Основные теории правопонимания.
Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности. В мире существует множество научный идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Среди них можно выделить следующие:
1. Теория естественного права. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право (право на жизнь, свободное развитие и т.д.), стоящее над позитивным правом. Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Сторонниками этой теории являлись Ш. Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Д. Локк.
Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность.
2. Историческая школа права. Представители данного направления рассматривали право как историческое явление, которое не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно. По этой теории право – это, прежде всего, обычаи, а законы производны от обычного права, которое основательно и проверено временем. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению, а должен учитывать в законодательном процессе культурно-исторические и национальные особенности права. Представителями исторической школы права были немецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Шталь и другие.
Достоинство исторической концепции в том, что в ней подчеркнута необходимость учета в правотворческом процессе национальных, исторических и культурных особенностей права. Недостаток в том, что завышена роль правовых обычаев, которые уже не справлялись с полноценным упорядочением общественных отношений.
3. Реалистическая школа права. В отличие от исторического представления сторонники реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг. Представители этой теории утверждают, что право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Право выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть.
При всех достоинствах и недостатках реалистическая школа внесла свое понимание права, которое в ряде принципиальных положений не подверглось существенным изменениям и в более позднее время.
4. Психологическая теория. По данной концепции психика человека – это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей. Родоначальником психологической теории является Л.И. Петражицкий.
Положительным в этой теории является то, что она обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.
Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право.
5. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Представители этой теории считают, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. По мнению сторонников теории, социальная норма – это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства.
Позитивным в данном случае можно признать следующие положения: а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.
Критически в этой теории надо относится к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал.
6. Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации.
Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой: а) право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах; б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.
Позитивное значение нормативизма заключается в том, что такой подход: во-первых, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; во-вторых, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; в-третьих, обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначить права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; в-четвертых, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.
Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.
Сущность права.
Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, но имеет вместе с тем самостоятельное значение. Если понятие права отражает основные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право само по себе, в чем его смысл и внутренняя основа. Сущность – это как бы скрытая, невидимая сторона права, без которой нет права как такового.
Уяснение вопроса о сущности права так же, как и уяснение вопроса о понятии права, представляет определенную сложность, поскольку в научной и учебной литературе отсутствует однозначное решение этого вопроса. Кроме того, в ряде современных учебников по теории государства и права, по общей теории права этот вопрос или вообще не рассматривается, или подменяется вопросом о понятии права. В этой связи хотелось бы обратить внимание на узловые моменты, связанные с уяснением данного вопроса, и предложить некоторые варианты его решения.
Прежде всего, нужно отметить, что вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных, надклассовых позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивала классовый характер права.
Преимущественно с общесоциальных позиций характеризует сущность права современная общая теория права, хотя единое понимание сущности права отсутствует и здесь. В частности, одни исследователи сущность права видят в том, что право – это обеспеченный государственным принуждением мощный социально-нормативный регулятор, определитель возможного и обязательного поведения. По мнению других – право по своей сущности – это охраняемая государственным принуждением нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений. С точки зрения третьих – сущностью права является обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества общая воля, которая выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масштаба, меры поведения и деятельности людей. Наконец, четвертые сущность права видят в том, что право – это мера свободы (а также справедливости), гарантированная государством. Встречаются и другие высказывания относительно сущности права.
Не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов на сущность права, можно сказать, что не бывает сущности права вообще, а есть сущность естественного права, т.е. права в общесоциальном смысле, и сущность позитивного права, т.е. права в юридическом смысле, есть сущность объективного права и сущность субъективного права. Это разные сущности, поскольку естественное и позитивное право, объективное и субъективное право – разные явления.
Сущность права в общесоциальном смысле, как представляется, непосредственно выражена в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, которое оправдано социальными условиями жизни людей, признается и одобряется обществом. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы.
Близкой к сущности естественного права, но все же не тождественной ей, можно считать сущность субъективного права. Субъективные права – это закрепленные в объективном праве или дозволенные им возможности, свобода определенного поведения участников общественных отношений. Поэтому сущность субъективного права тоже составляет свобода, но в отличие от естественного права это свобода, признанная или установленная государством. Государство, регулируя общественные отношения, определяет в своих нормах меру, границы свободы участников этих отношений, одновременно обеспечивая, охраняя эту свободу. Даже тогда, когда государство признает естественные права человека и закрепляет их в своих нормах, оно превращает эти права в субъективные. Следовательно, сущность субъективного права будет составлять свобода, которая установлена или признана государством и гарантирована им.
Объективное право – это государственный регулятор общественных отношений. Его сущность состоит в том, чтобы создавать и поддерживать в обществе определенный порядок, порядок, который необходим, в первую очередь, государству и тем, чьи интересы оно выражает. Такой порядок создается по воле государства, и эта воля всегда проявляется в нормах позитивного права. Представляется, что это и составляет сущность объективного права.
Принципы права.
Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Принципы права либо прямо сформулированы в общих юридических нормах (в конституциях, преамбулах законов, кодексах), либо выводятся из их общего смысла.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые).Данная классификация принципов права проводится в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются.
Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако, когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.
С.С. Алексеев выделяет принципы законности, справедливости, юридического равенства (всеобщности правосубъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга, объективной истины, ответственности за вину.
В.К. Бабаев видит в праве основополагающие принципы справедливости и свободы, которые получают свое развитие в иных принципах права: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности.
По мнению В.Н. Хропанюка праву свойственны принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности.
Приведенных мнений достаточно, чтобы убедиться в существенных расхождениях во взглядах различных ученых. Несмотря на это, представляется обоснованным выделение следующих принципов права: социальной справедливости, равноправия, гуманизма, законности, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину.
Принцип социальной справедливости. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Этот принцип обеспечивает соответствие между практической ролью граждан в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием.
Принцип равноправия (равенство всех перед законом и судом). Этот принцип закреплен в ст.22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». Данный принцип провозглашает равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
Принцип гуманизма. Согласно ст.2 Конституции Республики Беларусь высшей ценностью и целью общества и государства являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Гуманизм правовых предписаний выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию.
Принцип законности. Этот принцип имеет всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. В Республике Беларусь действует принцип верховенства права (ст.7 Конституции Республики Беларусь). Это означает, что государство, все его органы, должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Кроме того, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Принцип единства юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в тесной связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. Это обусловлено тем, что всякое право, так или иначе, реализуется через чью-то обязанность или при ее наличии.
Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. При отсутствии вины в деянии лица к нему не могут быть применены меры юридической ответственности.
Межотраслевымиявляются принципы, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких смежных отраслей права. К ним относят: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности, принцип гласности судопроизводства и др.
Отраслевыминазываются принципы, действующие только в рамках одной отрасли. К ним относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины; в уголовном праве – презумпция невиновности; в трудовом праве – принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда и др.
Функции права.
Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях.
Функции права– это основные направления воздействия права на общественные отношения[14, с.167].
Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит – выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую, воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.
Экономическая функция прававыражается в том, что право, например, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.
Политическая функция права. Право регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы общества.
Воспитательная функцияпроявляется в том, что право оказывает специфическое педагогическое воздействие на общество. Она направлена на формирование правовой культуры, правового сознания, правильного понимания права, получение гражданами достаточных знаний о законах и других нормативных актах. Воспитательная функция способствует повышению политической и правовой активности граждан, сознательному их участию в выборах, референдумах, обсуждениях законопроектов и т.д.
Помимо социального право имеет и функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций, которые называются специально-юридическими. Среди них выделяют регулятивную и охранительную функции права.
Регулятивная функциявыражается в том, что право регулирует общественные отношения путем установления общих правил поведения участников этих отношений. Многие ученые выделяют две ее разновидности – регулятивную статическую и регулятивную динамическую.
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем закрепления этих отношений в нормативных правовых актах. Эта функция наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц.
Регулятивная динамическая функциявыражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (т.е. активного поведения тех или иных субъектов). Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивная динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.
Охранительная функция– это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Данная функция права реализуется путем: установления запретов совершать деяния, противоречащие интересам государства, общества, личности; определения юридических санкций за совершение указанных деяний; непосредственного применения мер государственного принуждения за совершение правонарушений.
Охранительная функция права имеет своей целью, прежде всего, предупреждение правонарушения, а также на восстановление нарушенных прав, возмещение материального или морального вреда. Реализуется охранительная функция через деятельность правотворческих государственных органов, которые устанавливают запреты и санкции, а также через деятельность судебных и иных органов, которые применяют меры государственного воздействия.
Таковы основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается роль права, его социальное назначение.
Тема 7. «Право в системе социального регулирования».
1. Социальные нормы: понятие, признаки и виды.
2. Соотношение права с моральными нормами.
1. Социальные нормы: понятие, признаки и виды.
Ни одно общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Важнейшим средством упорядочения общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций и т.д. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
Социальные нормы – это общие правила, которые регулируют поведение людей и деятельность организаций.
Социальные нормы характеризуются следующими признаками:
- являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов, организаций и государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.
- носят объективный характер. Общество объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в становлении социальных норм. Необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом.
- нормативность. Социальные нормы носят общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость и т.д.). т.е. Предписания нормы должны исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия. Нормативность социальных норм проявляется и в неоднократности их действия.
- системность. Общество должно стремиться к формированию социальной системы, налаживанию взаимодействия между видами социальных норм.
Все социальные нормы можно подразделить на следующие виды: нормы общественных организаций (корпоративные нормы), нормы морали, нормы обычаев, нормы религии, нормы права, политические нормы и некоторые другие.
Корпоративные нормы – правила поведения, которые регулируют взаимоотношения членов общественных организаций (объединений). Такие нормы выражают волю и интересы членов данной организации и распространяют свое действие на них. Как правило, корпоративные нормы регулируют внутриорганизационные отношения. Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. В некоторых сообществах такие нормы формализуются, то есть закрепляются документально в уставах, положениях, регламентах. Но корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации.
Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями о добре, зле, справедливости, чести, долге, достоинстве и охраняются силой общественного мнения.
Нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в определенной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению которых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может сознательно организовывать те или иные традиции, способствовать их становлению, поэтому их возникновение не связано с длительным историческим процессом. К нормам обычая относят также и обряды (ритуалы), как достаточно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Нормы обычаев, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят названия церемониала (правила церемонии).
Нормы религии – правила, которые регулируют отношения между верующими в бога, порядок богослужения, отправления религиозных культов и т.д. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Традиционно религиозные нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков (Иисус, Магомет) и, как правило, формализуются в священных источниках (Библия, Коран и др.). Как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения людей. Позитивные стимулы и санкции для нарушителей религиозных норм носят перспективный характер: речь идет об ответственности за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников. Идея «страшного суда» - мощное психологическое средство, обеспечивающее добровольное исполнение религиозных норм.
Нормы права – правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. В системе социальных норм правовые нормы выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество.
Политические нормы – это правила, которые содержатся в политических документах (политических декларациях, манифестах и т.п.), могут быть нормами политической этики. Когда политическая норма закреплена в нормативном правовом акте, она является юридической нормой политического содержания.
Технические нормы – правила обращения людей с орудиями и предметами труда, с техникой и силами природы. Относительно природы технических норм существует две позиции: одни авторы вообще не относят их к социальным нормам, другие – считают их социальными. Действительно, технические нормы своеобразны. Они регламентируют не отношения между людьми, а отношения человека к объектам природы и техники; в качестве мер их обеспечения выступают негативные последствия нарушения естественных законов, технических правил.
Наиболее значимые технические нормы снабжаются правовыми санкциями и становятся технико-юридическими нормами (государственные строительные нормы и правила, Государственные стандарты, правила пожарной безопасности и т.п.). Подробный перечень технических нормативных правовых актов содержится в ст.1 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 22886;