Фламандское барокко
К концу XVI в. ряд северных провинций Нидерландов обретает независимость от Испании и превращается в самостоятельную буржуазную республику (Голландия). Южные провинции остались под гнетом испанцев (Фландрия).
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). В 1598 г. Рубенс был принят в гильдию св. Луки, что дало ему право работать самостоятельно. В 1600 г. он едет в Италию, где проводит 8 лет. В Италии Рубенс вошел в круг известных художников, наряду с копиями картин других мастеров он создает ряд алтарных образов, много работает как портретист. Среди созданных им в это время картин мифологического жанра представлено изображение трех граций, «Ромул и Рем с волчицей», он работает в жанре большого конного портрета. Громадное значение для Рубенса имело знакомство с произведениями Караваджо. В 1608 г. Рубенс возвращается в Антверпен и женится на Изабелле Брандт (к этому периоду относится его автопортрет с женой – ). Могущественные ремесленные корпорации стали поручать ему большие заказы. Рубенс создает алтарные картины почти для всех католических церквей Южных Нидерландов, одна из них - «Водружение креста», созданная для церкви св. Вальпургии в 1610-1611 гг. Ощущение динамики создавала диагональ креста, а также движение фигур, идущих в противоположных направлениях. Стремление Рубенса разрушить замкнутость пространства картины - одна из отличительных черт барокко. Особым драматизмом отмечена алтарная работа «Снятие с креста» для Антверпенского собора, выполненная в 1612 г.
Изучая памятники античного искусства, Рубенс никогда не повторял буквально созданный древними идеал прекрасного. Не столько классическая строгость и красота пропорций волнуют художника, сколько телесная физическая мощь, движение («Союз Земли и Воды», ок. 1615 г., «Вакханалия», «Венера и Адонис», «Персей и Андромеда», 1620-1621 гг.).
В 1621 г. художник в Париже при дворе вдовствующей королевы Марии Медичи создает эскизы 12 монументальных картин для большого зала Люксембургского дворца, изображающих в аллегорической форме жизнь королевы. Слава Рубенса стала всеевропейской, что частично помешало его творчеству, так как эрцгерцог Фердинанд привлек мастера к исполнению дипломатических поручений (около 10 лет, с 1623 г. Рубенс вел переговоры с государственными деятелями Голландии и Англии с целью заключения мира в Южных Нидерландах). Последние десятилетия своей жизни Рубенс вновь посвятил живописи. Он работал над монументальным циклом картин, посвященных Генриху IV, создал ряд алтарных картин и великолепных портретов («Портрет камеристки»).
После смерти Изабеллы Брандт, Рубенс женится на 17-летней Елене Фоурмент, чью красоту и молодость он запечатлел на 19 картинах («Шубка», «Соломенная шляпка»). В это время он приобрел замок Стен близ Малина, где подолгу жил. Именно в этот период им была написана большая часть пейзажей. Драматический дар художника проявился в его последних работах - «Избиении младенцев», «Несении креста» и «Стигматизации св. Франциска».
После смерти Рубенса главой антверпенской школы живописи стал Якоб Йорданс (1593-1678). Особой славой пользовались его жанровые картины. Он прославил жизненную силу, тесную связь с реальностью бюргерства в таких работах, как «Семейный портрет», «Бобовый король»(святочные праздники). Своих героев художник воспроизводил в натуральную величину, а часто и больше нее. Число персонажей картин, как правило, невелико. Они написаны вплотную к переднему краю картины. Обращался он и к мифологическим сюжетам («Одиссей в пещере Полифема»).
Антонис Ван Дейк (1599-1641) был одним из самых известных учеников Рубенса. Став придворным художником инфанты Изабеллы, ван Дейк писал портреты не только антверпенских бюргеров, но также фламандской и испанской аристократии, автопортреты.
В 1632 г. художник принимает приглашение короля Англии Карла I и переезжает в Англию. В портретах английской придворной аристократии он тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора. Выполняя многочисленные заказы, художник выработал определенную схему парадного портрета. Он часто повторял одни и те же удлиненные пропорции фигур, позы, жесты. Искусство Ван Дейка все более аристократизируется, колористическое решение отличается большей декоративностью, обращением к холодной голубовато-серебристой гамме. Ван Дейк создал около 30 портретов Карла I, множество портретов его жены Генриетты-Марии и детей короля. Одним из лучших является «Портрет Карла I», 1635.
Франс Снейдерс (1579-1657) - крупнейший из фламандских художников-анималистов и мастеров натюрморта. Его «Лавки» 1618-1621 гг. написаны для украшения столовой во дворце епископа Антония Триста в Брюгге. Типичен его натюрморт «Рыбная лавка» с простой и монументальной композицией: картину держит горизонталь огромного стола.
Со старонидерландскими брейгелевскими традициями связано творчество Адриана Браувера и Давида Тенирса-м ладшего.
Адриан Браувер (1605-1638) писал небольшие жанровые картины - сценки в кабачках и пейзажи. Для художника была характерна золотистая, полная цветовых акцентов живопись, соединение жестоких и грубых мотивов с уравновешенной композицией.
Давид Тенирс-младший (1610-1690) писал пейзажи и занимательные жанровые картинки, портреты, аллегории.
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 1542;