Позднее Средневековье – XV – XVI вв.
Философия Средневековья.
1. Средние века – это время, когда единство Европы обеспечивалось католической церковью и Папой Римским, как олицетворением Великой Римской Империи; период между Античностью и Новым Временем.
Хронологические рамки:
Раннее Средневековье – V- Х вв.
Классическое (Зрелое) Средневековье – XI – XIV вв.
Позднее Средневековье – XV – XVI вв.
Средневековье характеризуется: феодализм; монархизм; особая роль христианской католической церкви, которая обладала не только идеологической властью, но и владела примерно третью всех земель и людской массой в монастырях (монахи и монастырские крестьяне). Единственным образованным слоем населения было духовенство. Поэтому юриспруденция и естествознание приводились в соответствие учениям церкви. Мирянам запрещалось читать Библию; сословностью. С XIII века стала складываться общественная система образования. Появились школы и университеты (в Париже открылся университет с четырьмя
факультетами: теология, медицина, философия, богословие).
Средневековая философия формируется под влиянием двух основных факторов: античной традиции и новых мировых религий (христианство I в. и ислам VII в.)
Важные для философии идеи христианства:
1. Разделение бытия на земное и верховное, признание существования Бога
единственным истинным бытием и источником всякого другого
существования.
2. Чисто духовная трактовка существования Бога – креационизм – идея
сотворения мира. В христианстве мир возник из ничего.
(Противоположность ему - дарвинизм).
3. В мире действуют как естественные закономерности, так и божий
промысел.
Под влиянием мировых религий в средневековье происходит общий процесс сакрализации культуры, т.е. проникновение религии во все сферы жизни. Сакрализация познания проявляется, во-первых, в иерархии наук. Теоретическое обоснование этого: Жизнь коротка, и следует больше заботиться о том знании, которое ближе к спасению души.
1. Теология – наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния Бога.
2. Философия, которая определяется, как «естественная теология»,
объяснение религии рациональными средствами (законами природы).
3. Тривиум: логика, риторика, грамматика.
4. Естественные науки. Природа – это воплощение замыслов творца,
следовательно, изучая ее можно прийти к познанию Бога, но это далекий
и косвенный путь.
Иерархия наук дополнялась иерархией способов познания. Высшим способом считалась интуиция, т.к. она одно из проявлений сакрализации, она наиболее близка к божественному откровению. Самый низкий уровень – это практическое познание конкретных вещей.
Религия – это форма знания, принципиально ориентированная на сохранение и поддержание некоторых базовых постулатов, не подлежащих сомнению.
В познании распространение ориентации на сохранение уже имеющихся знаний, а не на производство новых внешне проявилось в возникновении особого познавательного жанра, в котором начинают писаться научные труды – «суммы». Сумма – обзорный энциклопедический труд, в котором сосредотачивается все знание по некоторому предмету, подводится итог и устанавливаются истинные мнения.
Философия средневековья - это особое явление духовной жизни того периода. Былые признаки самостоятельности, свойственные философии античного рабовладельческого общества, ею утрачены.
Философия основывается на тех положениях, путь к которым прокладывает логика, критические размышления, религия же строится на догматах - таких положениях, которые принимаются на веру и не могут быть (не должны) подвергнуться сомнению и критике. Главное при этом руководствоваться не столько разумом, как в первом случае, сколько мистическим опытом собственной души. Важнейшими догматами является в христианстве догмат о бытии Бога, о совершенном и едином Боге, о святой Троице, о сотворении мира Богом, о воздаянии, о воскрешении и др. С учетом такого сравнения становится понятным, почему разум стал синонимом философии, а вера - религии, хотя это и не совсем точно.
История средневековой философии уходит своими корнями в первые века новой эры. Роль философии сводится к служению религии. Поэтому более точным будет говорить не о философии как таковой, а о теологии (от греч.theos - бог, logos - учение), представляющей собой богословское учение, включающие в себя элементы философии.
В литературе принято делать всю средневековую философию на два периода, имеющих качественное отличие, а именно - патристику и схоластику.Патристика (от лат. pater - отец) - учение основателей богословия, заложивших основы христианской теологии в упорной борьбе против еретических идей. Это происходило в период с первых веков нашей эры по VIII-X века. Схоластика (от греч. школа) представляла собой сугубо школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формальнологических рассуждений доказывались догмы христианства. Схоластика формировалась в период с VIII по XIII - XIV века. Затем она прекращает свое существование, уступая место идеям эпохи Возрождения и Нового времени.
Cредневековая философия была не просто философией, а состоянием сознания той исторической эпохи.
Общие черты средневековой философии:
Это теоцентризм, означающий, что в центре мироздания, всей жизни людей и конкретного человека находится Бог как верховное существо, абсолютное начало. Это положение дополняется и уточняется креационизмом (от лат. creatio - создание) - учение о сотворении мира и человека Богом по его добровольной склонности и свободной воле в елином акте. Из этих двух положений вытекает и третье - провиденциализм (от лат. providentia - провидение), учение, согласно которому развитие человеческого общества определяется внешними по отношении к нему причинами, а именно Богом. Существенными для средневековой философии являются также персонализм, то есть признание неделимой личности, обладающей разумом и свободой воли, сотворенной по образу и подобию Бога, наделенной совестью. Каждая личность - это особый замкнутый мир, внутри которого происходит борьба сил добра и зла, духа и плоти, разума и чувственности, долга и склонности; при этом всегда присутствует судья - совесть и закон души - логос, связанный с логосом божественным. Этот мир непроницаем для людей, но он открыт для Бога. Праведность, чистота помыслов не менее значимы, чем правильные поступки; и ревеляционизм (от лат. revelatio - откровение), который означает, что самый надежный способ познания божественных истин состоит в постижении скрытого смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение. рациональное познание не исключается, но божественное откровение считается высшим и более значимым для человека.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 958;