Санкт-Петербург - духовная сокровищница России.

 

Земли Петербурга, приневские земли, с давних времён принадлежали Господину Великому Новгороду, Новгородской республики. Они делились на пять частей, и та, где сегодня находится город и Ленинградская область называлась Водская (пятина), от имени племени – водь. Православие распространилось здесь задолго до появления Петербурга. На приневской земле находились православные монастыри, храмы, в частности известно, что в районе Смольного, находилось русское село Спасское, где непременно должна была быть церковь.

 

Пётр I, после смерти в 1700 году патриарха Андриана, как известно, под разными предлогами, запретил выбор нового патриарха. Самым очевидным стал следующий: невозможно собрать Собор для выбора в столь неудобное время ведения военных действий, в ходе Северной войны.

 

По указу Петра I создаётся Святейший Правительствующий Синод. Синод – собрание, коллегиальный орган. По замыслу царя, во главе Синода, должен был стать обер-прокурор, лицо сугубо светское; военный офицер, имеющий представление о чести и дисциплине. Военным офицерам, девизам жизни которых был «За веру, царя и Отечества», Пётр доверял больше, чем попам и церковникам, которые неистово молились, доходя до экзальтации, что однако не помешало им убить руками стрельцов родственников царевича по материнской линии – Нарышкиных, на глазах у малолетнего Петра. Не удивительно, что Пётр не любил ни Москву, ни бояр, ни попов, ни стрельцов!

 

Делами управления церкви занимался Синод, начался синодальный период РПЦ.

В это время выросло образование священнослужителей, появилась система учебных заведений, было построено Здание Синода, и соединено с Сенатам аркой, после чего, эти два здания так и называют, Здание Сената и Синода; архитектор К.И. Росси. В синодальный период появились авторские труды по богословию, богословские науки.

 

Собрание Законов Российской империи регламентировало религиозную жизнь, держа её в правовом поле; акцентируя на важности и главенстве закона.

 

Среди священнослужителей и чиновников были как сторонники так и противники патриаршества. С одной стороны, была опасность узурпации власти патриархом, епископами, с другой, в Российской империи всегда была зависимость церкви от царя, государства. В какой-то мере, это была Византийская традиция, где василевс сосредотачивал в своих руках как власть государственную, так и церковную.

 

Местоблюстителем патриарха Пётр I назначает митрополита Стефана Яворского.

Митрополит Стефа́н (в миру Симеон Иванович Яворский; в унии Станислав; 1658, Явор, Речь Посполитая — 27 ноября (8 декабря) 1722[1], Москва, Российская империя) — епископ Русской православной церкви; с 7 апреля 1700 года митрополит Рязанский и Муромский; с 16 декабря 1701 года экзарх (блюститель патриаршего престола) — в годы, предшествовавшие упразднению патриаршества при Петре I. С 22 октября 1721 года Президент Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода).

Выступал с осуждением протестантских воззрений и тенденций в Русской Церкви, насаждавшихся Петром I и Феофаном Прокоповичем.

Яворский учился в Киево-Магилянской академии, которая давала хорошее европейское образование, царь был расположен к выходцам этого учебного заведения и доверял им.

Интересно, что в академии могли обучатся только католики; и Яворский, как и другие на время обучения переходили в католичества, а потом обратно возвращались в православие.

Яворский, был гонителем староверов, считая, что их позиция – есть крайнее невежество.

Постепенно отношения с Пётром I у блюстителя патриаршеского престола стали портится; это было связано с симпатиями Яворского к католичеству, где церковь стояла выше государства, а Римский Папа, позиционировался выше монарха, что ни коем образом не могло быть принято Петром I.

Резиденция Яворского находилась на Петроградской стороне, около нынешнего Князь-Владимирского собора.

 

Идеологом Петровской эпохи стал Феофан Прокопович.

 

Архиепископ Феофа́н (в миру Елисей, по другим сведениям Елеазар Прокопо́вич; 8 (18) июня 1681, Киев, Русское царство — 8 (19) сентября 1736, Санкт-Петербург, Российская империя) — епископ Русской Православной Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Русской Православной Церкви; проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра I.

 

Феофан стал автором Духовного регламента – устава Синода. Он, как и царь Пётр симпатизировал протестантизму, поскольку во главе церкви стоял монарх. Хрестоматийный пример: Англия, Голландия. Феофан был «государевым оком», представителем царя в Духовной коллегии; готовил повестку дня, всевозможные церковные документы. Был ярым сторонником петровских реформ. Подворье Феофана находилось на Городовом, ныне Петроградском острове, близ Первой медицинской академии им. Павлова; рядом с речкой Карповкой. Интересно, что ул. Льва Толстого, которая до революции называлась Архиерейской, и несла в себе память о подворье Феофана Прокоповича. Недалеко от этого места находится Ботанический сад, в то время – Аптекарский огород, где епископ, первый вице-президент Синода, любил прогуливаться со своими гостями.

В первой четверти XVIII века, ещё не существовало Петербургской епархии, и принесвкие земля входили в епархию Новгородскую. В 1725 году, умер Владыка Новгородский и Феофан стал епископом Новгородским.

 








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 689;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.