Развитие культуры, науки и образования.
Реформы Петра 1 в области культуры принципиально изменили культурную ситуацию в стране. Усиливающиеся внешнеэкономические и культурные связи России с западными и восточными странами способствовали её вхождению в мировой историко-культурный процесс.
· Ведущим центром подготовки кадров для науки и образования стала
Петербургская академия наук, открытая в 1725 году. Это явилось важнейшим событием в истории русской культуры. Из неё вышли крупнейшие учёные, среди них М.В. Ломоносов (1711-1765), первый русский академик, естествоиспытатель мирового значения, один из титанов русской науки. Период правления Елизаветы совпадает с деятельностью великого русского учёного, который вмещал в себя целый университет. Он был химиком, физиком, геологом, поэтом, художником. Своими энциклопедическими знаниями и исследованиями он поднял отечественную науку на высокий уровень; не было ни одной отрасли знаний, где не проявлялся бы его гений. Благодаря ему была создана новая система стихосложения, а русский язык стал предметом пристального изучения и восхищения.
· Другим центром науки в начале века стала Морская академия,
созданная в 1715 году на базе Навигационной школы.
После смерти Петра Первого, процессы образования и подготовки необходимых кадров были пущены на самотёк. Положение начало меняться при Иване Ивановиче Шувалове.
· В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова и при активном участии
Ивана Ивановича Шувалова был открыт Московский университет. Иван Иванович Шувалов лично подбирал профессорский состав и отбирал книги для университетской библиотеки. В университете работали факультеты – философский, юридической, медицинский. Лекции читались на русском языке. При Михаиле Васильевиче Ломоносове Московский университет стал главным русским центром науки и высшего образования. Обучение здесь было бессословным.
· В 1757 году состоялось открытие Академии художеств. И.И. Шувалов
на свои деньги закупил 100 полотен Рубенса, Рембранта, Пуссена. В конце 18 века Екатерина купила ряд замечательных произведений искусства из частных коллекций в Европе, тем самым положив начало одному из крупнейших музеев мира – Эрмитажу, он был открыт для публики в 1852 году.
При Екатерине Второй образование становится истинно государственным делом. Екатерина предприняла попытку создания единой системы образования. К образованию начали подходить как к средству достижения политических и социальных целей. Екатерина хотела воспитать «новую породу» людей – представителей третьего сословия, на которых можно было опереться при проведении реформ.
В 1763 году она открывает Воспитательный дом, где сироты и подкидыши воспитываются мастерами, учёными, художниками.
В 1764 году – Смольный Институт благородных девиц. Это было первое в России женское образовательное учреждение.
В 1773 году открылась Российская Академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. Её возглавила молодая княгиня Е.Р.Дашкова (1744-1810).
К 1786 году каждый губернский город имел 4ёх классное училище.
Ещё при Петре было создано 8 типов профессиональных школ, готовивших различных специалистов. К концу века были учреждены гарнизонные школы для детей солдат, коммерческие училища для детей купечества. При Екатерине стали открываться профессионально-художественные учебные заведения: танцевальная школа в Петербурге и балетное училище в Москве.
Всего к концу века в стране насчитывалось уже 290 школ и 5 кадетских корпусов.
Но, несмотря на все усилия, образование в России оставалось сословным. Подавляющая часть населения страны не могла его получить. В конце 18 века в России обучалось только 2 человека из тысячи, и грамотных было не более 3-4 % населения. Всего в 18 веке в России было издано 95 тыс. книг, из них 85% в царствование Екатерины 11.
В течение всего 18 века активно изучались природные условия, это было связано с активным освоением новых земель, особенно в Азии, на Востоке и в Сибири. Были открыты богатейшие залежи железной руды на Урале, проводились работы по разведке донецкого каменноугольного района и бакинского месторождения нефти, обследовались внутренние районы побережья Каспийского и Аральского морей.
В 18 веке русскими учёными были сделаны великие географические открытия:
- 1713 – 1714 гг. экспедиция на Курильские острова,
- экспедиция В. Беринга и А. Чирикова открыла пролив, отделяющий
Азию от Америки,
- братья Лаптевы обследовали побережье Северного Ледовитого океана от
Архангельска до Чукотки и открыли Северный морской путь,
- учёный и путешественник С.П.Ерашенинников обследовал Камчатку и
составил «Описание земли Камчатки»,
- географом И.К.Кирилловым в 1726-1734 гг. был издан первый «Атлас
Российский». В это время только Франция имела атлас своей страны.
Географические открытия 18 века подготовили условия хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока.
Существенно изменились быт и нравы российского общества.
В 18 веке в России зародилось театральное искусство.
В 1702 году по указанию Петра 1 был открыт государственный театр, играть
в нем была приглашена труппа немецких актёров. Огромную роль в развитии русского театра сыграл купеческий сын Фёдор Волков (1729 – 1763). В 1750 году в Ярославле он организовал любительскую театральную труппу, дававшую публичные спектакли. В 1752 году эта труппа указом императрицы Елизаветы Петровны была вызвана в Петербург и зачислена в первый постоянный государственный публичный театр.
В 18 веке широкое распространение получили крепостные театры. Богатые дворяне в своих усадьбах создавали театры, в которых играли талантливые крепостные актёры. Граф П.Б. Шереметьев имел 2 театра в имениях Кусково и Останкино, славу которому принесли крепостные: певица Жемчугова и балерина Гранатова–Шлыкова. В Москве в это же время действовало 30 крепостных театров, в том числе театр князя Юсупова в Архангельском. В это время в стране насчитывалось и более 100 крепостных оркестров.
Искусство становится более светским и более разнообразным в жанровом отношении. 18 век – время быстрого становления отечественной живописи.
Живопись. Ведущее место в русской живописи 18 века занимало портретное искусство. 2/2 18 века время расцвета отечественной портретной живописи Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский создали галерею замечательных портретов своих современников. В это время зарождается исторический жанр. Ведущую роль играла крупная по размерам тематическая картина (А.П.Лосенко, Г.И. Угрюмов). В жанровой живописи преобладают крестьянские сюжеты (Иван Фирсов, Михаил Шибанов). Появляется пейзажная живопись. Её основоположник Иван Щедрин, мастер паркового пейзажа, создал виды парков Петербурга, Павловска, Петергофа, Гатчины.
Развитие архитектуры связано со строительством Санкт – Петербурга. Руководил строительством северной столицы Доменико Трезини. Крупнейшим зодчим середины 18 века и создателем русского барокко был В.В.Растрелли. Во 2/2 века крупнейшие зодчие, теоретики, новаторы В.И.Баженов и М.Ф.Казаков создали грандиозную модель Кремлёвского дворца, но из-за недостатка средств, строительства не состоялось.
Вторая половина 18 века – начало расцвета русской скульптуры. Крупнейший мастер круглой скульптуры Б.К.Растрелли (отец архитектора) создаёт скульптурный портрет Петра 1, оформляет Большой каскад в Петергофе. Известный скульптор Ф.И.Шубин, холмогорский крестьянин и земляк Ломоносова, много учившийся за границей, создаёт галерею психологически выразительных скульптурных портретов-бюстов. Известный французский скульптор Э.М.Фальконе в течение 12 лет работает над памятником Петру 1. Этот памятник получил название «Медный всадник» и до сих пор является символом города на Неве.
Русская музыка. На протяжении всего 18 века бурно развивалась русская музыка. В дворянских кругах занятие музыкой считалось признаком европейского воспитания и светской галантности, но однако профессия музыканта приравнивалась к ремеслу, заниматься которым дворянину было почти зазорно. Профессионально музыкой занимались представители низших сословий. В петровскую эпоху происходит развитие светской музыки нового типа, создаются простейшие жанры прикладной музыки – военной, танцевальной, застольной. Петр 1 сам выписал музыкальные инструменты из Европы (флейты, гобои, трубы) и издал указ о создании военных оркестров. Военные музыканты играли на улицах, на балах, маскарадах. Широкое распространение получили танцевальные жанры петровских ассамблей (балов) – менуэт, полонез, англез. При Петре 1 в Россию приглашались капеллы немецких музыкантов. В конце века стала формироваться русская композиторская школа. Композитор Е.И.Фомин, один из создателей русской оперы, впервые воспроизвёл многоголосный склад народной песни. Лучшее его произведение – насыщенная симфоническим развитием мелодрама «Орфей и Эвридика». При Екатерининском дворе обычным явлением стали камерные концерты. На рубеже 18-19 веков развивался жанр камерной лирической песни – русский романс. Один из его создателей О.А.Козловский. Его полонез «Гром победы раздавайся» на слова Г.Р.Державина длительное время оставался русским гимном. К концу века сложились национальные традиции в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной деятельности.
18 век профессионально высказался в архитектуре, скульптуре, портретной живописи, но литература ещё оставалась делитантской: герои безликие, проза не раскрывает глубину чувств и психологизм событий.
Дата добавления: 2015-11-24; просмотров: 1193;