Международные аспекты этики самоограничения.

1. Примерно к началу 70-х годов общество осознало необходимость консолидации усилий в направлении развития различных аспектов самоограничивающего поведения. Это ознаменовалось созданием ряда международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, и т. д.) и заключением целого ряда 2-х сторонних и многосторонних договоров по охране природы и сбережению природных ресурсов.

2. Оказалось, что целый ряд решений в сфере сберегающих технологий требует развития фундаментальной науки в направлении поиска новых энергетических ресурсов, сохранения природного водного баланса и т. д., эти исследования оказались очень дорогостоящими. Появилась необходимость создания международных исследовательских центров с коллективным финансированием от стран – участниц.

3. Освоение мировоззрения, связанного с сохранением окружающей среды, потребовало серьёзной корректировки деятельности СМИ со стороны таких организаций, как ЮНЕСКО. Был создан экологический туризм, массовое производство питьевой воды.

4. В ряде университетов открыли отделения подготовки специалистов по данной проблематике, во всех странах началось массовое принятие природоохранных кодексов и законов. Началось сращивание правового воспитания сознания населения с экологическим сознанием.

Особенности этики частных специальных систем.

8. Этапы становления и развития профессиональной морали.

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т. п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.

Становление норм профессиональной этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии. В ранних письменных источниках есть свидетельства того, что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость определённых нравственных запретов в ряде профессий, и то, что сами профессии, вернее принадлежность к ним, могут формировать у людей ряд как положительных, так и отрицательных нравственных качеств. В качестве примера можно сослаться на древне шумерский текст сочинённый примерно за 2000 лет до новой эры. В нём речь идёт о взаимоотношениях учителя и ученика. История бытовая. Мальчик учится в школе при храме на писца, один из школьных дней сложился для ученика неудачно: ему досталось от разных учителей и за болтовню в классе, и за то, что он встал с места во время урока, и за то, что он вышел за ворота школы. Хуже всего было то, что недовольный его рукописями учитель побил ученика палкой. Поэтому ученик внушил отцу мысль, что неплохо было бы пригласить учителя в дом и задобрить его каким-либо подарком. «Отец внял словам сына. Учителя пригласили в гости, и когда он вошёл в дом, посадили на почётное место. Ученик стал ему прислуживать и хлопотать вокруг него». Отец хорошо угостил учителя, «облачил его в новое одеяние, преподнёс ему подарок, надел ему на палец кольцо». Смягчённый такой щедростью учитель в поэтических выражениях стал утешать ученика. «…Да будешь ты лучшим среди братьев своих и главным среди друзей своих, да займёшь ты первое место среди всех учеников!.. Ты хорошо учился в школе, и вот ты стал учёным человеком». Бесспорно это одно из древнейших свидетельств о первых взяточниках и первых подхалимах. Не случайно, что взяточничество связали с профессией учителя, тогда (как свидетельствуют источники) как и сейчас зачастую их доходы были ничтожны, и они очень радовались подаркам и подношениям. Характерно, что приведённый текст сочинён школьным учителем и был широко тиражирован, как важный документ. Сегодня в библиотеках мира имеется 21 его копия[2].

Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции начали складываться первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов.

Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в среде людей, призванных служить человеку. В обещании-клятве, которую давали в Древней Греции врачи, оканчивающие так называемую школу асклепиадов, говорилось: «Образ жизни больных я буду по мере моих сил и разумения устраивать к их пользе, и буду предохранять их от всякого вреда и порока… Что бы ни случилось видеть и слышать при моей врачебной деятельности… о том я буду хранить молчание, и считать тайной то, что не подлежит оглашению». Положения, выработанные школой асклепиадов, перекликались с идеями знаменитой клятвы Гиппократа, не потерявшей своего значения до наших дней.

Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых непосредственно при выполнении своего профессионального долга контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т. п. В этих контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку. Количество норм в первых профессиональных кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды оформления профессиональных моральных норм.

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, толчком к этому послужило несколько причин. Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга.

Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций:

Значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счёт профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда. Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств.

Во-вторых, нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением. Данное деление было вызвано тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько оценка и признание их труда зависит от особенностей труда, поведения и отношения к профессии их коллег по ремеслу. Это связано с тем, что в Западной Европе в это время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая товар, меньше всего думали о личности изготовившего этот товар. Прежде всего новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий всеми членами профессионального братства, затем ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов своего труда всеми членами профессионального сообщества. Ремесленники одной профессии жили на одних улицах (например, улица гончаров, сапожников, и т. д.), и им было строго запрещено завлекать разными способами того клиента, с которым уже договаривается их коллега. Также на витрине можно было выставлять только свою продукцию, без приукрашивания её различными способами и без других, отвлекающих внимание вещей. Впоследствии эти моральные требования, складывающиеся внутри профессий, составят, с одной стороны, основы служебной этики, а с другой лягут в основание формировавшейся корпоративной этики со всеми её положительными и негативными чертами.

В-третьих, стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине – врачи, сиделки, медсёстры и пр. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на общественные отношения, причём зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и намеждународные отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.

Рассмотрим более подробно становление этики такого социального института, как церковь, взяв за основу деятельность средневековых проповедников. Анализ проповедей позднего средневековья свидетельствует, что состояние духовенства вызывает у проповедников самую серьёзную озабоченность. Они обличают такие пороки, как стяжательство, нечестность, прелюбодейство, невежественность, глупость, жадность, неграмотность и многие другие. Было несколько причин, почему именно в XI – XIII веках эта проблема выдвинулась на первый план.

В этот период массово возникали нищенствующие ордена, как следствие кризиса церкви и официальной религиозности. Пастыри, которые должны были вести верующих к спасению, не отвечали тем требованиям, которые могли и должны были быть им предъявлены. Так, когда один священник обвинил какого-то короля в жадности, гордыне и разврате, тот отвечал: «Брат, на дурных дочерях ты меня поженил. А другие? Цистерцианцы женаты на алчности, храмовники на гордыне, чёрные монахи – на изнеженности».[3]

Кроме того, в XII и XIII веках ортодоксальное христианство оказалось в активной конфронтации с другими религиями и религиозными течениями. Прежде всего, с мусульманством и ересями. В этой ситуации определённые аспекты христианской этики получили новое освещение. Стремясь вернуть население, прежде всего городское, от ересей к ортодоксальной вере, христианские проповедники старались вырвать из рук противников опасное оружие, каковым являлось разоблачение сторонниками ересей пороков клира. Поэтому проповедники стремились опередить еретиков в резкой критике злоупотреблений церкви. В наставлениях проповедников отмечалось, что, подавая дурной пример прихожанам, духовные лица лишают их надежды на спасение. Однако и праведный образ жизни ещё не всё, чего следует ожидать от церковного иерарха. Прелат, суровый в назначении покаяний, причиняет больше зла, чем пользы, ибо приводит своих подопечных в отчаяние. В церковном наставнике должна быть мягкость в общении с паствой.[4]

Сказанное выше достаточно ясно свидетельствует, что в проповедях церковной этики в этот период оформляется как бы два направления. Одно имеет целью способствовать упрочению положения церкви как общественного института, способного к нравственному самоочищению, другое – формировать наиболее привлекательный для прихожан образ христианского пастыря.

Третий период в развитии профессиональной этики наступает в XX веке, вернее в его второй половине. Он отражает реалии современной цивилизации: высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, всё возрастающий уровень техногенной опасности существованию каждого отдельного человека и Земли в целом.

Отличительной особенностью третьего этапа в развитии профессиональной морали являются два одновременно идущих процесса: во первых, углубляющаяся дифференциация норм нравственности в зависимости уже не просто от профессии, а по её отдельным специализациям (например, в медицине говорится об этике хирурга, анестезиолога, домашнего врача). Во - вторых, идёт процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий или групп профессий, объединённых работой на конечный результат. Так, многочисленные частные кодексы профессий в сфере оказания лечебных услуг сливаются в кодекс медицины, а многочисленные профессиональные кодексы в сфере научной деятельности образуют единую этику науки.

Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований. В основе процесса, прежде всего, лежит углубляющаяся кооперация труда во всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, все оказываются во всё большей зависимости от результатов труда каждого. В сфере промышленного производства сегодня косвенные потери от несделанного, сделанного некачественно или от потерянного рассчитываются сегодня в соотношении 10 к 1, прямые потери в 1 денежную единицу приносят косвенные потери в 10 единиц.

Вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в её отдельных направлениях. Так, этика медицинских сестёр постепенно стала разделяться на этику операционных сестёр, сестёр сиделок и пр.

Этика государственной службы также имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих специфическим обязанностям государственных служащих, уровням управления или формам организации труда. Например, можно говорить о формировании специальных нравственных требований для служб «Public relations», или для сотрудников вертикали социального обеспечения, или служб налоговых инспекций, а также для тех подразделений государственных органов, которые используют в своей деятельности элементы бизнес – деятельности, работу на конечный результат и т. п.

Ряд профессиональных требований на современном этапе могут рассматриваться как заказанные собственно уровнем развития техники, периодами смены её поколений, характером развития информационных технологий. Так, практически во всех без исключения отраслях техники, предъявляются повышенные требования к уровню ответственности, дисциплинированности, строгому соблюдению функциональных обязанностей и предписанной дисциплины. Во многом это определяется тем фактом, что практически на каждом рабочем месте человек может быть причиной техногенных аварий и катастроф: от сантехника, вовремя не заменившего неисправное оборудование, в результате чего под напором происходит срыв крана и затопление нескольких этажей; прораба, не выполнившего все технологические правила возведения дома, в результате чего происходит обрушение построек, до оператора атомной электростанции, не выполняющего предписанный технологическими правилами порядок выведения реакторов из работающего состояния, что достаточно часто приводит к утечке радиации.

Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации труда заключается также в том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то на промежуточных этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться совершенно неважным как уровень квалификации, так и должностные функции. Труд целого коллектива медицинских работников «с равным успехом» могут загубить как непрофессиональный хирург, так и нерадивая послеоперационная сестра – сиделка, невнимательный анестезиолог или фармацевт, приготовивший некачественный лечебный препарат. Гибель самолёта может быть как результатом ошибки в расчётах разработчиков, так и следствием ошибки в пилотировании или нерадивости техников, не проверивших качество заливаемого горючего. Прекрасные государственные программы могут быть загублены нерадивыми, неисполнительными, нечистыми на руку государственными служащими на местах.

Достаточно сложной проблемой является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности. Это является следствием того, что конечный результат труда, в который войдёт их личный труд (возможно, в микроскопических долях), отдалён от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом. Кроме того, весь предшествующий опыт был связан прежде всего, со зримым, осознаваемым результатом. Все механизмы формирования ответственности учитывали этот факт и лишь может быть немногим более столетия назад ситуация стала меняться, достигнув нового качества в развитом индустриальном обществе. Человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь быстро меняющейся реальности.

Глобализация мировой экономики привела к формированию единства требований в целом ряде отраслей человеческой деятельности, независимо от традиций государства, специфики образования, этических подходов к трудовой деятельности, так как в глобальной экономике взаимодействуют люди с очень разными этическими системами.

Требования профессиональной этики становятся всё более сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику профессионального этического воспитания входит:

· Создание этических ассоциаций;

· Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих, по невозможности отслеживать новейшие данные гуманитарных и обществоведческих дисциплин

Таким образом надеются снять наиболее острые, грубые отступления, способные привести к нарушениям профессиональной этики.

Служебная этика.

Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

 

Требования служебной этики:

1. Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

2. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т. д.

3. Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы:

1 группа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый – руководитель). Тут главное требование к подчинённому – признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя – неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т. д.

 

 

Этика управления.

Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно – распорядительных полномочий, т. е. в сфере управления.

Все нормы этики управления можно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями (по горизонтали и вертикали).

Нормы, регулирующие процесс принятия решения условно можно разбить на три подгруппы:








Дата добавления: 2015-12-10; просмотров: 1101;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.