Архитектура Византии V—XV вв., Балканских и Придунайских стран VII—XV вв.
Архитектура Византии
После распада Римской империи византийские императоры, стремясь превзойти блеском прежнюю столицу, вкладывали большие средства в строительство новой царской резиденции — Неа Рома (Нового Рима) — Константинополя.
Широкое влияние на культуру Византии оказала христианская религия.
В 313 г. христианская религия была принята в Византии императором, а в 382 г. стала основной государственной религией.
В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. В своем развитии византийская архитектура прошла три этапа:
Ранневизантийский V— начало VIII вв.
Средневизантийский VIII—XIII вв.
Поздневизантийский XIII—XVвв.
В 1453 году Константинополь захватили турки, которые дали новое название городу — Стамбул.
Византийские зодчие использовали в своем творчестве местные строительные материалы: мелкий камень и обожженный кирпич — плинфу ( кирпич квадратной или прямоугольной формы толщиной 4 — 5 см). Кладка выполнялась на цемянке — известковом растворе с добавлением толченого кирпича. Часто в кладке 4 — 5 рядов кирпича чередовались несколькими рядами каменной кладки. Такая кладка получила название «византийской». Бетонная техника не применялась.
Каждый этап развития византийской архитектуры характеризуется выработкой определенных конструктивных или планировочных систем. Так, в ранневизантийский период происходит становление купольных конструкций и композиционных приемов центричных зданий; в средневизантийский был разработан тип крестовокупольного храма; поздневизантийский период — время монастырского строительства и отказа от монументальных храмов в пользу небольших изящных церквей.
По сравнению с римскими, византийские архитекторы создали более экономичные системы сводчатых конструкций. К их числу относятся крестовые своды из кирпича и купол на парусах в форме сферического треугольника.
Одним из характерных элементов византийской архитектуры было применение различных вариантов аркад на колоннах. Внешние линии аркад (архивольты) поддерживались лентой из кирпича. Капители колонн были разнообразны по своей типологии и часто представляли упрощенные и огрубленные производные от римских ордерных систем.
На фасадах зданий часто применялись комбинации из красного кирпича на поле стен, зубчатые кирпичные карнизы. Интерьеры культовых и дворцовых зданий были богаты живописью по штукатурке, наборной мозаикой, стены покрывались мраморными плитами.
Главное место в строительстве Византии занимало оборонное строительство (крепостные стены, мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, башни).
Константинополь всегда был центром архитектурной деятельности. Здесь возводились монументальные храмы и дворцы. Государственное строительство (ипподромы, термы и т.д.) было второстепенным. Город имел лучевую планировку улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами. Поквартально в Константинополе селились ремесленники, строились крупные мастерские, театры, гостиницы. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и большие подземные цистерны для воды. Одним из основных достижений Византийской архитектуры является формирование четырех основных типов культовых зданий :
центрально-купольные (Собор Св. Софии
в Константинополе);
центрические (Церковь Сан-Витале
в Равенне);
крестово-купольные (Церковь Сан-Марко
в Венеции);
базилики (Базилика в Турманине).
Собор Святой Софии в Константинополе (архитекторы: Анфимий из Тралл, Исидор из Милета (532-537 гг.))
Примером центрально-купольного собора является Собор Святой Софии в Константинополе (рис. 28). В разработке и реализации его проекта приняли участие около 100 архитекторов и 10 тысяч рабов. В создании собора заключалась идея создания главного христианского храма. Размеры собора 74,8 х 69,7 м.
Собор занимает наивысшую точку Царьграда и находится на одном из холмов города. Собор решен как придворная церковь. 9 парадных дверей ведут из облицованного мрамором нартекса,
перед которым расположен атриумный двор с портиками и мраморным фонтаном, внутрь храма. Через центральный вход могли заходить только император и патриарх. Простые люди имели доступ в собор только через боковые входы, где масштаб архитектурных деталей был более соразмерен человеку. Освещение в храме — не одинаково. Наиболее освещен был амвон под центральным куполом (сооружение из золота и серебра, где проходили литургические службы). Освещение центральной части зала нарастало снизу вверх, от приглушенного свечения нижнего яруса, воспринимаемого сквозь аркады экседр и боковых нефов, к ярко освещенным окнам апсиды, к сплетению солнечных лучей, которые падали сквозь многочисленные окна полукуполов (у их основания).
Центральный купол имел 40 окон, в его толщу были вделаны для акустики и облегчения конструкции родосские горшки (вес 12 таких горшков равен 1 обычному). В этом потоке света главный купол, облицованный изнутри голубой мозаикой с золотым крестом в центре, воспринимался как парящее чудо. 40 светящихся окон создавали иллюзию светового кольца, впечатление того, что купол «подвешен« к небу на золотой цепи. Стены собора были облицованы розовым порфиром и цветным мрамором с золотой смальтой, придававшей ощущение легкости и парадности. В боковых нефах использовалась фресковая роспись.
В отличие от внутренней отделки, наружная облицовка очень строга и проста. Толщина стен храма — 1,1—1,5 м. Покрытие купола — из свинцовых листьев. Купол при помощи парусной конструкции опирается на 4 пилона высотой 23 м и размером 5,3 х 7,5 м. Диаметр купола 31,4 м. Для пластичности в цемент добавляли масло, вместо воды применяли настой ячменя. Стены выполнены из обожженного кирпича на очень толстом слое раствора.
После взятия Константинополя турками в 1453 г. собор был переделан в мечеть. Внешне София не утратила своего облика, но получила 4 стройных минарета. Позже были пристроены наружные контрфорсы.
Церковь Сан-Витале в Равенне (Италия 526—548 гг.)
Церковь Сан-Витале (Святого Виталия) (рис. 29) является примером центрического здания. В основе ее плана восьмиугольник опорных столбов, окруженных восьмигранником стен. На опорных столбах, связанных перекинутыми через пролеты арками, и на стенах здания утверждены своды.
Арочные конструкции под сводами поддерживали галерею, где помещались места для привилегированных лиц. Между основными столбами при помощи второстепенных аркад создавались небольшие полукружия, перекрытые полукуполами, которые
Рис. 29 |
образовывали «венок» вокруг основного восьмиугольника внутреннего пространства. Центральная часть перекрыта невысоким куполом.
Церковь имеет богатые мозаики, например, мозаика южной стены апсиды св. Виталия с изображением императрицы Феодоры. Позже церковь была сделана мечетью.
После раздела христианской церкви в 1054 году на католическую (западную) и православную (восточную) и углублением разногласий в церковных церемониях, в Западной Европе наибольшее распространение получает базилика, а на востоке, в том числе и в России, — крестово-куполъный храм.
Собор Сан-Марко в Венеции (XI в.)
Собор Сан-Марко (Святого Марка) (рис. 30) является примером крестово-купольного храма, объединяющего в одном здании 5 крестово-купольных систем.
Центральный купол господствует в общей композиции благодаря большим размерам и лучшей освещенности. Купола, вначале пологие, были позже надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами.
Базилика в Турманине (Сирия, 520—547 гг.)
Базилика в Турманине (рис. 31) построена из обожженного кирпича, применены деревянные стропильные фермы, которые перемежаются каменными перемычками. Крыша — черепичная, внутри — штукатурка и фрески. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя невысокими башнями. В дальнейшем этот прием будет подхвачен и широко применен в романской и готической архитектуре стран Европы.
Крестовые походы, соперничество Венеции и набеги турок значительно подрывают могущество Византии. Постепенно сокращаются масштабы строительства, все более заметным становится влияние местных архитектурных школ. В поздневизантийской архитектуре постепенно происходит отказ от крупномасштабного
Рис. 31 |
Рис. 30 |
строительства и замена его сооружением небольших культовых зданий и монастырских построек. Интерьеры церквей становятся более уютными, изящными. Большое внимание уделяется проработке деталей фасадов и интерьеров. Узкие интерьеры все больше подвергаются вертикализму.
С потерей Византией обширных территорий многие христианские церкви оказываются на землях, захваченных турками. Поэтому многие из них перестраиваются и утрачивают мозаичное и фресковое убранство. Турецкая архитектура, заимствуя византийские традиции, значительно перерабатывает их в национальном стиле.
Особенности и главные достижения архитектуры
Византии
1. Наивысший расцвет архитектуры — конец VI—XI вв., конец ранневизантийского и средневизантийского периодов.
2. Основные строительные материалы: камень и обожженный кирпич —плинфа. Бетон, в отличие от Рима, не применялся. Кладка применялась простая и комбинированная (византийская) на толстом слое цемянки.
3. Своды выполнялись из кирпича и камня. Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы (пемза) и сверху покрывались черепицей или свинцовыми листами. Перекрытия, по большей части сводчатые, иногда сочетались с деревянными перекрытиями. Применялись купола, цилиндрические своды, крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко применялись тромпы — треугольные нитеобразные сводчатые конструкции в форме части конуса или 1/2—'/4 части сферического купола. Позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства.
4. Творческая переработка архитектурных приемов и конструкций римской архитектуры (применение арочно-сводчатых конструкций и т.п.).
5. Формирование четырех основных типов культовых зданий: центрических, базилик, центрально-купольных и крестово-куполъных.
6. Использование пространственных объемов, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.
7. Разработанные в византийской архитектуре купольные конструкции и планировочные приемы организации внутренних пространств культовых зданий в дальнейшем оказали значительное влияние на формирование архитектуры Возрождения в Италии и других стран Западной Европы.
Архитектура Балканских и Придунайских стран VII-XV вв.
(Темы предлагаются для самостоятельного изучения)
Образование самостоятельных государств на Балканском полуострове, установление христианства в Болгарии. Большая базилика в Плиске. Крестово-купольные однонефные храмы в провинции. Строительство укрепленных монастырей.
Преобладание в архитектуре Сербии укрепленных замков-монастырей, использование системы ступенчатых подкупольных арок. Храмы бесстолпные. Возведение нартекса со стороны входа. Отличительные особенности в зодчестве Молдовы, устройство плоского купола на высоком барабане, шатровое покрытие, яркая наружная роспись стен. Особенности архитектуры Валахии и Добруджи.
Влияние византийской архитектуры на формирование средневековой архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения, архитектуры восточных славян и Закавказья.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Операционная среда. | | | Мотивы инновационной деятельности в организациях. |
Дата добавления: 2015-12-11; просмотров: 4532;