Методы, принципы и средства ландшафтного дизайна
К методам ландшафтного дизайна можно отнести такие методы как:
1. Метод реструктуризации.
2. Метод регенерации и ландшафтной организации.
3. Метод многоуровневого расслоения.
4. Метод ландшафтной идентификации города.
Метод реструктуризации заключается в разграничении пространства улицы с выделением полос безопасного движения для индивидуального, общественного транспорта и пешеходов, размещения дополнительных посадок растительности и изменения профиля улицы.
Метод регенерации и ландшафтной организации обеспечивает восстановление утраченных компонентов природы и появление новых обустроенных ландшафтных участков. Применение данного метода представляется наиболее актуальным.
Метод многоуровневого расслоения рассматривает возможность трансформации уже существующих и вновь проектируемых городских пространств путем создания в них нескольких уровней для расположения продольных и поперечных магистралей, организации набережных и площадей города. Метод призван решить ряд экологических и эстетических проблем. В числе возможных направлений реализации данного метода являются трассы общественного и индивидуального транспорта, создания многоуровневых паркингов с использованием существующего рельефа и формирования озелененных территорий общественного назначения.
Метод ландшафтной идентификации города предполагает создание «узлов» ландшафтной идентификации города, включая создание ландшафтных доминант в местах минимальной выразительности и разнообразия ландшафта города. Данный метод рассматривает возможность создания определенного визуального кода и характерный набор природных компонентов, способствующих созданию зон психологической разгрузки.
Для реализации перечисленных методов ландшафтного дизайна необходимо использовать принципы, способствующие достижению необходимых качеств ландшафтного дизайна.
К числу основных принципов относятся:
1. Принцип соучастия (подключения жителей, граждан к процессу формирования ландшафта считается одним из самых важных). Необходимо очень активно работать с населением, подключать ко всем городским программам жителей, сделать их активными соучастниками ландшафтного процесса.
2. Принцип динамического обновления композиции основан на том, что природа все время меняется. Любое дерево растет, живет, цветет и, в конце концов, умирает, засыхает. Меняется газон, меняются компоненты в ландшафте. Это процесс живой. И ландшафт – тоже вещь живая, не застывшая. И поэтому композиционные приемы постоянно обновляются. Ландшафт не делается один раз. Он делается постоянно и постоянно изменяется. Если потратить некую сумму денег на его создание, то придется регулярно тратить почти такую же сумму, чтобы не только сохранить и поддержать композицию, но и достаточно часто для того, чтобы изменить ее.
3. Принцип иерархии городских пространств. Мы понимаем, что пространства в городе бывают частные, частно-общественные и общественные. Каждый тип пространства, в зависимости от его пользователя, имеет свои приемы организации, свои особенности в ландшафтном проектировании.
4. Принцип заполнения временных и постоянных пустот (очень важен для города). Города имеют внутренние территории, которые пока не застроены, но рано или поздно будут застраиваться. Это пустыри и несанкционированные свалки. Оставлять эти пространства в заброшенном, неорганизованном виде нельзя. Их необходимо организовать по временной схеме, сделать вполне приличными для временного рекреационного использования.
5. Принцип визуального восприятия композиции (взаимозаменяемости природных компонентов) – например, воду визуально заменить гравием и песком, бетоном имитировать скальные породы. То есть можно использовать естественные природные компоненты и искусственные изделия для формирования искусственной ландшафтной композиции.
6. Принцип малых архитектурных форм – важно, чтобы они не загромождали пространство, чтобы они давали возможность видеть природу, людей, застройку и чтобы были не массивными и визуально прозрачными.
7. Принцип гармонии и дисгармонии. Он заключается в том, что время симметричных ландшафтных композиций, стандартных, классических, закончилось. Сейчас время несимметричных, и даже незавершенных композиций, композиций динамичных – падающих, разрушающихся, неустойчивых. Это чисто художественный принцип так как ландшафтная архитектура и ландшафтный дизайн – это вид искусства со своими правилами, которые должны знать профессионалы и понимать простые люди.
Средства ландшафтного дизайна обеспечивают решение задач по преобразованию ландшафта в соответствии с данными методами и принципами.
В числе средств, пригодных для изменения структуры и облика ландшафтного дизайна являются:
– трактовка форм растительности (выбор форм растительности, устройство эффективной системы полива для создания визуальных разделительных барьеров, акцентирование входных зон в общественные здания и сооружения, обустройство остановок общественного транспорта и т.д.);
– преобразование, изменение качеств поверхности земли (к средствам преобразования поверхности земли можно отнести: изменение форм рельефа (использование геопластики), применение различных видов мощения; включение озелененных фрагментов поверхности);
– размещение малых архитектурных форм и средств визуальной ориентации (средства информации и визуальной ориентации призваны обеспечить рациональное распределение информации на улице, создания визуальных акцентов для ориентации человека в пространстве. Малые архитектурные формы, как неотъемлемый компонент преобразованного ландшафта, призваны создать необходимый уровень комфортности в местах пребывания людей в городских пространствах).
22.2. Основные понятия композиции.
Единство и взаимосвязь элементов композиции
«Композиция»в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение.
Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, можно наблюдать в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.
В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде, а именно:
– в музыке это понятие вполне определено. Но специалисты в определении композиции, как общего плана музыкального произведения, говорят, что его необходимо дополнить формами между частями композиции;
– в литературе термин «композиция» вкладывает вполне определенное содержание. Композиция означает размещение в тексте конкретного материала, или смену «точек зрения»;
– в изобразительном искусстве понятие «композиция» выражается, как целостность.
Поскольку «композиция» обозначает соединение, составление частей в целое, то главный смысл, который вкладывается в это понятие, – это стремление к достижению целого, целостности.
Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражать ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности. Человек творит по законам красоты, он старается делать вещи красивыми, привлекательными. Но природа настолько многообразна, что человек не может познать все абсолютно, а только стремится к этому.
Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов. Принципы единства, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному. Но наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать органического сочетания (в архитектурно-скульптурном ансамбле, в оформлении интерьера, в театральной постановке, где сочетаются драматургия, мастерство актеров и режиссера, декорационная живопись, музыка). От взаимодействия всех слагаемых спектакля зависит сила его эмоционального воздействия на зрителя.
Композиция относится к формам искусства.
Композиция является главной художественной формой произведения изобразительного искусства, объединяющей все остальные.
Композицию можно рассматривать как:
– наука – часть теоретического искусствоведения);
– учебную дисциплину (учебный предмет).
[1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 7091;