Глава 3. ВИДЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП 5 страница

Наряду с классическим вариантом проведения балинтовской группы существуют ее экзистенциальные и другие варианты. Так, бельгиец А. Моро, описывая экзистенциальную систему ведения балинтовской группы, подчеркивает необходимость участия в ней руководителя как активного участника обсуждения. Он отвергает психоаналитический метод интерпретации материала, выявляемого в ходе обсуждения, и считает

задачей участников группы лишь выражение своих переживаний, в чувствование в переживания других членов группы, рассчитывая, что в этом отразятся отношения "специалист-клиент", помогающие лучше понять последнего.

Если, по Балинту, "больного следует осмыслить одновременно в интеллектуальном и эмоциональном плане", то Моро требует отказа от интеллектуальных объяснений, поскольку для него важен не диагноз, а субъективное бытие клиента, постигаемое не рациональным путем, а чутьем. Для того чтобы научить этому специалистов, участникам группы следует говорить не о том, что они думают, а о том, что чувствуют во взаимоотношениях "специалист-клиент". Специалистов учат быть с клиентами непринужденными, призывать последних говорить меньше о своей проблеме, а главным образом - о своем эмоциональном отношении к ней. Созданию эмоционального настроя служат специальные приемы, например, метод встречи - проигрывание ролей попарно участниками группы, в которых один из них представляет клиента.

Экзистенциальный вариант балинтовской группы, согласно Моро, не только способствует улучшению эмоционального контакта специалиста с клиентами, но и учит его отвечать на вопросы, от которых специалисты в своей практике обычно уклоняются, например на вопросы неизлечимо больного клиента о неизбежной смерти.

Балинтовская группа - эффективная форма подготовки и профессионального роста психологов. При этой форме работы речь идет не об изменении личности психолога, а о необходимой трансформации его профессионального "Я". В такой группе психолог может прояснить собственные чувства, стереотипы профессионального поведения, выявить те пробелы, которые мешают ему в понимании и разрешении сложных ситуаций с клиентами.

Можно выделить следующие особенности работы балинтовских групп:

· акцент на практическом использовании результатов обсуждения;

· в центре внимания находятся не эмоциональные потребности участников, а проблемы их отношений с клиентами;

· в основе работы группы лежит прием сензитивного слушания, что способствует более глубокому восприятию собственной личности специалистом;

· акцент в работе делается на живом, связанном с практикой взаимном обучении.

387 Задачи, стоящие перед участниками и решаемые в ходе работы балиитовской группы

1. Повышение компетентности в профессиональном межличностном общении.

2. Осознание личностных "слепых пятен", блокирующих профессиональные отношения с клиентом.

3. Расширение представлений о коррекционном процессе.

4. Психопрофилактика участников группы, основанная на возможности проработки "неудачных" случаев в ситуации коллегиальной поддержки.

В группу входят 6-15 человек (оптимально 8-10), работающих в одном или различных учреждениях, но (по возможности) не связанных служебно-иерархическими отношениями.

Группа может объединять людей с различным стажем работы, но наиболее эффективно участие в группе лиц со стажем более трех лет. Основным принципом формирования группы является добровольность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи.

Группы могут быть краткосрочными (3-7 дней). Если группа сформирована из слушателей краткосрочного учебного семинара, занятия могут быть ежедневными или с интервалом в несколько дней, но общее количество занятий должно соответствовать числу участников. Работа краткосрочных групп может проходить в режиме марафона.

Группы могут быть длительно действующими (2-3 года). В этом случае занятия могут быть еженедельными (продолжительность одной встречи 1,5-2 ч) или ежемесячными (с продолжительностью встречи 4-5 ч).

Для того чтобы профессиональная подготовка в группе, работающей в режиме марафона, была успешной, необходимо соблюдение следующих условий:

· высокая мотивация обучения членов группы;

· четкое видение ближайших и отдаленных перспектив применения полученных знаний и умений в практической работе;

· освобождение от забот и хлопот повседневной жизни;

· смягчение личностных защит участников группы;

· открытость и готовность к личностному росту

· стремление к осознанию и отреагированию собственных личностных проблем;

· открытость и возможность очищения от гнетущих переживаний и эмоций.

По желанию группы занятия могут фиксироваться с помощью видеокамеры или магнитофона.

Руководитель балинтовской группы специально приглашается для этой работы или избирается участниками.

Предметом анализа в группе являются случаи из практики ее членов. Это могут быть "трудные" или "неудачные" эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить специалиста, вызывающие у него дискомфортные воспоминания, остающиеся для него "непонятыми"; текущие случаи, вызывающие у специалиста тревогу; так называемые фантастические рабочие ситуации, даже гипотетическая возможность которых волнует специалиста.

Этапы работы балинтовской группы

1. Воспроизведение конкретного случая.

2. Постановка вопросов.

3. Обсуждение возможных вариантов решения ситуации.

4. Этап обратной связи.

1. Воспроизведение конкретного случая. Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в абсолютно свободной форме, говорящего не ограничивают во времени и не перебивают.

Рассказ о трудном случае может быть весьма насыщенным информационно, многосторонним, трудно систематизируемым, избыточным по объему. Важная проблема балинтовской группы заключается в выработке приемов компактного, структурированного и достаточно содержательного изложения исходных данных о конкретном случае. Здесь весьма полезны вспомогательные материалы и методы: магнитофонная или видеозапись, стенограмма беседы с клиентом или группового занятия и др.

Более продуктивными являются спонтанные рассказы, так как анализ забытых важных деталей часто дает ценную информацию для выявления "слепых пятен".

В заключение ведущий помогает сформулировать вопросы рассказчика по изложенному материалу таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях специалиста и клиента, а не на технических деталях коррекционного процесса. В задачу ведущего входит удержать группу от "сползания" к личностно-безопасному клиническому разбору с его центральным вопросом "Что надо делать с клиентом?", с одной стороны, и от смещения

направленности работы группы в сторону личностной психокоррекции, вызванного эмоциональной вовлеченностью участников группы и созданного атмосферой доверия и

безопасности, - с другой. По мнению ряда авторов, уклонение группы в ту или иную сторону может носить защитный характер и являться манифестацией избегания обсуждения собственного профессионального опыта, и ведущему приходится "возвращать" группу к обсуждению взаимоотношений "специалист-клиент".

2. Постановка вопросов. После доклада всем участникам предлагается задать по кругу уточняющие вопросы. Ведущий следит за тем, чтобы вопросы не подменялись советами, перерастающими в групповую дискуссию.

Нередко уже на этом этапе докладчик отмечает, что вопросы, поставленные членами группы, оказываются более существенными для прояснения описанной им ситуации, чем его собственные. Такие вопросы могут выноситься на групповое обсуждение наряду с его собственными.

3. Обсуждение возможных вариантов решения ситуации. На следующем этапе всем участникам группы по кругу предлагается дать свои ответы на все поставленные вопросы. В отличие от права задавать вопросы рассказчику на предыдущем этапе, ответы на его вопросы являются обязанностью всех членов группы. Каждый из ответов или суждений участников расширяет видение ситуации, стимулирует самопознание, ценными являются свободные ассоциации "аналогичного случая", высказывания коллег, которые сознательно или неосознанно идентифицируют себя с клиентом. Ведущий внимательно следит за сохранением центрированности обсуждения на взаимоотношениях "специалист - клиент", оказывает эмоциональную поддержку рассказчику, предотвращает блокирующие дискуссии.

При критической установке группы возможно использование психодрамы, в процессе которой советчику и критику предлагается реализовать собственные советы. Роль клиента отводится рассказчику. Обычно это нейтрализует критический настрой группы и эмоционально поддерживает рассказчика.

В хорошо работающей группе высказывания отдельных участников побуждают к продолжению дискуссии в виде второго, третьего кругов обсуждения, предметом которого становится творческое коллективное развитие предложенных неожиданных точек зрения, развитие обсуждения от поверхностного к углубленному видению проблемы.

На этом этапе запрещаются критика ведущего, высказывания о рассказчике, базирующиеся на ситуациях "там и тогда".

4. Этап обратной связи. В конце обсуждения ведущий предоставляет слово рассказчику для обратной связи. Эта обратная связь первого порядка (от докладчика к участникам обсуждения) может быть дополнена обратной связью второго порядка (от членов группы к докладчику), предоставляющей всем членам группы информацию об эффективности их корригирующей деятельности.

Задачей балинтовской группы является не создание некоего конечного продукта, абсолютно истинного видения предложенной ситуации, а расширение сознания участников группы и стимуляция самопознания.

391 Общество АА

Общество АА (анонимных алкоголиков) возникло после встречи в г. Акроне, штат Огайо (США), двух "безнадежных" - биржевого маклера Билла (Уильям Гриффит Вильсон, 1895-1971) и хирурга Боба (Роберт Хальбрук Смит, 1879-1950). Билл прошел курс лечения в десятках наркологических заведений, а Боб не мог больше оперировать. Благодаря Обществу АА, оба они отказались от алкоголя до конца жизни.

Датой рождения Общества АА считают 10 июня 1935 г. В 1953 г. Общество АА насчитывало 111 000 членов, объединенных в 5000 групп (в основном в США и Канаде), в 1988 г. оно охватывало уже 1,7 млн. человек (свыше 83 000 групп) практически во всех странах мира. Гербом Общества АА является круг и вписанный в него треугольник, где круг означает всемирное значение Общества АА, а стороны треугольника символизируют выздоровление, единство и помощь.

Основная существенная информация об Обществе АА содержится в так называемой "Преамбуле АА": "Анонимные алкоголики являются обществом мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силой и надеждой с целью решить общую проблему и помогать другим выздороветь. Единственным условием членства является желание бросить пить. В сообществе АА нет членских взносов и билетов. Оно само обеспечивает себя путем добровольных взносов Общество АА не связано ни с какой сектой, с вероисповеданием, партией или организацией; оно не вступает ни в какие полемики, не занимает никакой точки зрения в каких бы то ни было спорах. Нашей первейшей

целью является сохранение трезвости и помощь другим алкоголикам в ее достижении".

Основная задача Общества АА - помочь нуждающимся в преодолении алкогольной зависимости. Основу программы общества составляет программа "12 ступеней".

Это мощное средство в борьбе с алкогольной зависимостью. Первые ступени помогают осознать свою зависимость от алкоголя и признать утрату самоконтроля, последующие - побуждают к самоанализу. В итоге патологические защитные механизмы уступают место зрелым формам реагирования.

Общество "Анонимные алкоголики" предлагает многие действенные практические советы. Например, на ранней стадии выздоровления рекомендуется избегать существенных жизненных перемен и новых интимных связей.

План освобождения от зависимости

1. Не пить.

2. Посещать собрания общества.

3. Найти себе куратора.

Особо подчеркивается роль отрицательных эмоций в срывах. Нужно избегать чувства голода, злости, одиночества и усталости, так как эти состояния побуждают к употреблению алкоголя.

Человек, следующий программе "12 ступеней", постепенно избавляется от чувства вины и, помогая товарищам по несчастью, учится альтруизму.

Общество "Анонимные алкоголики" проводит разного типа собрания.

· Открытые. На них допускаются все желающие. Во время собраний проходят выступления докладчиков.

· Закрытые. Проводятся в небольших группах и предназначены для того, чтобы присутствующие на них могли поделиться мыслями и переживаниями личного характера.

· Для новичков. Специальные собрания, где новичкам помогают выбрать куратора - члена Общества "Анонимные алкоголики" с длительным стажем воздержания. В задачи куратора входит:

o дружеское общение с новичком;

o разъяснение ему принципов программы организации;

o практические советы по воздержанию от спиртного;

o психологическая поддержка на начальных этапах воздержания;

o личный пример.

392 В свою очередь, для самого куратора эти задачи становятся важным психокоррекционным фактором. Он наглядно видит последствия пьянства и лишний раз убеждается в эффективности программы Общества "Анонимные алкоголики".

· По программе "12 ступеней". Обычно такие собрания закрытые и четко

регламентированные. Каждое занятие посвящено одной из ступеней. Сначала зачитывается глава из "Двенадцати ступеней и двенадцати заветов", затем члены группы ее обсуждают. Иногда занятие проходит в более свободной форме.

Программа "12 ступеней" общества "Анонимные алкоголики"

1. Признаем, что оказались бессильны перед алкоголем и полностью попали под его власть.

2. Верим, что только высшая сила способна нам помочь.

3. Вверяем свою жизнь и волю Богу, как каждый из нас понимает Его.

4. Без страха и самообмана пытаемся разобраться в себе.

5. Полностью осознаем свои пороки и признаем их перед Богом, собой и другими людьми.

6. Готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от пороков.

7. Смиренно просим Бога помочь нам исправиться.

8. Вспоминаем всех, кому причинили зло, и готовы покаяться перед ними.

9. Просим прощения у всех, кому причинили зло, и пытаемся исправить содеянное, если только эти наши попытки не будут новым злом.

10. Продолжаем раздумья о себе и своих поступках, признавая все ошибки.

11. Через молитву и размышления пытаемся приблизиться к Богу, моля Его научить нас Своей воле и дать силы ее выполнить.

12. Придя через эти ступени к духовному преображению, во всех делах своих будем следовать им и поделимся своим знанием с собратьями по несчастью.

1-й шаг является началом всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Подчеркивается необходимость признания собственного бессилия по отношению к алкоголю и неизбежность своей капитуляции, без чего не может начаться процесс выздоровления. Это очень важный шаг, ибо только осознание своего бессилия и потери контроля над собственной жизнью, а также убеждение в окончательном

поражении могут вызвать у алкоголика потребность обратиться за помощью.

2-й шаг призывает к умалению своего "Я", ибо вера в "Высшую силу" несовместима с чувством собственной исключительности, своего всемогущества. Опора на "Высшую силу" осуществляется посредством как признания существования Бога, так и обращения за помощью к другому человеку (супругу, куратору Общества АА) или коллективу. Любой член Общества АА сам определяет свою "Высшую силу", т.е. Бога, "как он Его понимает", и никто из остальных членов не вправе что-либо диктовать. Один из основателей Общества АА, Билл, в книге под названием "АА достигают зрелости" по этому вопросу писал: "Атеистам и агностикам скажи четко, что они вовсе не обязаны принимать Бога в нашем понимании. Пусть вместо Бога признают какую-либо свою разумную правду. Самое важное, чтобы все они поверили, что существует какая-то сила более великая, нежели они сами". 2-й шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра мироздания" и связанных с ним гнетущих обязанностей.

3-й шаг - это начальный шаг, поскольку он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные моменты жизни поддержкой для лиц, прорабатывающих этот шаг, может служить молитва о душевном покое римского императора Марка Аврелия: "Господи, дай мне силы, чтобы изменить то, что я не могу вынести, дай мне смирение, чтобы вынести то, что я не могу изменить, и дай мудрость, чтобы отличить одно от другого".

4-й шаг призывает взглянуть на себя честно, без обмана, отмечая как свои недостатки, так и достоинства, осознавая причины происшедшего. Добросовестный и искренний анализ ситуации, вызывающей страх и чувство вины ("с нравственной точки

зрения"), дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений.

5-й шаг можно сравнить с исповедью, освобождающей человека от чувства одиночества, позволяющей надеяться на прощение со стороны другого человека и тем самым примирение с самим собой. Избавление от чувства изоляции и вины и вместе с тем обретение реалистичного образа самого себя - вот очередные действия по пути к достижению состояния внутреннего покоя, дающего возможность освобождения от зависимости выздоровления (трезвости).

6-й шаг предлагает приготовиться к дальнейшим изменениям. Готовность к избавлению от всех своих слабостей

является условием совершенствования. Однако совершенство для большинства людей недостижимо. Тем не менее можно стремиться к заданной цели, постоянно самосовершенствуясь.

7-й шаг создает фундамент полной капитуляции, подготовка к которой проводилась ранее. Особо подчеркивается необходимость смирения (не смешивать с унижением) и изменения жизненных условий. Многолетний опыт показывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая о чувстве смирения.

8-й и 9-й шаги- - это шаги конкретных действий, которые позволяют упорядочить свои отношения с окружающими. Предлагается провести огромную работу в эмоциональной сфере, без чего невозможно собственное перерождение и изменение отношений с другими людьми. Составление списка тех, кому мы причинили зло, и возмещение причиненного ущерба позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями имевшей ранее место несправедливости.

10-й шаг учит подводить итоги, ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признаваться в них, исправлять их "на ходу". Шаг предохраняет от возврата к старым представлениям и поведению, которые могли бы затормозить процесс освобождения и спровоцировать возврат к употреблению алкоголя. 10-й шаг- это совет систематического повторения 4-го и 5-го шагов для сохранения эмоционального равновесия, что обеспечивает непрерывность процесса выздоровления.

11-й шаг в очередной раз укрепляет смирение и довершает капитуляцию, а также подчеркивает "духовный" аспект программы.

12-й шаг является допингом для тех, кто, будучи трезвым, живет "новой жизнью". Они понимают, что для закрепления временного успеха необходимо делиться своим опытом с другими. "Нести послание" путем оказания помощи другим - это дает удовлетворение и одновременно воспитывает чувство уважения к самому себе, без чего алкоголик не в состоянии достичь полной трезвости. 12-й шаг - это венец всех пройденных шагов, он воспевает жизнь и бескорыстное даяние.

Программа Общества АА "12 шагов" позволяет устранить признаки болезни, а также добиться положительных изменений в состоянии здоровья и поведения при помощи психологических средств.

Наиболее компетентными людьми в этой области являются специально подготовленные консультанты, бывшие алкоголики, не употребляющие алкоголь в течение нескольких лет и являющиеся членами Общества АА.

Программа практически доступна каждому алкоголику, невзирая на его возраст, образование, общественное положение, религию. Она позволяет взглянуть на суть зависимости и на самого себя, проанализировать свои межличностные контакты, помогает познать и обогатить потенциальные возможности собственного "Я", а также дает ориентиры для достижения трезвости.

Трезвость в Обществе АА понимается значительно шире, чем сама абстиненция, поскольку подразумевает другой, измененный способ мышления, восприятия себя и других, а также способность зрело и трезво жить и функционировать.

Сформулированные в "12 шагах" цели реализуются отдельными членами групп по-разному, а "шаги" лишь предлагают очередность анализа собственных переживаний, опыта и достижения перемен.

Программа "12 шагов" после небольшой адаптации нашла применение в сотнях других групп самопомощи. Например, существуют группы анонимных наркоманов, анонимных азартных игроков, анонимных обжор, анонимных лиц с эмоциональными проблемами, анонимных никотинистов, а также группы взрослых детей алкоголиков. Такие группы имеют своей целью развитие отношений взаимной поддержки и солидарности между людьми, переживающими одни и те же трудности. Организация этих групп основана на том принципе, что человек, успешно преодолевший трудную ситуацию, лучше способен помочь собрату, столкнувшемуся со сходным затруднением, поэтому деятельность групп состоит, главным образом, в совместных встречах и общих обсуждениях ситуаций, переживаемых их участниками.

Деятельность этих групп направлена не только на облегчение у человека стресса и избавление его от одиночества, но и на обмен советами и информацией, которую не всегда просто получить обычным путем. Группа помогает человеку осознать собственную ценность не только в результате "внутренней эволюции", но и благодаря взаимодействию с окружающими. Кроме того, участники групп взаимопомощи очень часто предлагают новые подходы к решению весьма специфических психологических проблем.

Сайнанон-группы

Данный вид групп существенно отличается от всех других. В сайнанон-группах акцентируется внимание на выражении отрицательных эмоций, гнева, агрессии. Обучение новому поведению проходит в игровой форме, где каждого члена поочередно "раскладывают по косточкам" другие члены группы, "ударяя" зачастую по наиболее больным и значимым субъективным проблемам, воспитывая тем самым толерантность к отрицательным психологическим воздействиям. Данная техника иногда может создавать большую возможность для индивидуальных и групповых изменений по сравнению с психологической поддержкой.

Общие принципы этого варианта групповой психотерапии были разработаны в 1958 г. американцем Ч. Дедериком, психотерапевтом (в прошлом алкоголиком), который, не будучи профессионалом, пытался найти действенный способ избавления от наркомании. С этой целью Дедерик основал в окрестностях Санта-Моники (Калифорния) общину взаимопомощи. Община требовала, чтобы наркоманы, стремящиеся к избавлению от своей зависимости, жили в ее пределах и принимали активное участие в общинной лечебной программе. Правила общежития были здесь довольно строгими: тяжелый физический труд; самообслуживание; полный отказ от алкоголя и наркотиков; посещение занятий в малых группах, не имеющих специально назначенных руководителей.

Состав малых групп, именуемых в общине "сайнанонами", менялся по мере того, как одни члены общины подключались к ним, а другие уходили. Однако каждый член группы на протяжении довольно длительного периода времени был объектом пристального внимания. Группа вступала с ним в сильную конфронтацию с целью свести на нет все оправдания и уловки, с помощью которых закоренелые наркоманы обычно держатся за свой порок. Не получивший профессиональной подготовки, но зато обладающий соответствующим жизненным опытом, бывший наркоман имеет в этом случае преимущество перед самыми искушенными специалистами, поскольку ему есть чем поделиться с другими членами группы.

Основу взаимодействия в этих группах составляла конфронтация новых членов с теми, кто уже избавился от своего пагубного пристрастия. Такие члены группы имели преимущество перед профессионалами-наркологами, так как уже имели свой собственный опыт, дающий им право "напрямую" говорить с новичками.

Неподготовленному постороннему наблюдателю может показаться, что применяемая в сайнанон-группах техника конфронтации - ничем не оправданные нападки и унижения. Однако уже адаптировавшиеся к ним участники видят в безжалостном перекрестном допросе самый эффективный способ преодоления эмоциональных блоков и изменения саморазрушительного образа жизни. Наркоманы постепенно начинают понимать, что в общине не станут потворствовать их пагубному пристрастию, скорее здесь будут опираться на их потенциальные возможности, чтобы помочь им найти жизнеутверждающие альтернативы уходу от стресса и тревоги в алкогольное или наркотическое оглушение.

Сайнанон-группы не ограничивают свою деятельность работой с алкоголиками и наркоманами.

В дальнейшем опыт сайнанон-групп был распространен и на другие контингенты больных, например для психокоррекции людей, имеющих физические недостатки.

Эффект такого рода групп оказался достаточно высоким.

ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ

Внешнее отличие практики гештальт-групп от Т-групп и групп встреч заключается в том, что руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать

на время главным действующим лицом, т.е. сесть на так называемое "горячее место". Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на "горячем стуле". В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий.

Ключевыми понятиями гештальттерапии являются осознание и сосредоточенность на настоящем. Саморегуляция зависит от осознания человеком того, что с ним сейчас происходит, и от способности жить текущими заботами. От участников гештальт-групп требуется, чтобы они не обращались к прошлому опыту и не думали о будущем.

Основные формы работы гештальт-групп

1. Клиент-центрированная терапия.

2. Группо-центрированная терапия.

3. "Мастерская".

398 Принципы и технические процедуры, используемые в гештальткоррекции, связаны с настоящим.

Основные принципы гештальткоррекции

1. Принцип "здесь и сейчас". Это функциональная концепция того, что делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью "сейчас", а то, что происходило несколько минут назад, не является "сейчас". "Живи сейчас, пусть тебя заботит настоящее, а не прошлое или будущее".

Гештальткоррекция исходит из того, что люди тратят свою энергию на сожаление о прошлом или на тревоги и опасения, связанные с будущим, вместо использования энергии для решения насущных задач. "Здесь и сейчас" выступает существеннейшим моментом психологического процесса, когда психолог побуждает клиента оставаться в потоке актуальных переживаний, не выходя из него и тем самым научаясь соотносить свое переживание ситуации с самой ситуацией.

2. Принцип "Я- ты" выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены коррекционной группы направляют не по адресу, не конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасение и нежелание говорить прямо и однозначно.

Психолог побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.

3. Принцип субъективизации высказываний. Психолог предлагает клиенту заменять объективизированные формы типа: "Что-то давит у меня в груди", на субъективизированные: "Я подавляю себя". Это помогает клиенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым делаются разные вещи.

4. "Континуум сознания" является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализации и интерпретации. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.








Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1044;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.037 сек.