Нормы российского права как основа профессиональной морали сотрудников ФСКН России
Основные положения, лежащие в основе деятельности ФСКН России и соответствующие нормам международного права, получили закрепление в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Для профессиональной морали сотрудников органов наркоконтроля наибольшую значимость имеют те положения Конституции, которые провозглашают ценность и неприкосновенность человеческой личности, ее права и свободы. Каждый сотрудник в процессе выполнения служебных обязанностей должен помнить, что:
а) достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию (ст.21);
б) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст.22);
в) каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст.23);
г) сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ст.24);
д) жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основаниях судебного решения (ст.25).
В полном соответствии с идеей уважения прав человека обязанностью органов наркоконтроля является предоставление возможности всем задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь и право сообщить о задержании родственникам или администрации по месту работы или учебы, а также, при необходимости, принять меры к оказанию задержанным доврачебной помощи и устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате их задержания.
Незаконные требования сотрудника ФСКН России гражданин вправе не исполнять и более того - сопротивляться, не превышая пределов необходимой обороны. Явно незаконными признаются, например:
- требования и действия сотрудника, которые относятся к полномочиям другого органа или должностного лица - выселение кого- либо из жилого помещения (эту функцию выполняет судебный исполнитель по решению суда или прокурора);
- задержанная на законных основаниях женщина вправе препятствовать осуществлению ее личного досмотра лицом противоположного пола;
- преступным считается применение пытки к задержанному. Принудительное доставление свидетеля, уклоняющегося от явки, к месту вызова возможно лишь после вынесения постановления или определения о приводе и объявления его под расписку лицу, подлежащему приводу.
В соответствии с законом вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям незаконными действиями сотрудника наркоконтроля, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Закон Российской Федерации "О безопасности" в качестве основного объекта безопасности определяет "личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство -его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность" (ст.1). Защите прав и свобод граждан при обеспечении безопасности посвящена статья 7, в которой говорится, что их ограничение возможно только в исключительных случаях, предусмотренных законом. При этом отмечается, что граждане, общественные или иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность, а должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Этические нормы получили свое закрепление в Законе РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", который в качестве одной из основных целей определяет защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Первыми среди основных принципов данной деятельности
зафиксированы нравственные принципы: законности, уважения прав и
свобод личности.
Обеспечению прав и свобод личности в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности посвящена ст. 5 Закона, закрепляющая право граждан обжаловать, в том числе в суд, действия органа, если они привели к ограничению их прав и свобод, а также потребовать информацию о сведениях, полученных в отношении них оперативным способом. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих тайну переписки, телефонных или других переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления и только с санкции прокурора (ст.8).
Соответствующую принципу уважения прав и свобод личности направленность имеет положение о том, что материалы оперативной проверки не являются основанием для ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц (ст. 10) и, более того, органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, обязаны, в соответствии со своей компетенцией, принимать все необходимые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства (ст. 12).
Нравственно-этический характер имеют нормы, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О чрезвычайном положении" Регламентируя условия введения соответствующего режима, закон определяет, что чрезвычайное положение может вводится лишь в условиях, когда обстоятельства представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю (ст.3). Основной целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи (ст.2).
В соответствии со статьей 15 Закона, чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан за исключением следующих:
а) введение чрезвычайного положения не может служить основанием для применения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания;
б) права на жизнь, на свободу мысли совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном Пакте о гражданских и политических правах и непротиворечащих им законах Российской Федерации.
Даже в условиях чрезвычайного положения Закон не допускает применение обратной силы уголовного закона, устанавливающего наказуемость деяния или усиливающего наказание (ст.27).
В условиях чрезвычайного положения не подлежат изменению порядок и условия применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.28). Неправомерное применение силы сотрудниками органов наркоконтроля, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, установленных настоящим Законом, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству (ст.33).
В соответствии с международно-правовыми обязательствами, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах, в случае объявления чрезвычайного положения Президент в трехдневный срок принимает меры к оповещению генерального секретаря ООН об ограничении прав и свобод граждан, составляющих отступление от обязательств по указанному Международному пакту, об объеме этих отступлений и о причинах такого решения (ст.41).
Таким образом, нормы и принципы профессиональной морали сотрудников ФСКН России нашли свое отражение в основных законодательных актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 796;