в Западной Европе в средние века
Воспитание, школа и педагогическая мысль
1. Воспитание и школа в Византии.В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Просуществовав более тысячи лет, она рухнула в 1453 г под ударами турецких завоевателей. Византия – прямая наследница эллинско-римской культуры и образованности. Однако находившиеся у власти социальные группы не испытывали особого интереса к античному культурному наследию. Больше того, в истории Византии были периоды, когда устраивались жестокие гонения на сторонников античной образованности. Например, в 529 г. император Юстиниан распорядился закрыть Платонову Академию в Афинах – один из важных очагов греко-латинской педагогической традиции. После того, как Юстиниан запретил выплачивать жалованье учителям-риторам и грамматикам, в большинстве городов Византии школы античного типа закрылись.
После крестовых походов и короткого существования Латинской империи в Византии с XIII в. усиливается западное влияние. Одной из особенностей византийской культуры и педагогической мысли было то, что они формировались на разнородной этнической основе. Доминировал, однако, греческий этнос, пользовавшийся особой поддержкой государства и церкви. Так что культура и воспитание в Византийской империи прежде всего были греко-язычными. В подлинниках читались Гомер, Гесиод, Софокл, Эсхил, Еврипид и другие поэты, сохранялись и изучались произведения Платона и Аристотеля, читались исторические сочинения Геродота, Фукидида, биография Плутарха.
Другая особенность состояла в том, что педагогическая мысль Византии следовала одновременно и античной, и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианским православным мировоззрением. Подобный идеал сформировался как переходный от античного к средневековому. Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил вплоть до XIV в. уровень образованности в Западной Европе. Социальных ограничений на получение образования не существовало. Школы имели право посещать все, кто мог и хотел учиться. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. «Образованность – величайшая из добродетелей», гласил один из императорских указов. Наличие образования было непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений.
В Византии отсутствовала монополия церкви на образование. Светская власть в лице императора диктовала условия и ход развития школьного развития школьного дела. Но в отличие от античной традиции, например, римской, религия занимала ведущее место в школьном обучении и воспитании. Учебный день школяра начинался с молитв. Вот одна из них: «Господи Иисусе Христе, раствори уши и очи сердца моего, чтобы я уразумел слово твое и научился творить волю твою». Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения – это был способ получить начальное христианское воспитание. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучать письму и счету. Дети из состоятельных семей осваивали грамоту и получали книжное образование. Последнее мальчики 5–7 лет приобретали под присмотром учителя-наставника. В дошедших до нас поучениях детям подчеркнуты важность и необходимость книжного образования: «Читай много и узнаешь много». Система образования состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.
Элементарная ступень обучения. Этот вид образования дети получали в так называемых школах грамоты. Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5–7-летнем возрасте и длилось 2–3 года.Особых перемен в содержании и методах обучения по сравнению с античной эпохой не произошло. Детей по-прежнему учили с помощью пальцев и абаки. Основными книгами для чтения были Псалтырь и жития святых. Нерадивых школяров наказывали розгами. Помимо школ грамоты существовали начальные учебные заведения, в которых преподавали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.
Средняя ступень обучения. Образование выше начального давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими и частными и государственными. Постепенно учебные заведения, где давалось образование выше начального, сосредоточились в столице империи – Константинополе. В IX–XI вв. там насчитывалось дл десяти соответствующих учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети начиная с 10–12 лет дл 16–17-летнего возраста, то есть 5–6 лет. До первой трети X в. в каждой школе обычно был один учитель (дидаскал). Ему помогали несколько лучших учеников-репетиторов. Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии. Мнение гильдий обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Дмдаскалы получали плату от родителей учеников. Заработки были довольно скромными.
Фактически все дети гражданской и церковной знати учились в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении «эллинской наукой», которая считалась преддверием высшей философии – богословия. Школьная программа представляла собой вариант программы «семи свободных искусств» и состояла из двух четвериц. В первую четверицу входили грамматика, риторика, диалектика, поэтика. Во вторую – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основное число учащихся ограничивалось усвоением предметов первой четверицы.
Среди методов обучения были популярны состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Школьники учились цитировать по памяти, составлять пересказы, комментарии, описания, импровизации. Литература было важнейшим источником образования. Обыкновенно школяру следовало самому разыскивать нужные книги. В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто не успел, полагалось физическое наказание.
Высшая ступень обучения. Венцом образовательной системы являлись высшие учебные заведения. В 425 г. В Константинополе при императоре Феодосии 2 было учреждена высшая школа – Аудиториум (от лат. audire – слушать). С IX в. ее стали называть Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении у императора: никакого самоуправления не существовало. Преподаватели считались государственными служащими, получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило дл трех десятков. Среди них были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы.
Ведущим направлением в константинопольской высшей школе было освоение античного наследия. В пору расцвета в Магнавре изучались греческие тексты. Кроме того, обсуждались сочинения христианских богословов, прежде всего, Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста. В программу входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина, музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились в форме публичных диспутов. Идеальным выпускником считался энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.
Помимо Магнавры, в Константинополе действовали и другие высшие школы, находившиеся в непосредственном подчинении у императора: юридическая, медицинская, философская, патриаршая. В домах состоятельных и именитых византийцев существовали кружки-салоны, своеобразные домашние академии. Они группировались вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Наибольшую известность имели кружки патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), Андроника II Палеолога (XIV в.) и др. Последний именовали «школой всяческих добродетелей и эрудиции».
Византия оказала огромное культурное воздействие на государства Востока, Западной Восточной Европы. Страна высокой образованности, Византия для остального мира служила как бы мостом, соединившим Античность и Средневековье. Лучи Византийского просвещения не угасли и после гибели самой империи. После падения Константинополя в 1453 г. ученые-беглецы принесли на Запад не только сохраненные сокровища античного мира, но и христианско-античную любовь к человеку и истине.
2. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в Западной Европе в эпоху раннего средневековья. В Западной Европе средние века охватывали более 12 столетий. Для этого периода было характерным господство феодальных общественных отношений. Эпоха феодализма унаследовала от Римской империи христианскую религию в ее западной разновидности, известной с 1054 г. под названием католицизма. Церковь стала главной идеологической силой европейского общества. Все развитие культуры и просвещения в период средневековья протекало в русле религиозной идеологии.
Средневековая церковь категорически отрицала почти все наследие античного мира в области культуры, но необходимость пользоваться богослужебными книгами заставляла ее заботиться об обучении будущего духовенства. Латинский язык (чуждый для большинства европейских народов) сделался языком европейской образованности того времени, на нем были написаны основные произведения церковной литературы. Школы открывались и содержались только церковью. Подобное положение дел привело к тому, что даже верхушка общества была неграмотной. Папе Григорию принадлежит высказывание: «Невежество - мать истинного благочестия». Многие рыцари вместо подписи ставили крест. На некоторых средневековых документах можно было прочесть: «За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то…» Даже Карл Великий (742–814) оставался неграмотным до 30 лет.
Захватив в свои руки руководство образованием и воспитанием, церковь стремилась развить послушание, покорность, сделать человека неспособным к какому-либо протесту. С этой целью в школе вводилась суровая дисциплина и часто применялись телесные наказания детей. В обучении провозглашался лозунг: «Вся истина - в священном писании». Основными учебными книгами были Абецедарий (букварь) и Псалтирь (книга псалмов). Большое влияние на западноевропейскую школу и педагогику оказала схоластика - учение средневековой религиозной философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Самый действенный метод открытия научных истин философы-схоласты видели в силлогизме (умозаключение, состоящее из двух суждений, из которых следует третье суждение - вывод). Тем самым они пытались обратиться к разуму, разрабатывали формальную логику, что имело положительное значение. Однако при реализации в школьном обучении схоластика выразилась в зубрежку готовых словесно-пустых вопросов-ответов, лишенных живого созерцания и убивающих критическую мысль. Научными спорами схоластов могли быть, например, дискуссии на темы: «Сколько чертей помещается на кончике иглы», «Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу» и пр. Пороки схоластики сказывались на работе школы и на протяжении последующих веков.
К XII в. относится появление педагогических сочинений по вопросам обучения и воспитания. Среди них можно назвать сочинение французского богослова и педагога Пьера Абеляра (1079–1142) под названием «Да и нет», в котором автор пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, призывал учеников к творчеству. Глава Парижской кафедральной школы Гуго Сен-Викторский (1096–1141) получил известность благодаря своему трактату «Дидаскалион», в котором подчеркивал неразрывную связь между религиозным и светским началами в воспитании. Автор утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки «также учат истине», однако они бессильны достичь христианской истины. Педагогический трактат «О наставлении детей знатных граждан» написал наставник детей французского короля монах-энциклопедист Винсент де Бове (1190-1264). Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми. На первое место мыслитель ставил нравственность, обратив внимание на необходимость учитывать в воспитании такие качества детей, как незлобливость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх. Бове принадлежит тезис о целесообразности взаимосвязи между интеллектуальным и нравственным воспитанием: «Что пользы видеть дорогу, если нет знания, как идти по ней».
Господствующими сословиями в феодальном средневековом обществе были духовенство и светские феодалы. Духовные феодалы получали религиозное воспитание в различных типах религиозных школ, целью которых была подготовка служителей церкви (духовенства). Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. До 7 лет старшие сыновья феодалов воспитывались в домашних условиях. С 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), например, сын простого рыцаря – в замок борона, сын борона – в замок графа, сын графа – в замок герцога и т.д. В некоторых семьях домашние священники обучали детей грамоте. В 14 лет подросток становился оруженосцем: сопровождал сюзерена в походах, участвовал в турнирах. В 21 год после специальных испытаний юноша посвящался в рыцари. Основу рыцарского воспитания составляли семь рыцарских добродетелей: верховая езда, плавание, владение оружием (копьем, мечом), фехтование, охота, игра в шашки, умение слагать и петь стихи.
Первые пять из этих «добродетелей» имели в виду подготовить физически сильного, ловкого воина. Игра в шашки развивала умение ориентироваться в обстоятельствах, находчивость, умение построить план нападения и защиты и вместе с тем являлась средством занять праздное время не знающего труда феодала. Наконец, искусство версификации для феодалов было средством выражать верность и преданность своему сюзерену, прославлять военные подвиги его и свои, заслужить некоторую благосклонность со стороны супруги сюзерена.
Система рыцарского воспитания окончательно сложилась в эпоху крестовых походов (с конца XI в.). С семи лет сын феодала отправлялся ко двору более знатного феодала и воспитывался там, выполняя до 14 лет обязанности пажа, а с 14 до 21 года – обязанности оруженосца. Прислуживая за столом, выполняя различные поручения дам, присутствуя на приемах, паж усваивал таким образом обычаи, нравы, манеры «высшего общества». Вместе с тем это выполнение обязанностей пажа при жене феодала и позже – оруженосца при особе сюзерена воспитывало с малых лет преданность, подчинение сюзерену; пребывание в замке среди ведущих праздную жизнь феодалов воспитывало презрение к труду. Пажи и оруженосцы должны были усваивать «основные начала любви, войны и религии». Любовь при этом понималась как вежливость, хорошие манеры, приятная речь, способность складывать стихи, великодушие, преданность своему сюзерену, преданность даме.
Младшие сыновья крупных феодалов оставались дома, упражняясь самостоятельно в «рыцарских добродетелях» и обучаясь у капеллана замка религии, чтению, письму. Таким воспитанием готовили к занятию высших церковных должностей. Девушки знатного происхождения получали воспитание в замках, дома, а некоторые в последние столетия средневековья – в привилегированных пансионах женских монастырей, где обучались чтению, письму, поэзии, религии, изящным рукоделиям. Как видим, политика средневекового государства была такова, что образование получали только дети высшего сословия. Детям из низших слоев, т.е. абсолютному большинству населения, доступ к образованию был закрыт.
3. Типы средневековых школ в Западной Европе.В раннем средневековье в Западной Европе сформировалось три типа церковных школ: 1) приходские школы (при отдельных церквах), где обучали религии, чтению, письму, церковному пению; 2) монастырские школы (при монастырях), где содержание и организация обучения были несколько выше; 3) соборные или епископские (в центрах церковного управления). Строгого деления школ на ступени – начальную, среднюю и высшую – в раннем западноевропейском средневековье не было. Школы существовали только для мальчиков.
Приходская школа представляла небольшую группу мальчиков, которых за плату священник или причетник обучал закону божию (чтению богослужебных книг) на латинском языке, письму и церковному пению. Хуже обстояло дело со счетом. Лишь немногие приходские школы обучали счету. Школа помещалась в доме священника или причетника или же в церковной сторожке. Из всех типов школ приходская школа была наименее организованной. Требы (крестины, похороны и т.д.) отвлекали духовенство от регулярных занятий в школе. Духовенство, получая за обучение небольшую плату, тяготилось обязанностью обучать.
Уже в самом начале средних веков, а 529 г., Везонский собор постановил: «Приходские священники должны брать к себе на дом детей – учеников, воспитывать их отечески и учить псалмам, богослужебному чтению и закону божию, чтобы подготовить из них себе достойных преемников». Однако это постановление выполнялось очень слабо. Карл Великий в 787 г. издал указ об открытии приходских школ, а через 2 года – в 789 г. – вынужден был повторить его.
Монастырские школы были поставлены несколько лучше: имелось школьное помещение; выделялись монахи-учителя, не занятые другими обязанностями и приобретавшие некоторый опыт преподавания; был установлен распорядок школьных занятий. В монастырях переписывались книги, возникали монастырские библиотеки, что имело важное значение и для школы. Во многих монастырских школах предметы обучения были те же, что и в приходских, но изучались они более обстоятельно. С течением времени курс обучения в монастырских школах стал расширяться, в него были включены грамматика, риторика и начатки религиозной философии, а еще позже арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Таким образом, по содержанию обучения часть монастырских школ стала приближаться к средним школам.
Соборные школы к концу раннего средневековья преподавали уже полный круг средневековых «наук», который получил название, как и в римском образовании, семь свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Кроме этих предметов преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук». Преподавание всех этих предметов было пронизано религией. Цель грамматики - научить правильно читать и понимать священное писание. Цель риторики - научить составлять и произносить церковные проповеди. Цель диалектики - научить искусству спорить с еретиками. Программа по арифметике предусматривала овладение арифметическими действиями, а также знание мистических значений чисел. Считали, что цифра «3» символизирует Троицу, цифра «7» - сотворение Богом мира за семь дней. Астрономия должна была помогать вычислять даты церковных праздников. Музыкальное образование ставило целью знакомство учеников с духовной музыкой и обучение церковному песнопению.
Обучение во всех типах школ включало заучивание наизусть (на латинском языке) молитв (150 псалмов), чтение богослужебных книг и «священного писания», письмо, счет. Методы обучения были основаны на механической памяти. Читать учили буквослагательным методом. Сразу приступали к обучению чтению на незнакомом детям латинском языке. Материал для чтения – богослужебные книги, псалмы – был крайне труден, непонятен и неинтересен детям. Книги были рукописные, написанные разными почерками. Все это крайне затрудняло овладение техникой чтения, на которую уходило 2–3 года. Сведение всего процесса обучения к заучиванию наизусть (с самого начала требовалось заучить на незнакомом языке ряд молитв и псалмов) давало громадный отсев учеников. Оставались лишь учащиеся, обладавшие хорошей памятью. Необычайно сложным было обучение арифметическим действиям. Исследователи средневековой школы приводят пример деления 5069 на 4, причем вычисления занимают целую печатную страницу. Немудрено, что существовало даже почетное имя «доктор абака» (т.е. «доктор умножения и деления»).
Уроков – коллективной работы всего класса с учителем – в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать, иной кончал чтение первой книги и т.д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально. При такой организации занятий дети поступали в школу в разное время, в течение всего года. Определенного срока обучения в школе также не было: этот срок зависел от способностей ученика.
В школах царили жестокие наказания: лишение еды, карцер, избиения. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине, позже - по голому телу. В XIV-XV вв. розгу, палку и плеть сменил бич. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. Науку предлагалось вбивать кулаками. Характерно, например, что название популярного в те времена учебника по грамматике «Берегущая спину» как бы предупреждало нерадивых учеников о неотвратимом физическом наказании. Школьную жизнь характеризовали выражением «Sub virga degere», которое означало «жить под розгой». Однако даже такое обучение было доступно лишь детям высшего сословия.
С развитием ремесла и торговли, ростом городов в конце раннего средневековья церковные школы, приспособленные преимущественно для подготовки духовенства, уже не отвечали возросшим потребностям обучения детей ремесленников и купцов. Организованные в цехи ремесленники стали открывать цеховые школы, где их дети обучались чтению, письму, счету и религии. Обучение же ремеслу происходило дома, в мастерской отца. Организованные в гильдии купцы стали открывать гильдейские школы. Несколько позже те и другие сливаются в городские (магистратские) школы, содержащиеся городскими самоуправлениями.
В этих школах наряду с чтением обращалось большее, нежели в церковных школах, внимание на письмо и счет, так как эти навыки были необходимы в деловых сношениях. Кое-где в крупных городских центрах эти школы ввели преподавание грамматики, риторики, геометрии. Преподавание в одних школах шло на латинском языке, в других же переходили к обучению на родном языке, а латинский язык становился особым учебным предметом. Кроме указанных предметов, преподавался, конечно, закон божий.
Цеховые и гильдейские школы были платными. Цехи, гильдии, а также городское самоуправление несли расходы по постройке школьных зданий и содержанию школы в хозяйственном отношении, главная же часть платы учителям поступала от родителей учеников. Назначение учителей, заведующих школами, производилось цехами, гильдиями и городским самоуправлением. Заведующие школами с согласия организаций, содержащих школы, подбирали себе помощников.
Возникновение цеховых и гильдейских школ было прогрессивным явлением, разрушавшим монополию церкви в школьном деле. Церковь поэтому ожесточенно боролась против этого нового типа школ. Между цехами, гильдиями и городскими самоуправлениями, с одной стороны, и духовенством, с другой, возникали вследствие появления указанных школ острые конфликты. Иногда дело доходило до прямых нападений церковников на цеховые и гильдейские школы, разгона учеников, церковных репрессий против учителей, разрушения церковниками школьного имущества.
Однако такими мерами церковь не могла остановить развития новых школ. Городские школы продолжали развиваться. К XV в. во всех значительных городах Западной Европы имелись уже городские школы, а в более крупных городах даже по нескольку школ. Наряду с возникновением цеховых, гильдейских и магистратских школ, в некоторых городах появляются частные школы, в которых дети за плату обучались читать и писать на родном языке. Таким образом, развитие школы к концу первой половины средних веков характеризуется борьбой против монополии церкви в деле открытия и содержания школ и некоторым приближением школы к жизни, появлением школ высшего типа – университетом, возникновение которых было обусловлено ростом культуры городов и обострением борьбы между светской властью, церковью и городскими самоуправлениями.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древнем Риме | | | Педагогика эпохи Возрождения |
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 2964;