Подобные механизмы относительно проверки последствий политики для сельских территорий действуют в Великобритании и Канаде, Корее.
В Финляндии министр занятости и экономики уполномочен выяснять влияние отраслевых политик на развитие регионов, а также региональную составляющую в отраслевых стратегиях, а десять ключевых министров, ответственных за внедрение разных отраслевых областей государственной политики, формируют региональную составляющую в планах развития, которые готовятся подчиненными им министерствами.
Формирование и ввод государственных программ и стратегий регионального развития и пространственного планирования создает условия для координации центральных органов исполнительной власти и в последнее время все больше используется разными странами. Планирование и программирование регионального развития определены как политические инструменты для повышения конкурентоспособности регионов. Во многих странах пространственное планирование от принципов регулирования использования земельных участков переходит к разработке долгосрочного стратегического документа, который сосредоточивается на координации разнообразных отраслевых проблем и интересов, а также интересов и проблем органов власти разных уровней, предусматривая мониторинг и контроль за эффективностью его внедрения.
Показательным с точки зрения перехода развитых стран к планированию развития является публикация в 2012 г. в Великобритании правительственного документа "Основы политики национального планирования".
Этот документ интересен тем, что в нем изложены механизмы дальнейшего внедрения системы стратегического планирования, в том числе на региональном и местном уровнях, что отображает прогрессирующую тенденцию развитых стран к применению плановых инструментов развития.
Документом определено, что планирование должно способствовать достижению устойчивого развития, связанного с позитивными темпами роста, и система планирования помогает это сделать. Устойчивое развитие должно быть ориентиром постоянного движения, должна соблюдаться презумпция в пользу устойчивого развития.
Основные положения новых рамок планирования в стране заключаются в:
– упрощении руководства национальным планированием, децентрализации принятия решений, разработке местных планов через консультации с местными органами власти и общинами, определении соответствующих стимулов;
– презумпции полезности устойчивого развития, которое должно быть согласованным с местными планами;
– сохранении всех имеющихся защитных статусов - зеленого пояса и других, сохранении в городских центрах ограничений для развития розничной торговли.
С новыми основами национального планирования предложены мероприятия по реформированию налогов, которые направлены на локализацию системы планирования, а также стимулирования темпов роста коммерческого и жилищного строительства.
Более сложным заданием является осуществление вертикальной координации, которая должна согласовать государственные и региональные интересы, а также наладить механизм взаимодействия всех органов власти центрального, регионального и местного уровней.
В связи с этим, как правило, определяют несколько принципиально новых подходов к организации политики регионального развития. Традиционная проблема региональной политики заключалась в решении вопроса распределения ответственности за каждый вид публичной услуги - на местном или центральном уровнях в нахождении баланса, с одной стороны, между преимуществами с учетом местных потребностей и осуществлением большего контроля со стороны жителей, а, с другой - экономии на масштабе, которая возникает при централизации.
Следует обратить внимание на то, что в последнее время в развитых странах дискутируется несколько иной подход к проблеме поиска наиболее оптимального разграничения полномочий между разными территориальными уровнями власти. При новой модели организации многоуровневого управления вместо определения для каждой из них определенного количества услуг (в соответствии с определенными полномочиями), уровни власти могут определить определенный круг заданий в предоставлении услуг всех видов.
Смещение акцента с распределения ответственности с точки зрения видов услуг на распределение заданий по их предоставлению может быть понятным через концепцию субсидиарности, когда власть определенного территориального уровня должна осуществлять только ту деятельность, которая не может быть осуществлена эффективно на низшем территориальном уровне. В контексте политики, ориентированной на территорию, субсидиарность приобретает несколько иную интерпретацию, с отнесением ответственности не за секторы, а за задание. Критерий субсидиарности в этом случае будет определять распределение заданий между разными территориальными уровнями власти по предоставлению конкретных публичных услуг.
Подобный подход в распределении ответственности разных уровней власти за выполнение заданий по предоставлению публичных услуг получил название многоуровневого управления и определяется как система, через которую ответственность за организацию и внедрение распределяется между равными уровнями власти и специально созданными для этой цели местными институциями (частные ассоциации, общие местные властные учреждения, сотрудничество вдоль национальных границ, публично-частное партнерство и тому подобное). За центральным уровнем власти определяются задания формировать основные цели и устанавливать стандарты, а также "правила игры".
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 501;