Развитие общественно-политической мысли.

«Русская идея» с середины 18 века выступает в нескольких ипостасях.

Непоколебимая идея «Москва – третий Рим. Поклонение Богу и государю» ещё при Петре начала трансформироваться: на первый план выходит человек патриот, человек гражданин.

В период правления Екатерины начался поиск новой религиозно- национальной философии. Уже в 18 веке лучшие русские люди начинают осознавать опасность нравственной пустоты и неверия. Старые порядки, основывающиеся на православии, оказались разрушенными. Идея просвещённого абсолютизма и привлечение широких масс к соуправлению государством при Екатерине Второй были направлены на попытку реформирования. Но неудачная деятельность Уложенной комиссии (1767 - 1768, 600 человек выборных от всех сословий и регионов), оказавшейся не готовой к реформам, показала неразвитость общественного сознания. Да и верховная власть, напуганная последствиями Великой Французской Революции, отказалась от каких-либо демократических преобразований, взяв курс на укрепление самодержавия и ужесточение внутренних порядков.

Это вызвало развитие просветительского движения среди лучших представителей дворянства.

- Н.И.Новиков начинает издавать общедоступные журналы «трутень», «Кошелёк», занимается организацией типографий, библиотек, книжных магазинов, издаёт книги по всем отраслям знаний. Но судьба его сложилась не просто: он был заключён в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.

- Не менее трагична судьба революционного мыслителя и писателя А.Н.Радищева, автора повести «Путешествие из Петербурга в Москву» и оды «Вольность», где он выступил с жёсткой критикой самодержавия и крепостничества. Он был сослан в Сибирь, но по возвращению вновь выступил за уничтожение крепостного права. Угроза новых репрессий привела его к самоубийству. А книга «Путешествие…» была конфискована и запрещалась к печатанию вплоть до 1905 года.

Культура нового времени, связанная с капиталистическим способом производства созревала в России на протяжении всего 18 века. Деятельность нескольких поколений людей создало общество с достаточно высоким уровнем умственных интересов, материальных и духовных запросов, возрос интерес к человеческой личности – это резко отличает культуру 18 века от предшествующих периодов. Достижения русской культуры этого периода являются достижениями прежде всего дворянской культуры. В целом для культуры 18 века были характерны следующие взаимосвязанные процессы:

· всё усиливающееся обмирщение культуры,

· развитие личностного начала,

· европеизация,

· преодоление национальной замкнутости.

 

Но когда у людей отняли возможность проявлять себя в общественно-полезных делах, они стали уходить во внутреннюю оппозицию – массонство, а затем декабризм. Образованному меньшенству нравились идеи братства и равенства, служение общественным интересам. В общественной жизни появляются такие явления как благотворительность, просветительско-издательская деятельность.

Фонвизин в своих произведениях говорит о введении конституционной монархии, допущении свободных слоёв населения к управлению государством.

Радищев в своей повести «Путешествие из Петербурга в Москву» резко выступает против феодально – крепостнических порядков, провозглашает законность революционной борьбы.

К концу века в верхах начал наблюдаться идеологический кризис: понятия «Государь» и «Отечество» в образованном обществе разошлись. Во второй половине 18 века важнейшие проблемы российской жизни стали предметом обсуждения и в дворцовых покоях и в просвещённых слоях общества.

Удовлетворительное решение этих проблем 18 век не нашёл, передав их по наследству веку 19.

 

 








Дата добавления: 2015-11-24; просмотров: 800;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.