона. Основой этого процесса явилось развитие политической надстройки западноевропейской экономической интеграции – Европейского парламента. С 1979 г. в странах ЕЭС состоялось несколько выборов в Европейский парламент. Они отразили формирование основных партийно-политических течений на межгосударственном уровне. В рамках Европейского парламента оформилась прежде всего Европейская народная партия, объединившая на основе федерации христианско-демократические партии, главным образом ФРГ и Италии. Либеральные партии основали Федерацию либеральных и демократических партий ЕЭС, в которую вошли разнородные организации от левоцентристских либералов Дании до правых итальянских либералов. Наконец, социал-демократические партии оформили в рамках Социнтерна Союз социал-демократических партий стран ЕЭС, в который вошли партии, придерживающиеся весьма различных позиций в отношении создания наднациональных органов сообщества. В Европейском парламенте существует и группировка неофашистов (от крайне правых партий Франции, Италии, Греции).
Не все политические течения, представленные в Европейском парламенте после выборов 1984 и 1989 гг., сформировали партийные объединения на межгосударственном уровне. Так, например, представители коммунистических партий в Европейском парламенте (от Италии, Франции и некоторых других стран), хотя и поддерживали тесные контакты между собой, не оформились в формально существующий союз.
В 70-80-х годах в политической жизни многих стран aкивно выступили новые социальные движения, или движения «гражданских альтернатив». К ним относятся антивоенное, антиядерное, экологическое, молодежное, женское и другие движения. Всем им свойственны антимонополизм, демократические требования контроля за использованием национальных ресурсов, охраны окружающей среды, совершенствования социального законодательства. Наиболее значительный вес приобрело в 80-е годы движение «экологистов», или «зеленых», которое возникло как пpoтecт против загрязнения окружающей среды и других болезненных проблем соврененного общества, против угрозы ядерной войны. В ряде стран партии «зеленых» добились значительного влияния. Они обрели представительство в парламентах Италии, ФРГ, Бельгии и даже в Европейском парламенте, где они сформировали в 1984 г. межнациональную фракцию.
Социальный состав движения «зеленых» довольно пестрый. В нем представлены городские средние слои, интеллигенция, молодежь, женщины; но рабочие участвуют в нем слабо. В движении «экологистов» содержится мощный потенциальный заряд, отражаются чаяния миллионов людей, опасающихся за судьбы мира; протестующих против разрушительного воздействия на среду обитания современных условий хозяйствования. В нем сильны идеи радикализма, нередко проявляется ультралевая и анархистская идеология. Участники движения ищут свой, «третий путь», сохраняя автономность и дистанцию от буржуазных политических партий и профсоюзов. «Мы не левые и не правые, мы – зеленые», этот мотив часто варьируется в документах и речах деятелей экологического движения. Все это отражает процесс включения в политическую борьбу широких масс населения, отвергающих традиционные политические партии, их «правила игры», а иногда и буржуазные ценности и порядки.
Идеология движения «зеленых» весьма противоречива. Для них характерно сочетание критики капитализма с враждебностью к научно-техническому прогрессу, с негативной оценкой профсоюзного движения и с отрицанием роли рабочего класса в истории. «Зеленым» не чужды и антикоммунистические настроения. И все же если дать общую оценку характера новых альтернативных движений, то они могyт быть названы радикально-демократическими движениями, отражающими глубокое противоречие между государственно-монополистической сиcтeмoй и интересами значительных слоев населения буржуазного общества, глубокие сдвиги в массовом сознании, протест против активизации правоконсервативных сил.
Рост альтернативных движений является одним из важных признаков кризиса буржуазных партий, недоверия к ним. Он отражает противоречие между их целью - обеспечить защиту буржуазного строя, его частнособственнических основными средствами достижения этой цели, попытками сохранить массовую социальную базу. Отсюда обращения ряда консервативных партий в 70-80-е годы к «новому популизму» реакционного толка ориентирующемуся на отсталые слои населения, на мелкую буржуазию, на средние слои с их страхом за будущее, с их предрассудками, с завистью к более удачливым слоям буржуазного общества. Псевдопопулистские идеи консерваторы сочетают с антипрофсоюзными мотивами, лозунгами защиты «стабильности» и «порядка». Немаловажное внимание уделяется идеологическому воздействию на маргинальные - слои трудящихся (безработные, молодежь, лишенная работы, пенсионеры).
Тенденция к консерватизму в политической жизни развитых капиталистических стран, рост поляризации политических сил в Западной Европе, Соединенных Штатах, Латинской Америке и других регионах не могли не сказаться на процессах внутри католической церкви, представляющей собой мощный международный инструмент воздействия на 850 млн. верующих людей на всех континентах. После II Ватиканского собора началось приспособление католической церкви к современным реальностям мира с целью вывести ее из кризиса путем обновления социальной доктрины католицизма, преодоления конфликта между архаической моделью церкви и внешним миром. Однако уже при павле VI в первой половине 70-х годов наметился поворот к ужесточению отношения Ватикана к прогрессивным тенденциям обновленчеекого движения в католической церкви. Церковная иерархия испугалась «открытости» церкви внешнему миру, подрыва авторитета и послушания, роста требований автономии и демократизации, шедших с низов. Избранный в октябре1978 г. новый папа Иоанн Павел II (польский кардинал Войтыла стал первым папой неитальянского происхождения) оказался перед выбором: продолжать осуществлять идеи II Ватиканского собора по реформированию католической церкви или стабилизировать положение церкви за счет ее организационного укрепления и пресечения дальнейшего обновления ее социальной доктрины. Консолидация католической церкви, направленная против «внутренней левой опасности», сопровождалась усилением позиций «традиционалистов» в церковной иерархии, что обусловило рост консреватизма в идеологии, политике и религиозных доктринах Ватикана.
Папа Иоанн Павел II выступил с энцикликой «Редемптор гоминис», в которой он рассматривал проблемы человека с ортодоксальных теоцентрических позиций. В отличие от Павла VI новый папа оценивал современный мир с пессимистических позиций. Он утверждал: «человек все- все более охвачен страхом». Падение моральных ценностей, растущие социальные контрасты, загрязнение окружающей среды и другие проблемы, вызванные бесконтрольным развитием научно-технической революции рaссматривались Иоанном Павлом II как следствие нарушения морали и этики, а не как социальные проблемы. Вместе с тем в новой энциклике он выразил свое критическое отношение к «обществу потребления», осуждал социальные язвы капитализма, как это делали его предшественники Иоанн XXIII и Па вел VI. Энциклика Иоанна Павла II касалась и внутрицерковных проблем. Среди них на первый план была выдвинута задача преодоления кризиса церкви путем укрепления консервативно-ортодоксальных принципов в социальных копцепциях преодоления церкви и в догматах веры. Папа осудил «теологию освобождения», которая получила широкое распространение в Латинской Америке, став знаменем многих демокартов и прогрессивных представителей духовентсва, борющихся против диктаторских режимов. Лозунг «невмешательства» в политику церковная иерархия пыталась использовать для того, чтобы увести верующих от активного участия в общественной жизни.
Важное место в деятельности нового папы заняла проблема экуменизма - движения за объединение христианских церквей, В этих целях Иоанн Павел II совершил многочисленные поездки по различным странам и континентам. Жесткость в отношении требований дисциплины, порядка, соблюдения иерархической подчиненности сочеталась в его действиях с политической гибкостью, продолжением диалога с атеистами, с представителями так называемых социалистических стран. В вопросах сохранения мира Иоанн Павел II продолжал политику Павла VI, поддержав лозунг своего предшественника, выдвинутого в его выступлении в ООН l965 г.: «Навсегда нет войне!». Папа Иоанн Павел II тоже выступал с трибуны ООН. Он говорил о необходимо активного воспитания членов общества в духе приверженности миру. Ряд мер, предпринятых Иоанном Павлом II по ослаблению напряженности в «горячих точках» планеты, свидетельствовал о том, что он стремится использовать морально-политический авторитет католической церкви в международных отношениях, пытаясь придать ей роль посредника или «морального арбитра».
Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 985;