НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ СОБАК НА СЛЕДУ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Наиболее характерными симптомами, указывающими на изменение в работе собак по следу в сторону ухудшения, являются:
1. Снижение активности и заинтересованности в проработке запаховых следов.
2. Появившиеся первые пробежки на углах без учета направления следовой дорожки (собака может пробежать в неправильном направлении несколько десятков метров, создавая при этом видимость активной проработки следа).
3. На отдельных участках следа собака вместо обычного темпа проработки переходит на ускоренное движение, безудержно тянет вперед, в результате чего часто теряет запаховый след.
Хорошо известен тот факт, что очень трудно на протяжении всего периода дрессировки постоянно удерживать собаку в нормальном функциональном состоянии. На каком-то этапе не исключен спад в работе. Причиной таких спадов, как показывает практика дрессировки, являются ошибочные действия кинолога во время работы с собакой. Нужно иметь в виду, что здесь идет речь не о явных, грубых нарушениях общеизвестных принципов обучения и форм обращения с животными. Речь идет лишь о незначительных, трудноуловимых просчетах, связанных, в основном, с недооценкой индивидуальных нервно-психических особенностей подготавливаемых животных.
При снижении заинтересованности и активности в поиске, после небольшого перерыва (3–5 дней) следует на некоторое время перейти к работе в облегченных условиях и обязательно в ночное время. Лучше всего для таких целей подобрать открытые малонаселенные участки местности с земляным покровом. Протяженность следа должна быть в пределах 500–600 м, давность — 30–40 минут. Конфигурация трассы самая простая — два прямых отрезка, соединяющихся под тупым углом. Чтобы кинологу в процессе работы по следу было легче ориентироваться, помощник при прокладке должен использовать три металлические вехи из стальной проволоки длиной около 50 см. На верхние концы вех следует закрепить кусок белой ткани размером 25X25 см.
Основными же ориентирами в ночных условиях служат электрические огни.
Прокладка следа осуществляется следующим образом. Помощник в условленном месте закрепляет первую веху, отыскивает заранее намеченный ориентир (электрический огонь) и удлиненными шагами проходит 10 метров до исходной точки следа. Устанавливать веху непосредственно у исходной точки мы не рекомендуем, так как собаки в большинстве случаев отвлекаются на нее (веху). От исходной точки помощник троекратным проходом отрезка в 15 м формирует зону с повышенной концентрацией запаха, а затем, не меняя направление, движется далее 300–400 м. Последние 20–30 м этого пути помощник ускоряет шаг, затем останавливается, закрепляет вторую веху, вновь ориентируется на электрические огни, усиливает тройным проходом начало второго отрезка, прокладываемого под тупым углом к первому. Через 20–30 м от второй вехи помощник устанавливает последнюю третью веху и продолжает движение на прежний ориентир (третья веха помогает кинологу определить правильность проработки следа после поворота). Конечная точка должна находиться в 150 м от последней вехи. На конечной точке помощник, одев дрессировочный костюм, ложится на грунт и дожидается прихода кинолога с собакой.
По истечении необходимого времени кинолог, выгуляв собаку, направляется с ней, ориентируясь по первой вехе, к месту пуска. Неподалеку от кинолога обязательно должно находиться второе лицо (желательно более опытный специалист, чем сам кинолог), которое будет помогать ему и контролировать все его действия. Пуск осуществляется под прямым углом к начальному отрезку следа с расстояния 7–10 м от него (справа или слева). Второе лицо координирует и направляет движение кинолога с собакой к нужному месту, а затем, сняв первую веху, подходит и останавливается вблизи от них. После начала работы по следу второе лицо движется сзади и несколько сбоку кинолога на таком расстоянии, чтобы были заметны действия животного.
Как показала практика, большинство собак, пускаемых на след в указанных условиях, сразу начинают уверенно активную работу. Поведение их однако несколько изменяется. Так, зигзагообразные движения около трассы следа удлиняются по размаху и протяженности, темп проработки следа ускоряется (по сравнению с работой в условиях города). Кинологу не следует принуждать собаку к принюхиванию в узком коридоре трассы следа (как это было в городе) и замедлять темп движения. Нужно, наоборот, следить за тем, чтобы поводок был постоянно ослаблен. Необходимо также учитывать, что трасса, проложенная ночью, почти всегда имеет некоторое отклонение от прямой линии.
При подходе собаки к вехам не исключено, что она будет отвлекаться на них: обнюхивать или даже пытаться апортировать. В этом случае кинологу, не подавая запрещающей команды, необходимо незаметно для собаки передать веху второму лицу, тотчас поощрить животное оглаживанием, восклицанием «Хорошо!», а затем вновь заставить его продолжить прерванную работу. Специально внимание собаки к вехе не привлекают (хотя на ней есть запах помощника), поскольку в данный момент запах на следу должен быть основным раздражителем для животного. Вехи, после прохождения их собакой, снимаются вторым лицом. Если при поиске собака была недостаточно активна или отвлекалась на отдельных участках на те или иные посторонние раздражители, то проработку следа в аналогичных условиях через 10–20 минут желательно повторить, но уже с предварительным дразнением (давность не должна превышать 15 минут). Для чрезмерно возбудившихся собак занятия продолжают только на следующую ночь, при этом давность следа увеличивают не менее чем на 1/3.
После проработки 5–6 следов в облегченных условиях место занятий вновь необходимо перенести сначала в поселок, а затем в город.
По-видимому, основной причиной снижения активности и заинтересованности собак в работе по следу являются неадекватные психические нагрузки, испытываемые животными при выполнении тех или иных сложных задач. Поэтому при разработке плана обучения следует чередовать проработку сложных и простых следов. Не менее важно определить оптимальную нагрузку для собаки по количеству занятий в неделю. Если активность собаки через некоторое время работы все-таки опять снизится, необходимо, не откладывая, вновь вернуться к вышеописанному варианту занятий.
При обучении собак тщательному принюхиванию к грунту и искусственным покрытиям могут создаваться такие условия, когда животное, идя по следу, вместо действительного принюхивания лишь имитирует его, т. е. движется с опущенной головой. Естественно, что часть углов трассы следа при такой «работе» собаки пробегают. Основная причина указанного нежелательного явления — использование для дрессировки узких и длинных улиц. Двигаясь в коридоре такой улицы, собака практически все время находится в зоне действия запаха, ей нет необходимости постоянно принюхиваться, чтобы не сбиться со следа.
Для того, чтобы ликвидировать такой недостаток, необходимо:
1. Для прокладки следов использовать улицы шириной не менее 40 м. Направление следа каждые 40–50 м должно изменяться.
2. Перед каждым углом за 10–15 м ослаблять, а после поворота увеличивать насыщенность запахового следа (т. е. ускорять, а затем замедлять темп движения).
3. В ветреную погоду прокладывать следы на участках местности, окруженных со всех сторон длинными достаточно высокими зданиями (наиболее удобны городские дворы), защищающие запаховые частицы на следу от сноса их воздушными массами.
При сильном порывистом ветре целесообразно уменьшить число углов на следу до одного. Первый отрезок следует прокладывать строго по направлению ветра (протяженность 100–150 м), затем завернуть за угол высокого здания, пройти еще некоторое расстояние по защищенному от ветра участку и устроить конечную точку в подвале, на чердаке или в подъезде этого же дома.
Нужно еще раз отметить, что все указанные ухищрения направлены на то, чтобы заставить собаку идти по следу, тщательно принюхиваясь к грунту с искусственным покрытием, ни на секунду не ослабляя внимания и не отвлекаясь на запахи в воздушной массе над землей. Подготовленная же собака способна, не изменяя выработанных навыков, работать по следу независимо от погодных условий и конфигурации проложенной трассы.
Не редки случаи, когда собаки, нормально работающие в начальный период дрессировки, изменяют свое поведение: перестают принюхиваться к линии следа, чрезмерно возбуждаются и убыстряют темп движения. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда дрессировка дольше, чем необходимо, проводилась в одинаковых и сравнительно легких условиях (небольшая давность и протяженность следа, повторяющаяся обстановка местности). Появлению указанного выше нежелательного поведения может способствовать также неправомерное поощрение собаки за проработку отдельных участков следа без принюхивания, плохая маскировка помощника на конечной точке и т. д.
Как показала практика, для устранения этих недостатков нужно временно (на 3–5 занятий) отказаться от трепки помощника на конечной точке, а кроме того расставить по трассе следа дополнительных помощников. Протяженность и давность следа следует увеличить (по сравнению с прорабатываемыми ранее) примерно на 1/3. На конечной точке перед уходом помощник оставляет рукав или куртку.
Собака приводится к исходной точке только после соответствующего инструктажа и расстановки дополнительных помощников. Первый из них в 15–20 м от исходной точки ходит чуть замедленным шагом поперек линии следа, удаляясь вправо и влево не более 5–7 м от основного следа. Движения прекращаются только после того, как собака пройдет данный участок. Второй и третий дополнительные помощники идут навстречу собаке справа и слева в 10–15 метрах от линии следа (один из них начинает движение с середины трассы, другой — с конца).
Разумеется, указанный вариант использования дополнительных помощников не является единственным, их расстановку и характер действий необходимо каждый раз видоизменять. Так, в районе исходной точки можно расположить сразу несколько человек. Кто-то из них должен быть в движении, другие лежат, стоят или сидят недалеко от линии следа. Остальные помощники двигаются, приблизившись вплотную к линии следа, навстречу собаке или от нее. Успешно можно использовать зигзагообразное передвижение дополнительных помощников по линии следа в ту или другую сторону. В первое время зигзаги рекомендуется делать широкими и длинными, чтобы линия основного следа пересекалась не чаще, чем через 30–40 м. По мере закрепления у собаки безразличного отношения к дополнительным помощникам, скорость их передвижения (дополнительных помощников) постепенно увеличивают и доводят до легкого бега.
Наиболее сложный вариант использования дополнительных помощников заключается в том, что они имитируют на отдельных отрезках следа конечную точку, т. е. тщательно маскируются и имеют при себе вещи (плащ, куртка, рукав), которые собака привыкла видеть у искомого человека. Основной же помощник должен быть одет по сезону, находиться в относительно многолюдном месте и не иметь при себе вещей, предназначенных для трепки. Естественно, что трепка основного помощника на конечной точке не производится. Следует помнить, что после каждого пуска без трепки последующую проработку следа нужно обязательно оканчивать трепкой помощника.
Явные попытки собаки отвлекаться на дополнительных помощников пересекаются несильным рывком поводка (или просто удержанием) и командой «Фу» в спокойной интонации. После этого жестом и командой «След» собака направляется непосредственно к линии искомого следа. Иногда в подобных ситуациях лучше подать команду «След» в жесткой интонации и сопроводить ее сдерживанием собаки и подачей жеста в нужном направлении.
Необходимо заметить, что исследовательскую реакцию к дополнительному помощнику в той или иной мере будут проявлять все собаки. Пресекать же действия собаки следует только в тех случаях, когда животное полностью перестает принюхиваться к искомому запаху, зрительно реагирует на идущего в стороне помощника, при этом безудержно тянет и делает попытки настичь его (если помощник удален на 15–20 м от линии следа) или когда животное после обнюхивания дополнительного помощника полностью переключается на него, как на основного (если помощник находится вблизи от следа).
Разумеется, нежелательные отклонения легче предупредить, нежели устранить уже имеющиеся. Хорошим профилактическим средством, предупреждающим появление всех вышеуказанных нежелательных отклонений, является проработка следов, где к индивидуальному запаху человека добавлен запах каких-либо химических веществ, неживотного происхождения. В качестве такого источника запаха могут быть использованы следующие вещества: керосин, солярка, машинное масло, солидол, обувные кремы, дезодоранты, освежители воздуха, а также препарат СП-80. Собаки обычно проявляют большое рвение и интерес при проработке подобных следов, тщательно принюхиваются к запаховой дорожке, не пропускают углы, не обращают внимания на посторонние раздражители. Иногда, правда, собаки первый раз идут по следу с необычным запахом без особого энтузиазма, однако при последующих пусках даже после значительного перерыва их активность и заинтересованность значительно увеличивалась. Данное упражнение хорошо снимает нервное напряжение, вызванное поисками по следу в сложных условиях города, помогает животному входить в рабочее состояние после болезней, длительных перерывов между занятиями.
Следует отметить, что применение дополнительного запаха на следу уже само по себе значительно облегчает собаке задачу поиска, поэтому данные упражнения нужно проводить не в специально подобранных условиях, а наоборот, на искусственных покрытиях или уплотненном грунте при любой температуре воздуха и наличии всевозможных отвлекающих раздражителей. Протяженность следа должна быть небольшой — в пределах 300–400 м, давность — 0,5–1,0 час. Подмазка подошв обуви производится на начальной точке следа. Для этого небольшое количество вещества наносится на тряпку или какую-либо вещь, а затем помощник несколько раз вытирает об нее ноги. Трепка помощника на конечной точке следа при необходимости может быть заменена трепкой вещи.
Если у кинолога есть затруднения, связанные с привлечением к занятиям помощника, то следы в вышеописанных упражнениях он может прокладывать самостоятельно. Как показали опыты, упражнения в этом случае оказывают на животных ничуть не меньшее положительное воздействие.
8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «СЛЕПЫХ» СЛЕДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время среди специалистов розыскного собаководства различных ведомств (органов внутренних дел, пограничных войск и Советской Армии) нет единого мнения по вопросам о сроках перехода к проработке «слепых», т. е. неизвестных для кинолога, следов и соотношения количества известных (контрольных) и «слепых» следов на разных этапах обучения. Практика дрессировки собак и проведенные лабораторией исследования показывают, что прохождение всего комплекса усложнений, необходимых для работы в условиях города, должно осуществляться с использованием только контрольных следов. Когда прием «следовая работа» будет доведен до навыка, вводятся полуконтрольные следы, т. е. следы, прокладку которых кинолог контролирует лишь до какого-то места, направление и конфигурация второй части следа ему неизвестна. Постепенно длина «слепых» отрезков следа увеличивается и через несколько занятий вводятся полностью «слепые» следы.
Ввод «слепых» следов не означает, однако, что с контрольными следами уже покончено навсегда. В последующем необходимо чередовать пуски по «слепым» и контрольным следам, всякий раз отдавая предпочтение тому варианту работы, который в данный момент по тем или иным причинам более целесообразен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Указанные методические рекомендации не дают и не могут дать исчерпывающие ответы на все вопросы, касающиеся дрессировки собак в условиях города.
В этом и нет необходимости, поскольку большинство затруднений в работе связаны лишь с тем, что собаки с самого начала не были приучены к тщательному принюхиванию и спокойному передвижению при отыскании запаховой дорожки. Именно поэтому начальному этапу дрессировки в настоящих рекомендациях уделено основное внимание.
Очень важно правильно понять сущность процессов перестроек в организме собак, связанных с вводом усложнений. Можно с большой уверенностью сказать, что во время обучения собак следовой работе (или любой другой работе по чутью) чувствительность обонятельного анализатора и способность к дифференциации запахов у них существенно не улучшается. Эти свойства являются врожденными, их параметры относительно постоянны на протяжении всей жизни животного. Многие кинологи могут привести примеры, когда собака, только начавшая обучение, вдруг показывала удивительно высокие результаты. Однако, если такой собаке предлагали выполнить аналогичное задание еще несколько раз, то животное теряло интерес к работе и надолго выходило из строя. В чем же дело? Почему собака не может постоянно реализовать уже заложенные в ней возможности? Вероятнее всего, потому, что сложные задания требуют большой затраты нервной энергии, а животное, не готовое к значительным нервно-психическим перегрузкам, «срывается». Процесс дрессировки нужно рассматривать, как постепенное приучение нервной системы к нагрузкам, к длительной мобилизации возможностей мозга по анализу обонятельных ощущений. Собака с каждым занятием все больше и больше может использовать ранее недоступные резервы организма, а, следовательно, все лучше и лучше бороться с усталостью. Не следует поэтому думать, что собака, еще вчера без видимого напряжения справлявшаяся со сложным для нее заданием, способна уже на следующий день выполнить еще более трудные упражнения. Процесс дрессировки не может быть постоянным восхождением от простого к сложному. Чем сложнее ставящиеся задачи, тем чаще нужно чередовать их с легкой работой, чтобы дать собаке возможность снять накопившееся напряжение, обрести уверенность в своих силах и отдохнуть.
Длительность обучения собак поиску человека по следу в условиях города должна устанавливаться строго индивидуально для каждой собаки. Эксперименты показали, что менее чем за 3–4 месяца справиться с данной работой практически невозможно. Однако это не значит, что собаки, вплоть до конца обучения, не могут использоваться на реальных местах происшествий. При разумном подходе такие применения принесут пользу кинологу и собаке. Кинолог получит богатую «пищу» для размышлений, он вынужден будет искать те приемы работы с животным, которые помогут ему восстановить психическое равновесие собаки после во многом непривычных для нее поисков. Кроме того, в результате постепенного привлечения кинолога с собакой к поискам с мест происшествий облегчится процесс привыкания животного к изменению характера работы.
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 636;