Виды автоматизированных систем

 

Классифицировать АС можно:

- По уровню:

o О Г А С;

o АСУ Отрасли;

o АСУ Производства;

o АСУ Цеха;

o АСУ Участка;

o АСУ Т П ( технологического процесса).

- По типу принимаемого решения:

o Информационно-справочные системы, которые просто сообщают информацию ("экспресс", "сирена", "09");

o Информационно-советующая (справочная) система, представляет варианты и оценки по различным критериям

этих вариантов;

o Информационно-управляющая система, выходной результат не совет, а управляющее воздействие на объект.

- По типу производства:

o АСУ с дискретно-непрерывным производством;

o АСУс дискретным производством;

o АСУс непрерывным производством.

- По назначению:

o Военные АСУ;

o Экономические системы (предприятия, конторы, управляющие властные структуры);

o Информационно-поисковые системы.

- По областям человеческой деятельности:

o Медицинские системы;

o Экологические системы;

o Системы телефонной связи.

- По типу применяемых вычислительных машин:

o Цифровые вычислительные машины (ЦВМ);

o БВМ;

o Средние;

o Миниэвм, др.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры,

оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом

для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего

с компьютерами и телекоммуникациями.

 

Операционная система составляет основу программного обеспечения ПК. Операционная система представляет комплекс системных и служебных программных средств, который обеспечивает взаимодействие пользователя с компьютером и выполнение всех других программ. Операционные системы, развиваясь вместе с ЭВМ, прошли длинный путь от простейших программ в машинных кодах длинной в несколько килобайт до монстров, написанных на языках высокого уровня, размер которых исчисляется десятками мегабайт. Такой значительный рост размера операционных систем обусловлен, главным образом, стремлением разработчиков ’украсить’ операционную систему, расширить ее возможности, добавить возможности, изначально несвойственные операционным системам, а также сделать интерфейс пользователя интуитивным. Все эти попытки дали свои результаты, и положительные, и отрицательные (усложнение настройки и программного интерфейса при упрощении пользовательского). На сегодняшний день на рынке программного обеспечения для IBM PC-совместимых компьютеров сосуществуют несколько семейств операционных систем. Однозадачные однопользовательские ОС MS-DOS и PC-DOS являются самыми распространенными ввиду своей простоты и ’неприхотливости’, большую роль здесь играет и то, что подавляющее большинство программ работает именно под их управлением. MS-DOS и PC-DOS характеризуются минимальным пользовательским и программным интерфейсами, в тоже время, работая со всевозможными программными оболочками, интегрированными средами (такими как Microsoft Windows или DESQview), создают комфортабельную среду для пользователя и программы. ОС Microsoft Windows NT, ориентированная на работу в разнородных сетях, высоконадежна, однако, это достигнуто за счет частичной потери совместимости с MS-DOS. Операционная система OS/2 стоит особняком: будучи полноправной многозадачной операционной системой, со своим оригинальным графическим пользовательским и программным интерфейсами, она сохраняет совместимость с MS-DOS и PC-DOS (начиная с версии WARP 3.0 и с Microsoft Windows). ОС UNIX - одна из старейших и наиболее простых операционных систем, изначально была рассчитана на разработку программ (для нее самой и не только) на мини-ЭВМ и позволяла без больших затрат труда программиста переносить программу из одной системы ЭВМ на другую. Неудивительно, что сейчас продается много различных вариантов мобильной операционной системы UNIX, таких как XENIX, UNIXWARE, SUN-OS, LINUX, BSD. Рассмотрим программные интерфейсы Microsoft Windows, ОS/2 и UNIX (согласно стандарту POSIX) для персональных ЭВМ, совместимых с IBM PC. Все рассматриваемые операционные системы работают в многозадачном однопользовательском режиме работы (UNIX также поддерживает и многопользовательский режим); поддерживают иерархическую файловую систему, межпроцессорное взаимодействие, встроенные средства отладки программ, стандартизируют программный интерфейс для многих внешних устройств, обычно трактуя их как файлы с последовательным доступом. Все рассматриваемые операционные системы обеспечивают выделение участка памяти для нужд программы, изменение его размера и освобождение. По-разному поддерживается концепция виртуальной памяти. Операционная система OS/2 использует страничную модель памяти, то есть программа получает память порциями по 4 кб; подкачка также осуществляется порциями по 4 кб. Программа не может управлять процессом подкачки. Важной особенностью OS/2 является возможность создания специальных разделяемых областей памяти, которые могут использоваться для межпроцессного взаимодействия (см. гл. межпроцессное взаимодействие). Операционная система Windows XP - это современная многозадачная многопользовательская 32 – разрядная ОС с графическим интерфейсом пользователя. История развития ОС Windows изложена в разделе дистанционное обучение основам работы в операционной системе Windows XP. Операционные системы семейства Windows являются наиболее распространенными ОС, которые установлены в домашних и офисных ПК. Графическая оболочка ОС Windows обеспечивает взаимодействие пользователя с компьютером в форме диалога с использованием ввода и вывода на экран дисплея графической информации, управления программами с помощью пиктограмм, меню, окон, панелей (управления, задач, инструментов) и других элементов управления. Основными элементами графического интерфейса Windows являются: Рабочий стол, Панель задач с кнопкой Пуск. Так как в Windows применен графический пользовательский интерфейса, то основным устройством управления программами является манипулятор мышь. Манипулятор мышь Указатель мыши – графический элемент, который передвигается по экрану синхронно с перемещением самого манипулятора по поверхности стола. Как правило, указатель мыши используется для выбора команд меню, перемещения объектов, выделения фрагментов текста и т.д. Вид указателя мыши на экране зависит от выполняемой операции: · при выборе объекта указатель имеет вид стрелки, направленной под углом вверх; · в окне документа указатель напоминает английскую букву I; · если операционная система занята выполнением каких-либо операций и не может работать с пользователем, указатель имеет форму песочных часов. Для того чтобы указать объект, представленный на экране, необходимо переместить мышь так, чтобы острие стрелки указателя разместилось поверх этого объекта. Чтобы выбрать объект на экране, необходимо установить на него указатель, а затем нажать левую кнопку мыши. Щелчок (кратковременное нажатие кнопки) – одна из основных операций мыши. Для ее выполнения следует быстро нажать и отпустить кнопку мыши. Щелчком выделяют объект в окне программы, выбирают нужную команду в меню и т.д. При щелчке правой кнопкой мыши на элементах Windows отображается контекстное меню, кроме того, можно получить справку по элементам диалогового окна. Двойной щелчок производится, когда указатель мыши установлен на определенном объекте и используется, как правило, для открытия файла. Перетаскивание объекта (Drag and Drop) (перетаскивание, транспортировка, перемещение) – это операция, в результе выполнения которой изменяется местоположения объекта. Для ее выполнения надо поместить указатель на нужном объекте (пиктограмме, папке, файле), нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить мышь так, чтобы этот объект перемещался вместе с ней. Перетаскивать объект можно и правой кнопкой мыши. После того как кнопка мыши будет отпущена, на экране появится контекстное меню с набором возможных действий. Основные элементы графического интерфейса Windows Основными элементами графического интерфейса Windows являются: · Рабочий стол с пиктограммами · Панель задач, на которой размещаются программные кнопки, индикаторы, Панель быстрого запуска · Главное меню (кнопка Пуск) · Контекстное меню (отображается при щелчке правой кнопкой мыши по выбранному объекту) Работа с окнами Окно представляет собой область экрана, ограниченную прямоугольной рамкой. В нем отображается содержимое папки, работающая программа или документ. Различают три варианта отображения окна на экране: · окно стандартного размера занимает часть площади экрана. При желании можно переместить его или любую его границу в другое место экрана · окно, развернутое на весь экран, имеет максимальный размер · свернутое окно изображается в виде кнопки на панели задач. В свернутом окне программа продолжает выполняться. Чтобы открыть свернутое окно или свернуть уже открытое, нажмите кнопку окна на панели задач. Окна можно классифицировать по типу: · окно программы (окно папки) · окно документа · окно диалога · окно справки Окна программ Окна программ – это окна, в которых отображаются программы. Операции над окнами: · Открыть и закрыть окно программы · Переместить · Изменить размеры окон · Осуществить поиск окна · Упорядочить окна на экране Элементы окна программы: · строка заголовка (слева - системное меню, справа – кнопки переключения режимов отображения на экране) · строка меню · панель инструментов · рабочая область · полосы прокруток · строка состояния Диалоговые окна Диалоговые окна в Windows используется для задания параметров и настроек ОС, оборудования и программ. Основные элементы окна диалога: · Вкладка · Кнопка · Переключатель · Текстовое поле · Список · Кнопка раскрытия списка · Флажок · Индикатор · Ползунок Меню в Windows В ОС Windows применяются четыре типа меню (меню – это список команд, выводимых на экран и предлагаемых пользователю для выбора): · Главное меню (открывается кнопкой Пуск) · Строка меню в окнах приложения (все программы, входящие в стандартный пакет поставки Windows, имеют строку меню) · Системное меню в окнах приложения (для изменения размеров окна и его положения) · Контекстное меню Работа с файлами Все файлы, документы и программы в Windows хранятся в папках. В электронной папке, как правило, хранят файлы, сгруппированные по какому-либо признаку, типу и другие папки. Папка – это контейнер для программ и файлов в графических интерфейсах пользователя, отображаемый на экране с помощью значка, имеющего вид канцелярской папки. Windows предоставляет средства для управления файлами и папками. К таким средствам относятся программа Проводник и окно Мой компьютер. Приложение Проводник является главным инструментом Windows для просмотра файлов и папок, хранящихся на жестких и гибких дисках и других носителях информации. Проводник отображает иерархическую структуру файлов, папок и дисков на ПК. В левой части проводника Windows использует иерархическое представление папок, файлов и других ресурсов, подключенных к компьютеру или сети. Мой компьютер – программа, используемая для работы с файлами и папками, хранящимися на дисках компьютера. Мое сетевое окружение – программа, используемая для работы с сетевыми ресурсами в рабочей группе. Манипулирование файлами и папками: · Создание нового файла и папки · Присвоение имени · Переименование · Перемещение и копирование · Удаление · Восстановление · Поиск · Просмотр и изменение свойств файлов и папок · Создание ярлыка на рабочем столе (правой кнопкой мыши, с проводника, с главного меню, с папки мой компьютер) Настройка операционной системы Windows Настройка ОС осуществляется с целью создания условий для эффективной работы на ПК. Средства настроек можно разделить на пять групп: · Средства ввода – вывода (клавиатура, мышь, принтер) · Настройка элементов управления (панель задач, главное меню, корзина) · Настройка элементов оформления (тема, рабочий стол, заставка, оформление, параметры) · Настройка средств автоматизации (автоматический запуск приложений при включении ПК, запуск приложений по расписанию) · Настройка шрифтов и другие настройки Microsoft Windows использует сегментированную модель память. Исторически сложилось так, что ОС (а, точнее, программная оболочка) Microsoft Windows до разработки процессора 80386 работала в реальном режиме (’real mode’) и защищенном режиме 80286-го процессора (’standart mode’). В реальном режиме механизм подкачки не использовался; при наличии 286-го процессора ОС позволяла выгружать на диск только MS-DOS-освские программы. С появлением процессора 80386 и использованием его защищенного режима, возможности использования виртуальной памяти резко расширились: появилась возможность выгрузить на диск любой сегмент памяти компьютера. С помощью системных вызовов, программа пользователя может управлять многими нюансами распределения памяти: разрешением на выгрузку страницы, сборкой мусора, перемещением объектов в памяти. ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА Все системы поддерживают следующие элементы иерархических файловых систем: обычные файлы, каталоги, специальные байт-ориентированные и блок-ориентированные файлы. Файл является массивом байтов (блоков фиксированной длины). Каталоги обеспечивают связь между именами файлов и собственно файлами. Каждый элемент каталога содержит имя файла и ссылку на конкретный файл. Для именования файлов используются корневой и текущий каталоги. Имя файла состоит из последовательности компонентов - локальных имен, разделенных символами '\' (В операционной системе UNIX - '/'). ОС UNIX характеризуется единственной однородной файловой системой на один или несколько компьютеров. В Microsoft Windows и OS/2 файловые системы ассоциируются с носителями (посредством логических имен - букв латинского алфавита). Операционная система OS/2, кроме того, поддерживает свою файловую систему - HPFS (High Performance File System - высокопроизводительная файловая система), характеризующаяся хранением имен файлов и каталогов в виде B-дерева. Внешние устройства (такие как терминал, принтер) так же часто представляются как файлы для упрощения работы с ними. Операционные системы предоставляют следующие системные вызовы: запрос на смену и получение имени текущего каталога; создание, открытие, закрытие, удаление, переименование и получение информации о файле или каталоге, позиционирование в них. Все рассматриваемые операционные системы поддерживают операции блокировки файла для защиты доступа к нему со стороны других процессов в многозадачной среде. ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ Графический интерфейс пользователя изначально был несвойственен неигровым программам, однако, будучи призванным облегчить общение пользователя с компьютером и программой, хорошо прижился на IBM PC и стал неотъемлемой частью любой уважающей себя операционной системы. Оболочка Microsoft Windows не была изначально операционной системой, да и сейчас не может считаться в полноценной операционной системой, так как она существует ’поверх’ операционной системы типа MS-DOS. Она возникла в виде стандартизатора графического интерфейса и прижилась исключительно потому, что пользователь хотел видеть программу, с которой ему часто приходится работать красивой, практичной, удобной и легкой в освоении и использовании. Для ОС UNIX также был создан специальный графический интерфейс - X-Windows; промышленный гигант - фирма IBM выпустила вместе с операционной системой OS/2 свой вариант графического интерфейса пользователя (GUI - Graphics User Interface) - Presentation Manager. После запуска программа обычно создает одно окно, с которым она ассоциируется и работает. Пользователь, работая с окном и находящимися в нем объектами заставляет операционную систему (или программную оболочку) посылать программе сообщения, активизирующие необходимые пользователю возможности программы. В процессе работы программа также может создавать другие окна (выбора, диалога, обрабатываемого файла и др.) и получать от них сообщения, таким образом, стандартизируется часто используемые элементы диалога с пользователем. Операционная система (оболочка), ориентированная на графический интерфейс пользователя, предоставляет не только функции, поддерживающие ввод-вывод, но и широкий спектр системных вызовов, позволяющих использовать различные графические примитивы: от самых простых (точки, линии, дуги) до самых сложных (области, окна, курсоры). Основным преимуществом использования графического интерфейса операционной системы является то, что с помощью него программа может создавать графические изображения, которые будут выглядеть одинаково на всех устройствах, поддерживаемых операционной системой (принцип What We See Is What We Get - что видим, то и получаем). Большое внимание в графическом интерфейсе операционной системы обычно уделяется шрифтам. Исторически сложилось так, что первыми и долгое время единственными шрифтами для компьютеров оставались растровые (точечно-матричные) шрифты. Такие шрифты занимали малый объем памяти, однако, их невозможно было вращать, наклонять, уменьшать, без искажений, а увеличивать можно было только в целое число раз. С появлением графического интерфейса, операционные системы стали предоставлять системные вызовы для поддержки использования векторных шрифтов, которые не только легко масштабируются, меняют наклон и толщину, но и выглядят одинаково на всех устройствах, поддерживаемых операционной системой. Каждая операционная система поддерживает свой стандарт векторных шрифтов (TrueType для Microsoft Windows; Adobe Type Manager для OS/2; GhostScript для LINUX).  

 








Дата добавления: 2015-12-10; просмотров: 3021;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.