Тема 8. Культура Просвещения.
Век Просвещения в общемировом культурном процессе. Истоки просвещенческого оптимизма. Просветительство: основные принципы, цели, задачи, формы реализации. Философские воззрения, мировоззренческие концепции. Рационализм, прагматизм, атеизм, сциентизм.
Энциклопедисты, просветительские трактовки (руссоизм и вольтерьянство), деизм, утопия естественности. Революция и культура. Кризис прежних культурных стереотипов. Дидактизм Просвещения. Особенности научного познания, наука и религия
Стили Просвещения: классицизм, сентиментализм. Литература как главная художественная доминанта: новые формы, дидактическое звучание. Роль театра. Классические школы. Успехи в научном знании.
Этика и мораль Просвещения. Новации психологии поведения, отношений. «Гигиеническая революция» Просвещения. Традиции Просвещения в последующих культурных эпохах.
XVIII век в Западной Европе, с социально-экономической точки зрения, - это период утверждения капитализма. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев. Образуются первые общественно-политические партии, появляется периодическая печать. Социально-экономическое и идейное развитие стран Европы идет неравномерно. В то время как в Италии и Германии сохраняется феодальная раздробленность, мешающая капиталистическому развитию, в Англии уже завершается промышленный переворот, превративший ее в первую державу Европы. Под влиянием английской буржуазной революции во Франции формируется широкое антифеодальное движение, получившее название Просвещения. Разум и Просвещение превращаются в основные лозунги эпохи. Просветители уверены, что развитие Разума, имея в виду прежде всего научный Разум, и просвещение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства.
В XVIII веке наряду с уже сложившимися в прошлом веке математикой и механикой стали быстро развиваться такие области физики, как учение о теплоте, электричестве, магнетизме. Успешно развивались химические исследования, биологические науки: анатомия, физиология, эмбриология. Достижения К. Линнея в классификации нового фактического материала в ботанике, зоологии, достижения в палеонтологии ставили на повестку дня вопрос об эволюции органического мира. Развитие геологии давало знание о развитии земной коры. Все это изменило ментальность общества: на смену мифологическому восприятию мира пришел натуралистический эмпиризм, мистицизму - рационализм, в силу чего место религии в системе общественного сознания постепенно начала занимать наука, вместо презрения к реальности появился практицизм и утилитаризм. В соотношении ценностей и знания приоритет отдавался последнему. Человек становится сам себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. Между природой и личностью возникает мир человеческого действия и творчества, то есть возникает понятие «культура». При этом становится совершенно очевидно, что культура, в отличие от традиционного общества в эпоху феодализма, носит креативный характер. И если в эпоху Возрождения можно было говорить об элитарном созидании и творчестве, а вместе с тем и об элитарном гуманизме, то в Новое время созидание и гуманизм носят универсальный характер, провозглашая право каждого на жизнь, свободу, творчество, благосостояние. Резко изменилось в новом типе культуры и ощущение пространства и времени, а в пределах того и другого - соотношение разных их измерений. Пространственная ориентация культуры феодального общества и ее неспособность ценить время ввиду малоподвижности, застойности практической жизни сменилась в буржуазной культуре темпоральной ориентацией. Динамизм практической жизни заставлял ощущать течение времени как необратимое движение и ценить не обожествляемое прошлое, а настоящее как непосредственно переживаемый опыт собственной жизнедеятельности человека. Это привело к XVIII веке к появлению исторического сознания, осмысляющего само существование как векторное движение от одного уникального состояния к другому. Формируется линеарная модель развития общества, культуры. Вместе с тем следует заметить, что идея о линейном характере времени на основе парадигмы эсхатологизма (ожидания великого события, а в данном случае - Страшного суда) родилась в рамках христианской традиции гораздо раньше. В Новое время линия, распрямившая круговорот истории, стала не просто векторной линией, а получила свое дальнейшее развитие в теории общественного прогресса, то есть поступательном развитии человечества от низших форм социальной жизни к высшим. Эта великая идея общественного прогресса непосредственно связана с формированием представления о единстве человечества, о формировании единой общечеловеческой культуры, чему в немалой степени способствовали Великие географические открытия, идея эволюции органического мира, формирование единого мирового экономического рынка. Французский просветитель Ж.М. Кондорсе в своей работе «Критика исторической картины человеческого разума», обосновывая идею общественного прогресса, разделил всю историю человечества, культуры на десять эпох. В основу деления Кондорсе положил прогресс человеческого разума, что свидетельствовало о появлении рациональной традиции в толковании развития единой общечеловеческой культуры. Вариантом этой же традиции стала культурологическая концепция Г. Гегеля. Итак, идея единства человеческого рода, единой общечеловеческой культуры, прямолинейность этого развития от простого к сложному - все это нечто иное, как появление новой эволюционистской парадигмы в науке о культуре. В контексте новой парадигмы формируется европоцентризм - важнейшая составляющая европейского менталитета Нового времени. Европоцентризм жив и сейчас, хотя еще в том же XVIII веке И.Г. Гердер призывал отказаться от европо- и христианоцентризма во взгляде на общество и культуру, полагая, что множеству культур, существующих на Земле, совсем не обязательно повторять путь, пройденный Европой. Для европейцев гораздо важнее как можно точнее описать и проанализировать другие культуры и посредством этого лучше познать собственную культуру. Идея Гердера «Познай себя через познание других» означала идею равенства культур, что было совсем не просто для понимания европейцев XVIII века. Даже в наши дни эта идея принимается далеко не всеми.
Самой актуальной проблемой для мыслителей XVIII века стало изучение и преобразование общественного устройства. Если XVII век поставил перед Разумом задачу овладеть природой, сосредоточиваясь на гносеологических проблемах, то здесь встала проблема - овладеть обществом, тем более что Локк и Гоббс теорией естественного права и общественного договора заложили хорошую базу для решения этой задачи. Стремление решить эту задачу овладело целым поколением (и даже не одним) мыслителей из Англии, Франции, Германии, России и других стран.
При всем разнообразии, национальных особенностях просветители выступали сторонниками, защитниками и пропагандистами свободы, развития личности, противниками рабства и деспотизма. Идеологически Просвещение выразило мировоззрение третьего сословия и было, по сути, движением антифеодальным. Просветителями, как правило, были представители буржуазии, люди либеральных профессий. Обладая капиталами, профессиональными, научными знаниями, духовными устремлениями и не обладая наследственными привилегиями, просветители выступали как против привилегий, так и против государства, которое эти привилегии поддерживало.
Исторически первым было английское Просвещение в лице Локка, Гоббса, Юма. Именно в Англии в XVII веке была сформулирована основа либерализма - идея безусловной личной свободы на базе теории естественного права человека и теории общественного договора. Эти положения и стали сердцевиной идеологии Просвещения. В силу решенности многих кардинальных проблем буржуазного развития еще в результате революции английское общество оказалось недостаточно восприимчивым к этим идеям. А вот во Франции, где противоречия общественной жизни были особенно острыми, идеи английского Просвещения попали на весьма благодатную почву. Французское Просвещение, обратившись к английским идеям, использовало их для выражения собственных устремлений в борьбе против деспотизма и феодализма. Можно сказать, что идеология просвещения стала духовной предпосылкой Великой французской революции и всего реформистского движения на континенте и за его пределами. Французское просвещение не было однородным. Главная роль здесь принадлежала политикам, публицистам. Идеи просвещения прошли длинный путь от реформизма ( Вольтер, Монтескье) к откровенно революционным программам 60-80-х годов. Старшее поколение в лице Вольтера, Монтескье стояло за постепенное реформирование французского общества по примеру конституционно-монархической Англии, за сочетание интересов буржуа и феодалов. Линия Вольтера в Просвещении - это путь социальных реформ сверху; от вольнодумства вольтерианцев к романтизму, свободолюбию, к мятежности героев Байрона, к русскому декабризму. Аристократическое бунтарство одиноких героев (Чайльд Гарольд, Чацкий, Дубровский) с их интеллектуальным, нравственным превосходством по отношению к современникам.
Идеологами основных масс дореволюционной буржуазии были Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах. Будучи материалистами и атеистами, сторонниками юридического равенства, они выступали с революционными программами свержения деспотической монархической власти, за просвещенный абсолютизм. Свои идеи просветители проводили прежде всего через литературу, театр. В моду вошли светские философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций и др., обсуждая и популярно излагая достижения науки и философии. Образованное общество с жадностью набрасывалось на новые произведения просветителей (с 1717 по 1724 г. было напечатано более полутора миллиона томов Вольтера и около одного миллиона томов Руссо).
Большинство просветителей были энциклопедически образованными людьми. Пожалуй, самым впечатляющим предприятием кружка философов-энциклопедистов под руководством Дидро было создание «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств, ремесел», которая подвела итоги познания человечества во всех областях знания. Энциклопедия сыграла большую роль в популяризации и пропаганде научных знаний и умений среди широкой публики. За 20 лет вышло 17 томов, 11 томов с пояснительным текстом, 5 томов приложений и дополнений, несмотря на препятствия, которые чинило правительство издателям. В очень большой степени успехом это предприятие было обязано упорству, бескорыстию, неутомимости в работе Дени Дидро (1713- 1784). Обладая разнообразными познаниями, он писал статьи по философии, политике, грамматике, морали, эстетике, механике.
Значительно острее в политическом отношении выступали идеологи народного просвещения, социалисты-утописты Морелли, Ж. Мелье, Мабли. Они выступали против частной собственности, за коммунистические идеалы, за революционный переход к новому обществу с уравнительным распределением. Их идеи имели большое значение в период подготовки и проведения Великой французской революции.
Очень влиятельным направлением во французском Просвещении был руссоизм. Выступая против помещичьей собственности, и выражая интересы мелкой буржуазии, Жан Жак Руссо (1712-1778) проповедовал эгалитаризм - равное распределение собственности между гражданами, необходимость установления народовластия. Именно на идеях Руссо с его требованием социального и имущественного равенства выросли знаменитые лозунги Французской революции - свобода, равенство и братство. Руссо, как и большинство просветителей, наряду с идеями переустройства общества, борьбы с развращенностью и испорченностью современного человека, большое внимание уделял проблемам воспитания человека. Полагая, что от природы человек добр, идеализируя естественное состояние человека, Руссо считал, что злым его делают несовершенные общественные обстоятельства, которые можно исправить, изменив власть и систему воспитания. Его знаменитый роман «Эмиль, или о воспитании» целиком посвящен этой педагогической системе.
Особенностью немецкого Просвещения, которое началось позднее, лишь с 70-х годов XVIII века, было то, что главную роль тут играли философы и поэты. Государство, по мысли просветителей, должно было расторгнуть союз с клиром и заключить его с философами на благо общества. Благо общества состояло в его реформировании. В соответствии с идеей просвещенного абсолютизма главная роль в реформах отводилась просвещенному монарху, на звание которого в Европе претендовали Фридрих Великий в Германии, Густав III в Швеции, Екатерина Великая в России. На практике союз философов и просвещенных монархов слабел при первых революционных признаках.
Одним из главных итогов века Просвещения стали Великая французская революция 1789-1793 гг., общее европейское движение за равенство, свободу. При этом идеи индивидуального равенства и свободы просветители вывели на межгосударственный уровень, как право каждого народа и государства на свободу и независимость. Под воздействием именно этих идей создалось государство Северо-Американских Соединенных Штатов. В «Декларации независимости», автором которой является Томас Джефферсон, утверждалось, что все люди сотворены равными и наделены создателем определенными неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу, стремление к счастью (1776). Развивая идеи Локка, Т. Джефферсон утверждал, что правительство становится хорошим не в результате укрепления его власти, а в результате ее правильного перераспределения. Идеалом для него было «слабое» государство, решающее лишь главные, а не частные вопросы.
Характеризуя мировоззрение XVIII века в целом, можно сказать, что это - век Разума и Просвещения, секуляризации культуры. Идеология Просвещения, будучи материалистической, хоть и с долей скептицизма, но в основном проникнута историческим оптимизмом, верой в Разум, общественный прогресс. Несколько романтична и утопична, толерантна, с антифеодальной, антикрепостнической направленностью. Пропитана гуманизмом, идеями либеральной демократии, атеистична по преимуществу.
Художественное искусство XVIII века, на первый взгляд, не вписывается в атмосферу Просвещения с его реформаторскими и революционными настроениями. Но если вспомнить о том, что на рубеже веков прочные позиции занимают классицизм и барокко, то станет ясно, что рококо - это не что иное, как отрицание устоявшихся форм, канонов. Стремление к освобождению от официоза классицизма ясно просматривается в изображении сельских идиллий, пасторалей, галантных сцен, которые выражают откровенно чувственное наслаждение жизнью. Во всем царствует бело-розовая богиня Флора (Ио, Помона, Каллисто), а по сути - аристократка, парижанка везде похожая на себя. И не важно, в каком они облике - Венеры или пастушки. И это отрицание как нельзя лучше выражает общую гуманистическую настроенность эпохи о естественном человеке, которому не стоит стыдиться своих чувственных потребностей, тем более что французские просветители-материалисты, отвергая христианские догматы об изначальной греховности человека, утверждают, что человек от природы добр. Нет ничего дурного в стремлении к самосохранению, к удовольствиям. Чувство не противоречит разуму. Гельвеций и Кондильяк, например, отождествляли чувство и разум, а Дидро считал, что разум - это общее чувство. Руссо, исходя из того, что человек - существо природное, полагал, что чувственные склонности составляют основное определение человеческого существа.
Рококо (в переводе с французского - раковина) - стиль, родившийся во Франции, в эпоху Людовика XV достиг своей зрелости. Рококо - порождение исключительно светской культуры, но не двора, а аристократии. Некоторые исследователи говорят о нем как о выродившемся барокко, другие считают его самостоятельным стилем. Конечно, рококо во многом является развитием барочного стиля, но отличается от него рафинированной измельченностью форм. Рококо - преимущественно стиль интерьеров с изысканным и тонким в пластической проработке орнаментом, где кроме красоты становится важным и требование комфорта. Сооружаемые в это время целесообразные, удобные городские дворцы знати, которые во Франции называются «отели», строго классицистичны по экстерьеру. А внутри стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью любовного содержания, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, бронзой, хрусталем. Зеркала часто устанавливались друг против друга, чтобы в них множилось, делалось фантастическим изображение. Изящная, удобная, хотя и вычурная, мебель на гнутых ножках. Здесь весьма кстати были фарфоровые безделушки севрской и мейсенской мануфактур. Помещения не велики по размерам, часто комнаты приобретают овальные очертания.
Рельеф орнамента небольшой, но он как бы тает, растекаясь по поверхности. Примером нового типа дома-особняка (отеля) является отель Матиньон в Париже (1720-1724 гг. - архитектор Ж. Куртон). Это - дом «между двором и садом», где помещения расположены в два ряда: один выходит окнами во двор, другой - в сад.
Рококо приобрел не вполне заслуженную репутацию изысканно манерного, легковесного, гедонистического по сути стиля. На самом деле это - поиск новых путей в искусстве, который часто начинается с отрицания, не в силах дать сразу позитивную программу. Даже в асимметричности рококо, противопоставленной симметрии классицизма, проявляется не своеволие, а дерзость и независимость воображения, которая не порывает со здравым смыслом, хотя всегда прячет его. Искусство как бы освобождается от предрассудков, абстрактных схем, ориентируясь на вкус современника, устанавливает контакт со зрителем, а не поражает его. Даже в литературе сложнейшие проблемы философии, искусства, науки Вольтер, Монтескье, Гельвеций, Дидро излагают в увлекательном стиле, остроумно, легко и непринужденно. В рококо проявился интерес к изображению тонких интимных переживаний. Не случайно портрет и пейзаж в живописи получают большое распространение. За видимым легкомыслием, насмешливой иронией часто стоят раздумья о судьбе человека, о смысле существования. За жизнерадостностью и праздничностью рококо кроется внутренняя неуверенность, тревога, что сказывается в известном девизе эпохи «После нас - хоть потоп».
Проявляя себя, прежде всего в прикладном искусстве (мебель, посуда, бронза, фарфор), рококо наиболее ярко зазвучал в живописи. Основоположником рококо в живописи считается Анри Ватто - придворный живописец, любимец короля и маркизы Помпадур. Сын кровельщика, Ватто блестяще истолковал вкусы эпохи. Изображая мир театра и любовных похождений, он открывает мир человеческих чувств. Даже названия его картин говорят сами за себя: «Праздник любви», «Затруднительное положение», «Капризница». Картины Ватто демонстрируют изменение колорита в живописи. В моду входят нежные краски (чувственность без огня). Светло-голубой, нежно-розовый, зеленоватый вытесняют пурпурный и фиолетовый, ярко-оранжевый, цвет заката - так любимый барокко. Шкала цветов имеет сотни делений. Нет контрастов. Все построено на полутонах в легкой, «жемчужной шутке Ватто».
Картины Ф. Буше (1703- 1770), директора академии и первого художника короля, уже не подчиняются строгим законам станковой живописи. Она становится декоративным панно, украшением интерьера. Изображаются бесконечные апофеозы и триумфы Венеры, Аполлона, аллегории, разыгрываемые детьми или обнаженными амурами. Буше вызывает восторг у аристократической публики. Портретный жанр представлен работами Мориса Латура (1704-1788).
Параллельно рококо, в атмосфере его критики и протеста против высокопарности классицизма, формируется сентиментализм первоначально как литературное направление, а потом и в других видах искусства. Сентиментализм выражает интересы третьего сословия. Ж. Шарден, Ж. Грез без излишнего морализирования отражают в своих полотнах уют буржуазного быта, изображая добронравных матерей семейств, натюрморты из простых домашних вещей, прославляя порядочность и трудолюбие. Сюжеты сентиментализма как будто иллюстрируют идеи Руссо о патриархальной идиллии, семейных добродетелях, отражая нравственное начало людей третьего сословия. Позднее это стали назвать мещанской красивостью.
Продолжает развиваться в XVIII веке и реализм, прежде всего в портретном жанре. Первый президент Британской академии художеств Дж. Рейнольде в жанр портрета вводит психологическую характеристику личности. Внимание к духовному миру человека прослеживается и в портретах другого английского художника Т. Гейнсборо. А вот произведения Хогарта «Карьера мота», «Модный брак» и другие выступают предтечей критического реализма в живописи.
Новый всплеск классицизма в предреволюционную и революционную эпоху связан с именами Ж.Л. Давида в живописи, Ж. Гудона, Ж. Пигаля в скульптуре. Новый классицизм революционной буржуазии стали называть «революционный классицизм». Это новое соединение культа античности с идеалами Просвещения и политической борьбой. Идеал здесь - классическая простота, минимум деталей. В моде изысканная простота кроя.
Немецкий теоретик и историк искусства И. Винкельман формулирует основные положения классицизма. На страже канонов классицизма стоит и Парижская художественная академия, называвшаяся Школой изящных искусств. Поэтому закостенелый классицизм в живописи позднее стали называть академизмом.
При всей важности в эпоху Просвещения живописи, скульптуры, архитектуры самым главным видом искусства стала литература. Большую популярность приобрела короткая остроумная брошюра, которую можно было быстро и дешево издать для широких кругов читателей, что было чрезвычайно важно для просветителей. Романы и повести также разъясняли читателям сложные философские идеи («Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро и др.). «Робинзон Крузо» Д. Дефо, который мы сейчас воспринимаем как забавное приключение, в XVIII веке было и иллюстрацией идей Ж.-Ж. Руссо, повествование об изолированной личности, которую воспитывает и исправляет природа, возвращая ее к естественной доброте. Так же как «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта есть сатирическое изображение английского общества в первой части и иллюстрация идей просвещенного абсолютизма - во второй, а не просто детская сказка.
Идеями просветительского реализма проникнуто творчество Г. Филдинга, выражающего демократические идеалы буржуазной культуры. Так же как и Филдинг, жизнь третьего сословия отражает С. Ричардсон - создатель европейского семейно-бытового романа. Он убеждает читателя в том, что простые люди так же страдают, чувствуют, как и герои классических трагедий.
Немецкие писатели и поэты вместо идеалов общественной свободы пропагандировали нравственную и эстетическую свободу ( Ф. Шиллер, братья А. и Ф. Шлегели, Новалис, И.В. Гете). Придавая большое значение искусству, они ценили его выше науки, что само по себе знаменовало переход к романтизму, который произошел под влиянием, с одной стороны, философии Фихте и Шеллинга, а с другой - благодаря творчеству Гете и Шиллера - вдохновителей эпохи «Бури и натиска». А предшествовала этому философия И. Канта (1724- 1804). Сохраняя связь с идеями просветителей и разделяя с ними уверенность в торжестве разума, он порывает с природным обоснованием сущности человека. Разумность человека проявляется в способности действовать не зависимо от природы, а согласно свободе. И культура в понимании Канта - это способность преодолевать эгоистические стремления, умение подчинять свои страсти нравственному долгу, то есть и культура, и разум прежде всего этичны. Разум - не личное приобретение человека, поэтому категорический императив Канта повелевает поступать так, как будто от твоего личного поступка зависит не твоя судьба, а всего человечества, то есть из общего блага. А в отношении к другому человеку необходимо действовать так, как ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. И посему счастье оправдано, когда оно согласуется с долгом. Шиллер, будучи поклонником Канта, пытается найти посредника между духом (разумом) и природным началом человека в прекрасном. И поэтому эстетическое воспитание и искусство в целом должны играть главную роль в культуре, а художник в широком смысле слова претендует на роль оракула. В целом идеи немецкого просвещения оказали большое влияние на дальнейшее развитие европейской культуры.
Важной составляющей культуры Просвещения являются драматургия и театр. Проповедь со сцены, по мысли просветителей, наиболее эффективное средство воспитания и перевоспитания людей, мощное средство идеологии и пропаганды. Драматические произведения писали многие просветители. Только Вольтером было написано 54 драмы. Дидро в целях демократизации искусства, в целях усиления реализма и правдивости в статьях «О драматической литературе», «Философское исследование о происхождении и природе прекрасного» излагает основы эстетики, дает теоретическое обоснование жанра мещанской драмы, где главными героями уже становятся простые обыватели. Французский драматург Пьер Огюстен Карон, который больше известен по прибавленному им самим к своему имени - де Бомарше, блестяще воплотил эти идеи в своих популярных комедиях «Безумный день, или женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник». Фигаро - слуга, но он активнее, энергичнее своего господина, он борется за свое право. Проявляя чудеса ловкости, он спасает свою невесту от сластолюбивого господина. В его уста Бомарше вкладывает жесткую критику «высшего сословия» и его пороков. «Женитьбу Фигаро» назвали самой революционной из пьес, отмечая то, что она в большей степени подготовила Французскую революцию, чем все тома, написанные философами. Не менее удивительной была и судьба самого Бомарше. Он то богател, то разорялся, то сидел в тюрьме, то - на вершине славы. Он изобрел одну из важных деталей в часовом механизме. Увлекаясь музыкой, он становится учителем музыки у дочерей короля Людовика XV и изобретает конструкцию арфы, которая до сих пор является общепринятой. Бомарше пускается в различные финансовые операции. Одной из его авантюр было снабжение оружием американских повстанцев во время войны за независимость.
Немецкая драматургия, теория искусства театра представлены именами Лессинга, Шиллера, Гете. Деятельность Г.Э. Лессинга сопоставима с ролью В.Г. Белинского в русской культуре. Выступая против искусства классицизма, Лессинг отстаивал эстетические принципы просветительского реализма.
Крупнейшим английским драматургом XVIII века был Ричард Бринсли Шеридан - мастер жанра комедии характеров. В своих произведениях «Школа злословия», «Дуэнья» Шеридан обличает лицемерие английского общества, дворянство, держащееся за свои привилегии.
В Италии театральную реформу осуществляет Карло Гольдони, которому удалось создать литературную комедию нравов. В своих 267 пьесах он показал жизнь всех сословий, неуклонно проводя идею сословного равенства («Трактирщица», «Слуга двух господ»). Другой известный итальянский драматург, Карло Гоцци, впервые ввел на сцену сказку («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот»).
Лучшие драматургические произведения XVIII века до сих пор радуют зрителей. Пьесы Шеридана, Шиллера, Бомарше, Гольдони, Гоцци вошли в репертуар мирового театра.
Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII веке занимала музыка. Если изобразительное искусство украшало жизнь, театр обличал и развлекал, то музыка поражает глубиной анализа человеческой души, выражением драматизма нового мировоззрения. В музыке воплотились и конфликтность жизни, и ее гармоническая ясность. Первая половина века ознаменовалась грандиозным, насыщенным философскими идеями творчеством И.С. Баха - корифея полифонии. Он работал во всех жанрах, выражая трагическое начало в жизни человека и просветительский гуманизм.
Во Франции и Италии достигает расцвета опера, синтезирующая зрелищность и публичность театра с присущей музыке глубиной выражения человеческих чувств. В Милане строится знаменитый театр «Ла Скала». Величайший вклад в развитие музыкального искусства внесли «венские классики» Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен. Любимым жанром Гайдна была симфония. Моцарт написал около пятидесяти симфонических концертов, сонаты, вариации, мессы, знаменитый «Реквием», около двадцати опер («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и др.). Его музыка отражала идеи немецкого просвещения и движения «Буря и натиск».
Общим итогом развития западноевропейской культуры эпохи Просвещения стало формирование техногенной цивилизации. В качестве основных функциональных ценностей можно назвать следующие: достижение успеха, обладание частной собственностью, индивидуализм, право (права личности на жизнь, свободу, собственность, гражданское право, политическое право, регламентирующее разделение властей), активность и труд, потребительство, универсализм (европоцентризм с попыткой распространить западные ценности на другие культуры), вера в прогресс, уважение к науке и технике, восприятие природы как объекта и предмета труда, а не как среды обитания, что положило начало глобальным процессам экологической деградации, урбанизации планеты, создававшим тяжелые условия для физического существования человека. Это очень ясно осознается сейчас, а тогда осознавалось единицами. Но уже в то время четко проявилось различие меду западными и не западными типами цивилизационной динамики. В то время как восточные общества находились в длительной полосе застоя, на Западе происходят существенные изменения, которые в XIX веке с неизбежностью приведут техногенную цивилизацию сначала к расцвету, а потом к кризису.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Тип Членистоногие - Arthropoda. | | | Отличительные признаки. |
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1638;