Торпеды над волнами
Твердотопливная ракета 81Р комплекса РПК‑2 «Вьюга»
Первым отечественным ПЛРК для оснащения подводных лодок стал РПК‑2 «Вьюга» , разработка которого велась под руководством Л.В. Люльева в свердловском ОКБ‑8 (впоследствии – МКБ «Новатор») с июля 1964 года, хотя первоначально головным разработчиком было ОКБ‑9. По основным техническим решениям РПК‑2 повторял РПК‑1. В состав комплекса входила твердотопливная ракета 81Р , выстреливаемая из торпедного аппарата ПЛ, и система приборов управления стрельбой. Первоначально предусматривалось создание ракеты в двух вариантах для стрельбы из торпедных аппаратов разного калибра: 533‑мм (длина 8,2 м, БЧ – ядерная) и 650‑мм (длина 11,3 м, БЧ – малогабаритная торпеда с дальностью хода 8…10 км). Государственные испытания 533‑мм ракет планировались в IV квартале 1965 года, а 650‑мм – в 1966 году, но решением ВПК от 4 марта 1964 года было решено работы по 650‑мм ракете прекратить, а испытания 533‑мм были продолжены, правда, со значительным отставанием от графика.
Дальность стрельбы комплекса «Вьюга» составляла от 10 до 40 км. Ракета выстреливалась из торпедного аппарата ПЛ с глубины приблизительно 50 м, после чего раскрывались решетчатые стабилизаторы, происходил разворот на подводном участке траектории и следовал выход из воды. Полет проходил по баллистической траектории с управлением от бортовой автономной инерциальной системой, которая осуществляла стабилизацию и в зависимости от требуемой дальности полета, определенной перед запуском системой управления комплекса, определяла момент включения двигателя. В качестве боевой части использовался ядерный заряд, позволявший уничтожать подводные лодки противника на всех существующих глубинах погружения. Кроме того, имелась возможность стрельбы и по надводным целям, как у РПК‑1.
В 1969 году комплекс РПК‑2 «Вьюга» был принят на вооружение советского ВМФ. Его получили атомные торпедные подводные лодки пр.671РТ, 705 и 671РТМ. По своим характеристикам и боевым возможностям ПЛРК «Вьюга» был близок американскому «Subroc» (1965 г.), который также имел ядерную БЧ, но несколько уступал ему в дальности стрельбы (40 км против 55).
Пуск ракеты комплекса УРПК‑3 «Метель»
Крылатая ракета 85Р комплекса УРПК‑3 «Метель»
Следующее поколение советских противолодочных комплексов создавалось уже с учетом того, что вероятность всеобщего ядерного конфликта между сверхдержавами, который некоторыми считался неизбежным, снижалась и предпочтение отдавалось средствам поражения с обычными неядерными боевыми частями. Это предопределило оснащение новых противолодочных ракет малогабаритными самонаводящимися торпедами, которые могли уничтожать подводные лодки противника с высокой вероятностью на всех глубинах, особенно с учетом их залповой стрельбы. На этот раз в качестве средств доставки МГТ были выбраны не баллистические, а крылатые ракеты, позволявшие значительно увеличить дальность полета. Появился даже новый термин – ракето‑торпеда.
Первый отечественный ПЛРК второго поколения, получивший название УРПК‑3 «Метель» с управляемой крылатой ракетой 85Р , был начат разработкой согласно постановлению Правительства от 30 апреля 1965 года. Головным разработчиком комплекса определялся ВНИИ радиоэлектроники (будущий ВНИИ «Альтаир» МСП) с главным конструктором Г.Н.Волгиным, ракету проектировало МКБ «Радуга» под руководством А.Я.Березняка, а самонаводящуюся торпеду АТ‑2УМ – НИИ «Гидроприбор» МСП (бывшее НИИ‑400 КГС) под руководством B.C. Осипова. Так как УРПК‑3 изначально предполагалось устанавливать на большие противолодочные корабли пр.1134А, вооруженные зенитным ракетным комплексом М‑11 «Шторм», то было принято решение о доработке его системы управления «Гром» для обеспечения стрельбы двумя видами боезапаса – зенитными и противолодочными ракетами. Для кораблей, не имеющих ЗРК «Шторм» параллельно создавалась модификация УРПК‑4 с автономной системой управления «Муссон» под руководством Ю.М. Бабкина. В обоих вариантах использовалась одна и та же управляемая твердотопливная крылатая ракета 85Р с бортовой аппаратурой «Гравюра‑МТ», к которой снизу в обтекаемом контейнере подвешивалась противолодочная торпеда.
Запуск ракет комплекса УРПК‑3 осуществлялся из неподвижных четырехконтейнерных пусковых установок КТ‑100, расположенных на корабле побортно. Для УРПК‑4 была создана наводящаяся ПУ КТ‑106 с четырьмя контейнерами, расположенными в одной плоскости, а позже специально для атомного ракетного крейсера пр.1144 разработали двухконтейнерную ПУ с системой перезаряжания и хранения дополнительного боезапаса.
Применение комплекса «Метель» осуществлялась по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля или внешних источников (надводные корабли, вертолеты, гидроакустические буи) на дальностях от 6 до 50 км. Система управления «Гром‑М» (или «Муссон») вырабатывала текущие координаты и параметры движения подводной цели, осуществляла предстартовую подготовку, а после запуска производила управление ракетой в полете и коррекцию траектории. По команде корабельной СУ самонаводящаяся торпеда АТ‑2УМ отделялась от ракеты в расчетной точке и приводнялась на парашюте в предполагаемом месте нахождения цели. После достижения заданной глубины торпеда осуществляла циркуляционный поиск цели акустической двухплоскостной системой самонаведения (радиус реагирования 1000 м по активному каналу), наводилась на цель и поражала ее. Электрическая торпеда АТ‑2УМ могла применяться на глубинах до 400 м, имела скорость 40 узлов (23 узла в режиме поиска), дальность хода 8 км, массу заряда ВВ – 100 кг.
Испытания системы управления комплекса «Метель» начались в 1968 г. на черноморском полигоне, а через год с береговой стартовой позиции были проведены летно‑конструкторские испытания ракеты. В 1970‑71 гг. комплекс успешно прошел Государственные испытания на головном корабле пр.1134А «Кронштадт» на Черном море в объеме 10 пусков, а 28 апреля 1973 года согласно постановлению Правительства СССР комплексы УРПК‑3 (с СУ «Гром‑М») и УРПК‑4 (с СУ «Муссон») были приняты на вооружение ВМФ. Ими оснащались большие противолодочные корабли пр.1134А и 1134Б, сторожевые корабли пр.1135, 1135М и головной атомный ракетный крейсер «Киров» пр.1144. По сравнению с БПК пр.61, оснащенными в качестве противолодочного вооружения лишь торпедами и РБУ, новые корабли получили значительное преимущество в борьбе с ПЛ противника. Серийное производство ракет 85Р велось с 1970 года.
Комплекс «Метель» можно сравнить с зарубежными аналогами, использующими для доставки МГТ крылатую ракету: «Ikara» (Англия‑Автралия, 1963 г.) с дальностью 24 км и «Malafon» (Франция, 1965 г.) с дальностью 18 км. По основным параметрам – дальность стрельбы, скорость полета, точность системы управления, отечественный ПЛРК их превосходит, а по характеристикам противолодочных торпед они примерно равны.
Пусковая установка универсального комплекса УРК‑5 «Раструб»
С 1978 года ВНИИ «Альтаир» во главе с В.К.Новиковым совместно с МКБ «Радуга» на базе ПЛРК «Метель» вело разработку универсального комплекса УРК‑5 «Раструб» . Основным его отличием от УРПК‑3/4 стала возможность нанесения ударов как по подводным, так и по надводным целям. Для этого модернизированная крылатая ракета 85РУ оснащалась тепловой головкой самонаведения «Дрофа‑МТ» и дополнительной боевой частью, которую разместили в носовой части подфюзеляжного контейнера для МГТ. После изготовления первых образцов и проведения летно‑конструкторских испытаний модернизированных комплексов в 1987 году на вооружение советского ВМФ были приняты комплексы УРК‑5 «Раструб‑А» (на базе СУ «Гром‑М») и «Раструб‑Б» (на базе СУ «Муссон»). Помимо уже существующих кораблей с ПЛРК «Метель», которые перевооружили на УРК‑5, новым комплексом также оснастили большие противолодочные корабли нового поколения пр.1155, строившиеся в 1980‑91 гг.
В 1982 году во ВНИИ «Альтаир» под руководством главного конструктора В.П. Линькова проводились работы по теме «Плёс» с модернизацией бортовой системы управления ракеты с целью обеспечения автономного (без телеуправления) наведения. В результате был создан комплекс УРК‑5УТТХ с ракетой 85РУМ , который прошел успешные летно‑конструкторские и Государственные испытания на двух кораблях пр.1135 в 1987 году. Основным достоинством этого комплекса является возможность автономного наведения запущенных ракет в условиях сильного радиоэлектронного противодействия или при выходе из строя бортовых радиолокационных средств корабля.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 740;