Международные правовые акты как основа профессиональной морали сотрудников органов наркоконтроля
Проблема совершенствования деятельности правоохранительных органов приобретает все большую актуальность в современных условиях, когда назрела необходимость коренных изменений в экономической, политической, духовной жизни общества.
Одним из путей стабилизации внутреннего положения в стране является создание правового государства. Этот процесс подразумевает такое регулирование общественных отношений, при котором главной целью деятельности правоохранительных органов будет обеспечение прав и свобод личности, так как говорить о правовом государстве можно лишь тогда, когда государство предполагает возможность защиты прав граждан не только путем установления санкций за их ущемление, но и путем реализации этих прав, свобод и интересов.
Самое непосредственное отношение эта проблема имеет к деятельности правоохранительных органов, а именно исключительное значение имеет приведение профессиональной деятельности сотрудников органов наркоконтроля в соответствие с правовыми и нравственными требованиями, утверждение профессиональной морали как главного побудительного мотива и критерия профессиональной деятельности представителей правоохранительной системы.
Поскольку профессиональная мораль сотрудников ФСКН России носит нормативный характер, она имеет правовую основу, отражающую цели, принципы и средства деятельности, которая представлена, прежде всего, законодательными актами, регулирующими деятельность сотрудников органов наркоконтроля и содержащими нормы профессиональной морали.
Необходимо различать основополагающие, общепризнанные международно-правовые документы и внутригосударственные, российские правовые акты. Законодательство Российской Федерации придает нормам международного права приоритетное значение.
Так, в соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Международные законодательные акты имеют различный статус и степень обязательности для государств, присоединившихся к ним. Обязательными являются документы о правах человека. Некоторые международные правовые акты носят рекомендательный характер для государств, присоединившихся к ним (например, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью).
В настоящее время, когда перед обществом стоит проблема создания правового государства, особое значение приобретает знание сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ международных соглашений, руководящих принципов и стандартов Организации Объединенных Наций, т.к. это является определенной гарантией соблюдения законности и надлежащей охраны прав и интересов граждан.
При разработке большинства законопроектов, регулирующих деятельность правоохранительных органов, используются многие стандарты и нормы ООН, касающиеся как обеспечения прав человека, так и предупреждения преступности и уголовного правосудия. Основными из них являются: Всеобщая декларация прав человека (1948 год), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966год), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год) и др.
"Всеобщая декларация прав человека", принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, акцентируя в преамбуле внимание на том, что именно "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества", определяет право каждого человека "на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность"(ст. 3), а также на признание его правосубъектности, независимо от места нахождения (ст. 6). Далее декларация провозглашает равенство всех перед законом и "право без всякого различия на равную защиту закона" (ст.7), отмечая, что "никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию"(ст.9), "каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности
для защиты" (ст. 11).
Не потеряло своей значимости, а для современной российской действительности особенно актуально, положение "Всеобщей декларации..." о том, что "никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию" (ст. 5).
К профессиональной морали сотрудников ФСКН России непосредственное отношение имеют "Основные принципы, касающиеся роли юристов" (1990 год), и "Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка" (1979 год).
Восьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в статье 9 "Основных принципов, касающихся роли юристов" закрепляет прямое указание на то, что "правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения" не только обеспечивают "надлежащую квалификацию и подготовку юристов", но и "знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом".
Особое значение для сотрудников правоохранительных органов имеют положения статьи 7 "Основных принципов...", закрепляющие обязанность правительства обеспечивать всем арестованным и задержанным лицам, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет "немедленный доступ к юристу не позднее, чем через сорок восемь часов с момента ареста и задержания".
Обращает на себя внимание обязанность юристов при защите прав своих клиентов и отстаивании интересов правосудия "содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста" (ст.14).
Конгресс акцентирует внимание на том, что в осуществлении своих прав юристам необходимо руководствоваться "правом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста" (ст.23), при этом, все дисциплинарные меры в отношении юриста должны определяться в соответствии с кодексом профессионального поведения, другими признанными стандартами и профессиональной этикой...(ст.29). Таким образом, анализ общепризнанных норм международного права показывает, что профессиональная этика является неотъемлемой частью квалификации и деятельности юриста в соответствии с международными стандартами.
Важное значение для организации деятельности сотрудников органов наркоконтроля имеют принципы Резолюции 34/169 Генеральной ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., закрепленные в "Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка" и устанавливающие положения о том, что обязанности по защите "всех лиц от противоправных актов" и "оказания помощи тем, кто в ней нуждается по причинам чрезвычайного характера" должны выполняться в соответствии с принципами "уважения и защиты человеческого достоинства и прав личности".
Основополагающее значение для российского законодателя, устанавливающего правовой статус сотрудников ФСКН России, имеют положения ст. 3 "Кодекса поведения должностных лиц...", закрепляющие один из фундаментальных нравственных принципов - принцип гуманизма: "Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей". При этом подчеркивается, что применение силы должно носить исключительный характер: "в целях предупреждения преступления или при проведении правомерного задержания правонарушителей или подозреваемых правонарушителей". Особенно важным и актуальным является положение о том, что "не может применяться сила, превышающая необходимые для этих целей пределы".
Применение огнестрельного оружия "Кодекс поведения должностных лиц..." рассматривает в качестве крайней меры, как правило, в тех случаях, когда "подозреваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры недостаточны, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для осуждения или задержания подозреваемого правонарушителя". Отмечается также необходимость приложить все усилия к тому, чтобы исключить применение огнестрельного оружия, особенно против детей.
Глубоко нравственным является предписание должностным лицам по поддержанию правопорядка проявлять большую осторожность при сохранении и использовании сведений конфиденциального характера, относящихся к личной жизни людей, которые могут повредить их интересам и репутации. Статья 4 "Кодекса поведения должностных лиц..." предписывает сохранять сведения подобного характера в тайне, если "исполнение обязанностей или требование правосудие не требуют иного". Любое разглашение такой информации не в интересах правосудия рассматривается полностью неправомерным.
Принцип гуманизма находит свое выражение в запрещении "осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания" (ст. 5). Под пыткой "Кодекс поведения должностных лиц..." подразумевает "любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил, или в совершении которых подозревается, или запугивания его или других лиц".
Аналогичную направленность имеет положение "Кодекса поведения...", предписывающее должностным лицам по поддержанию правопорядка обеспечивать "полную охрану здоровья задержанных ими лиц...". Медицинская помощь оказывается в случае необходимости или в ответ на просьбу, при этом указывается на необходимость учитывать мнение медицинского персонала (ст.6).
К моральному облику сотрудников ФСКН России относится запрещение должностным лицам по поддержанию правопорядка совершать "какие-либо акты коррупции" и обязанность " препятствовать "любым таким актам" и бороться с ними. Поскольку "правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений" (ст. 7).
Таким образом, международные рекомендации, стандарты и нормы широко используются при разработке законодательных актов Российской Федерации. Законопроекты, в том числе, устанавливающие специальный статус сотрудников ФСКН России, проходят правовую экспертизу на предмет их соответствия ратифицированным нашей страной международным документам, общепризнанным нормам права.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1434;