ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 7 страница
ность, являются социальные институты. Создавая социальные институты и участвуя в их деятельности, люди тем самым утверждают и закрепляют определенные виды социальных взаимодействий, делают их постоянными и обязательными для членов данной общности или общества в целом.
Социальные институты могут быть охарактеризованы с двух позиций: а) с точки зрения внешней, формальной структуры; б) с точки рения внутренней, содержательной деятельности.
Рассмотрим, к примеру, такой важный социальный институт, каковым является юстиция. Со своей внешней стороны она выступает как специфическая совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.) и учреждений (прокуратура, суд, места заключения), снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих вполне определенную, конкретную, а именно правоохранительную функцию. По своему внутреннему содержанию данный социальный институт представляет собой совокупность определенных стандартизированных образцов поведения полномочных лиц, обеспечивающих функцию поддержания правопорядка в обществе.
Исходя из такой структуры рассматриваемого феномена, М. Вебер выделил две характерные особенности социального института.
1. Социальный институт предстает как совокупность людей,
в которую они зачисляются на основании объективных данных -
профессия, уровень образования, наличие определенных знаний,
навыков, умений и т.п.
2. Наличие в этом объединении рациональных установок,
правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, вхо
дящим в состав данного социального института, и специфического
аппарата, осуществляющего санкции по соблюдению установлен
ных в нем норм и правил, в том числе и принуждение.
Благодаря этим особенностям социальный институт представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах общества- экономике, политике, культуре, семье, социальной сфере. Эти же особенности дают возможность социальному институту служить конкретным механизмом, обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, его нормальное воспроизводство и развитие.
Социальные институты обладают следующими характерными признаками.
Во-первых, они обладают более или менее четко определенной целью своей деятельности.
Во-вторых, им свойственны определенные функции, обеспечивающие достижение стоящей перед ними цели (целей).
В-третьих, для них характерно четкое распределение социальных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института.
В-четвертых, социальные институты отличаются особым типом регулирования взаимоотношений, системой определенных установлений, предписаний, норм, правил, которым должны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного института.
В-пятых, отличительным признаком социального института выступает система санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.
Нетрудно заметить, что названные признаки социального института во многом совпадают с существенными признаками социальной организации, охарактеризованными в предыдущей главе. И такое совпадение вполне объяснимо, поскольку социальные институты представляют собой особый тип социальной организации и поэтому в своих особенностях во многом совпадают с характеристиками формальной организации. Однако социальный институт в своем функционировании проявляет и такие существенные признаки, которые отличают его от организации. Наиболее существенные из них сводятся к следующему.
Во-первых, как это установил еще М. Вебер, деятельность индивидов и их групп в рамках социального института в своих целях и средствах их достижения рационально упорядочена принятыми данным институтом установлениями, на которые и ориентированы все их поступки, совпадающие с их обязанностями; если же возникают расхождения между поступками и обязанностями и отдельные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, регулирующий соответствующие типы поведения (1; 536-537).
Подчеркивая важность наличия машины принуждения в деятельности социального института Т. Парсонс писал: «эта потребность связана... с необходимостью в авторитетной интерпретации институционализированных нормативных обязательств» (4; 506).
Во-вторых, социальный институт представляет собой относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействия и поведения людей, что отличает ei о от многих организаций, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями Скажем, церковь как социальный институт существует на протяжении столетий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в России просуществовали на протяжении 10-15 лет
В-третьих, социальный институт- зго крупномасштабная общность людей, которая, в отличие от организации, имеет широко разветвленную и сложпоиерархизированную структуру, включающую в себя, как правило, систему организаций местного, регионального и общестранового (общенационального) уровня Га-кова, например, структура государства как сложного социального института
В-четвертых, социальный инстиiyr интегрирован в социально-политическую, экономическую, социокулыурную и цешюс1-ную структуру общества, чю, с одной стороны, обеспечивае1 формально-правовую основу деяшлыюсти института, а с другой -позволяет ему осущес1влять контроль над институциональными типами деятельности
В-пятых, социальный институт располагав! необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эффективное осуществление социального контроля
В-шестых, социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного института (рис 21)
Учет названных особенностей дает возможность сформулировать определение рассматриваемого социального феномена
Социальный институт — это сравнитечъно высокоорганизованная система социальных отношении и взаимодействий, отнимающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой иптег-рировапностъю своих эчементов многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установченных стандартов поведения, предопределенных содержанием решаемых задач
статуты культуры (творческие союзы, театры, музеи и т.п.) осуществляют функции нормативного регулирования поведения людей путем утверждения и поддержания образцов, ценностей, идеалов.
Для социологического анализа социальных институтов и особенностей их функционирования в обществе существенное значение имеет их типологизация.
В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности социальные институты подразделяются на формальные и неформальные. Формальные социальные институты при всех их существенных различиях объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъектами в данном объединении осуществляется на основе формально оговоренных установлений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятельности и самообновляемость таких институтов (государство, армия, церковь, система образования и др.) обеспечивается строгой регламентацией социальных статусов, ролей, функций, прав и обязанностей, распределением ответственности между участниками социального взаимодействия, а также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института. Выполнение же определенного круга обязанностей связано с разделением труда и профессионализацией выполняемых функций. Для выполнения своих функций формальный социальный институт имеет учреждения, в пределах которых (например, школа, вуз, техникум, лицей и т.п.) организуется вполне определенная профессионально ориентированная деятельность людей; осуществляется управление социальными действиями, контроль за их осуществлением, а также необходимые для всего этого ресурсы и средства.
Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, однако не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-ценностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п. Примером неформального социального института может служить дружба. Ей присущи многие признаки социального института, такие, скажем, как наличие определенных норм, правил, требований, ресурсов (доверие, симпатия, преданность, верность и др.), но регламентация дружеских отношений не носит формального характера, а социальный контроль осуществляется с помощью неформальных санкций - нравственных норм, традиций, обычаев и т.п.
В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные, спортивные и др.
Политические институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределения. В состав этих институтов входят:
1. Политические партии, имеющие своей целью завоевание
и удержание власти, ее укрепление или ниспровержение. В качест
ве главных средств деятельности этого социального института ис
пользуются митинги, демонстрации, выборы, массовые действия
протеста, одобрения, поддержки власти или ее дискредитации и
ниспровержения.
2. Система права- социальный инструмент императивного
(т.е. повелительного, повелевающего: «должны», «не должны» и
т.п.) регулирования общественных отношений и взаимодействий
на основе действующих в обществе законов, совокупность кото
рых ориентирована на обеспечение типичного для данного обще
ства (или данной социальной системы) вида социальных взаимо
действий личности с ближайшей социальной средой и обществом
в целом.
3. Государство — социальная структура господства, которая
постоянно возобновляется в результате совместных действий лю
дей, и, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в
той или иной сфере общества- политической, экономической, об
разовательной и др. - через деятельность правительства.
По определению М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей. Легитимное (законное) господство не может ограничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в законность, поэтому государство органически связано с системой права.
Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельность, экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к экономическим механизмам хозяйственного взаимодействия - финансы, кредит и т.п. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы,
учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации и т.п.
Социально-культурные институты представляют в своей совокупности более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и т.п.), ориентированную на социализацию личности, овладение ею культурными ценностями общества Сюда входят творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и др.), а также организации и учреждения, тиражирующие, распространяющие, пропагандирующие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.
Институт образования - система объединений людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.
Институт религии— совокупность социальных объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария и академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей, их общностей (семейных, территориальных и др.) и общества в целом.
Институт здравоохраношя и социального обеспечения -система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объединения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.
Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций - воспроизводство членов общества, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодействий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли. Исторически семья яв-
Система действующих в обществе социальных институтов определенным образом включает каждого индивида и их различные общности (семейные, территориальные, профессиональные, религиозные и др.) в ту или иную сферу деятельности, предписывая им одновременно и нормативно регулируемый тип поведения - в семье, на работе, учебном заведении и т.д. Чем многообразнее социальные институты, действующие в обществе, и чем масштабнее их деятельность, тем большими возможностями развития людей обладает общество, тем более зрелым оно становится в социальном отношении. Поэтому важное значение приобретает выяснение особенностей и тенденций развития социальных институтов.
Развитие социальных институтов осуществляется посредством развертывания двух социальных процессов.
Первый из них представляет возникновение новых социальных институтов, как мы показали это выше на примере возникновения государства, институциализации религии и образования. Второй процесс развития социальных институтов- это совершенствование деятельности, структуры и функций уже существующих институциализированных структур. Так, например, в процессе становления государственной независимости Беларуси из недр общественной системы выделяется в самостоятельный правоохранительный институт Конституционный суд, в связи с Чернобыльской катастрофой и участившимися другими катастрофическими событиями (как природного, так и особенно технологического характера) создается Министерство по чрезвычайным ситуациям и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.
Процесс институциализации, т.е. возникновения, формирования социальных институтов, включает в себя несколько этапов. Первый из них представляет собой возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических, политических, духовных предпосылок и условий. Например, возникновение армии (вооруженных сил) как специального социального института было обусловлено ростом общественного производства и создаваемого им продукта, приведшего к появлению экономического и социального неравенства между людьми, становлению государства, возникновением необходимости иметь хорошо организованные отряды вооруженных людей, способных и готовых в любой момент отразить нападение врагов или распространить власть своего
государства на чужие территории, служить опорой властвующих структур (фараон, князь, император и т.д.) и проводимой ими внешней политики.
Вторым этапом институциализации является формирование общих целей, которые должны достигаться совместными и организованными действиями входящих в состав данного социального института людей. Эти цели задаются уже существующим социальным институтом (например, цели вооруженных сил определяются общественным строем и политикой государства, в котором они создаются) либо формируются внутри создаваемого нового социального института (например, цели политической партии, воплощаемые в ее программе, определяются ее лидирующим ядром в процессе создания партии).
Третий этап ииституциализации составляет возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института (армии, партии и т.п.) и становящихся обязательными для исполнения всеми индивидами, входящими в этот институт (например, устав вооруженных сил, кодекс офицерской чести, устав партии и т.п.)
Четвертый этап институциализации - развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (например, политическое бюро партии, ее исполком или командные структуры в армии) и регуляторов поведения (принципы войсковой дисциплины, соподчинение рядовых, младших и старших офицеров, применяемые санкции к нарушителям норм в армии).
Пятый этап институциализации воплощается в создании характерной для данного социального института системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения его членов (например, военнослужащих или членов партии).
Шестой этап институциализации составляет процесс интер-нализации (т.е. усвоения) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, формирования на их основе ценностных ориентации, установок, ожиданий личности, усвоения ею определенных социальных ролей (например, рядового, сержанта или офицера в армии) и социального статуса в обществе.
Социология исследует процесс институциализации с двух точек зрения. Во-первых, как исторический процесс зарождения и развития новых социальных институтов, условий и особенностей их возникновения. Во-вторых, с точки зрения содержания, особен-
ностей и эффективности функционирования социальных институтов в рамках целостной системы, направленной на обеспечение стабильности и устойчивости общества. Это означает, что социология придает большое значение исследованию функций социальных институтов.
Известный американский социолог Р. Мертон основательно проанализировал явные и латентные функции социальных институтов. С его точки зрения, «явные функции — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы». «Латентные функции, соответственно, те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны» (3; 428). Таким образом, явные функции социального института относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации данной социальной системы к условиям ее существования (внутренним и внешним), а латентные его функции относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же действия.
Если же иметь в виду явные функции социальных институтов, то основные из них сводятся к следующему.
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Как мы уже отмечали, каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности и имеет своей целью посредством определенной системы ценностей, норм, правил выработать определенные стандарты поведения у своих членов и установить определенный порядок и социальные рамки их деятельности. Тем самым социальный институт обеспечивает, во-первых, устойчивость социальной структуры общества, ее стабильность при определенных масштабах изменчивости, не ведущей к разрушению данной социальной системы, а во-вторых, воспроизводство структурных компонентов данной системы (ее социальных слоев, статусов, ролей и т.п.) и существующих в них общественных отношений. Например, социальный институт армии обеспечивает устойчивость не только своей собственной структуры (разделение на роты, батальоны, полки, дивизии и т.д., на виды и роды войск) но и стабильность, устойчивость социальной структуры общества в целом, благодаря усилиям по обеспечению безопасности, отражению внешних угроз, сохранению территориальной целостности и т.п.
2. Адаптационная функция заключается в том, что функцио
нирование социальных институтов в обществе обеспечивает при
способляемость, адаптируемость общества к изменяющимся усло
виям внутренней и внешней среды - как природной, так и соци
альной. Выдающийся английский историк и социолог Арнольд
Тойнби на основе анализа огромного фактического материала по
казал, что адаптационная функция социальных институтов — госу
дарства, культуры, торговли и др. - осуществляется по механизму
«вызов- ответ». Скажем, адаптационная функция такого специ
фического социального института, каковым является культура, за
ключается в том, что последняя предлагает индивидам и их общ
ностям определенные наборы символических значений, которые
интернализуются отдельными личностями и их группами и приво
дят, с одной стороны, к детерминации осуществляемых ими дейст
вий, а с другой - каждый из осуществляемых индивидами выбор
действий ограничивается определенными пределами морально, эс
тетически, юридически допустимого поступка (например, знаме
нитые библейские заповеди: «не убий», «не укради», «не возже
лай» и т.п.). В результате этого в обществе, по словам американ
ского социолога Т. Парсонса, складывается сложная сеть позиций
индивидов и групп; каждый индивид (группа) обладает опреде
ленными экспектациями (ожиданиями) определенных способов
поведения других индивидов в определенных ситуациях и одно
временно соотносит свои поступки с экспектациями других инди
видов и их групп. В результате складывается адаптация не только
к окружающей среде, к определенной социальной ситуации, в ко
торой они существуют, но и к действиям других индивидов, к
функционированию существующих в обществе социальных инсти
тутов и организаций.
3. Иптегративная функция состоит в том, что существую
щие в обществе социальные институты своими действиями, нор
мами, предписаниями и т.п. обеспечивают взаимозависимость,
взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в
их состав индивидов и/или всех членов данного общества. Напри
мер, свойственные религии как социальному институту религиоз
ные ритуалы, по утверждению выдающегося французского социо
лога Эмиля Дюркгейма, являются важнейшим социальным меха
низмом коллективного выражения и укрепления тех чувств, кото
рые чрезвычайно существенны для институциональной интегра
ции общества.
4. Коммуникативная функция заключается в том, что ин-1
формация (научная, художественная, политическая и др.), произ
веденная в одном социальном институте, распространяется как
внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодей
ствии между институтами и организациями, действующими в об
ществе. Коммуникативная функция культуры, например, вопло
щается в том, что в художественных произведениях, философских
текстах, научных трактатах, нравственных нормах, религиозных
доктринах происходит композиционно замкнутое (на идее, образе,
проповеди и т.д.) и одновременно разомкнутое, ориентированное
на многих людей, общение человека с человеком, с социальной
группой, с обществом в целом. Вследствие этого происходит глу
бокое взаимопонимание между многими различными людьми (ме
жду автором и читателем, между автором и слушателем, между
учителем и учеником, профессором и студентом, между различ
ными группами слушателей, зрителей, верующих и т.п ). Только!
благодаря коммуникативной функции культуры происходит кон
солидация людей различных индивидов в сплоченные общности
(семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.д.), осуществля
ется диалог различных людей в лоне одной культуры, различных
эпох, вследствие чего Христос, Софокл, Гомер, Шекспир, Пушкин
говорят, общаются с нами как наши современники.
5. Согщиппируюхцая функция проявляется в том, что соци
альные институты играют решающую роль в формировании и раз
витии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ро
лей, в ориентации и реализации этой личностью своего социально
го статуса. Исходным началом этого сложного, длительного и мно
гогранного процесса выступает такой своеобразный социальный
институт, как семья. Именно в семье формируются первоначально
социальные качества личности, представления о добре и зле, ус
ваиваются первые навыки социального общения и взаимодействия
с другими людьми. Процесс социализации продолжается в школе,
компании сверстников, в трудовом коллективе и т.п. при возрас
тающей значимости в нем ценностей, норм и идеалов культуры.
6. Регулирующая функция воплощается в том, что социаль- ,
ные институты в процессе своего функционирования обеспечива
ют регулирование взаимодействий между индивидами и социаль
ными общностями посредством выработки определенных норм и
стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффектив
ные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям
вещения в производственных помещениях. Первоначальные результаты более чем двухлетнего эксперимента показали, что в довольно широких пределах не существует однозначного отношения между освещенностью и производительностью. Производительность труда увеличивалась как в экспериментальной группе, где увеличилась или уменьшилась освещенность, так и в контрольной группе, где освещенность не менялась. Такая неоднозначность результата явилась следствием того, что исследователи ограничили свои исследования только областью явных функций.
Чтобы получить более четкие ответы на вопрос о том, какие же факторы влияют на производительность труда, в эксперимент были введены не только освещенность, но и другие переменные — температура, влажность и др. Но в ходе дальнейших исследований выяснилось, что не только и не столько эти факторы влияют на производительность труда, сколько возникавший в результате длительного взаимодействия своеобразный «групповой дух», воплощающийся в поддержании контактов и дружеских отношений во внерабочее время и т.п. Такой неожиданный для исследователей результат привел их к выводу, что они не учитывали скрытой от экспериментаторов латентной социальной функции, прежде всего, межличностного общения, социальных отношений, складывающихся между рабочими, а также между ними и управленческим персоналом. В результате возникла новая концептуальная схема исследования, в которой, наряду с контролируемыми факторами эксперимента (освещенность, температура, влажность и т.п.), было введено понятие социальной актуации, которое воплощало в себе действие латентной социальной функции в деятельности производственной организации как социального института.
Таким образом, основной итог хоуторнского эксперимента составляют: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производстве, отход от концепции рабочего как только «экономического человека», выведение на передний план социальных и социально-психологических аспектов производственной деятельности; 2) выявление латентной прежде функции неформальной организации, заключающейся в межличностном сплочении работающих вместе людей, возникающей на основе взаимного интереса их друг к другу общности их предпочтений, потребностей в самореализации, признании, уверенности и т.п.; 3) зарождение доктрины «человеческих отношений» и дальнейшее развитие тем самым индустриальной социологии.
Следовательно, с помощью изучения латентных функций можно более глубоко и всесторонне представить себе подлинную картину и многообразие деятельности социальных институтов. Это тем более необходимо, что не существует в обществе такого социального института, который бы функционировал в изоляции от других институтов. Государство, политические партии, религия, образование, производство и потребление, семья - все эти и другие социальные институты взаимосвязаны. Скажем, система образования в решающей степени зависит от развития системы производства, с одной стороны, культуры - с другой, но на успешность ее функционирования оказывает мощное воздействие деятельность государства, существующей в нем системы права. Поскольку образование играет важную, причем возрастающую роль в обществе, попытки усилить свое влияние на институт образования осуществляют производственные организации, научные учреждения, политические партии, церковь. Изменения в одних институтах приводят к изменениям в других. Трансформация политической системы постсоветского общества в Беларуси, России, других странах СНГ повлекла за собой реформу образования, существенные изменения в системах культуры, образования, в развитии и функционировании религии.
Вопросы для самоконтроля и повторения
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 775;