Понятие и признаки правового государства.

Первые представления о государстве как организации, деятельность которой основана на верховенстве закона, начали формироваться на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармонич­ное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства. Древнегреческий философ Платон подчеркивал, «где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Его ученик — Аристотель — вторил учителю: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми». Цицерон говорил о государстве как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных гуманистических взглядов и заложивших основы учений о правовом государстве.

В период разложения феодализма и ранних буржуазных революций идею правовой государственности разрабатывали про­грессивные мыслители того времени Н. Макиавелли, Ж-Боден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д-Дидро, П. Гольдбах, Т. Джефферсон, М. Вольтер, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Т. Пейн и другие видные философы и мыслители.

И. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правого государства, центральное место в которой занимает человек, личность. По Гегелю, государство — это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Но Гегель возводил государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом. В этом утверждении К. Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства. Маркс исходил из открытой им классовой теории обществен­ного развития, согласно которой юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Идею правового государства Маркс выразил следующими примечательными словами: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный».

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы сходилась во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.Н. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.М. Муравь­ева, А.М. Радищева и в работах видных правоведов и философов дооктябрьского периода: Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Н.А. Бердяева и др.

Во многих современных научных исследованиях основными чертами и признаками правового государства считаются:

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот принцип означает высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему. Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подчиненных (т.е. подзаконных) правовых актов в том, что решения государственных органов и должностных лиц (например, о приеме в вуз, увольнении, предоставлении жилья и т.д.) вносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.

Все граждане, должностные лица, органы государства и организации должны неуклонно исполнять и соблюдать законы государства. Основной Закон государства — Конституция, в которой сформулированы принципы государственной и общественной жизни, прочный режим правовой законности, стабильность пра­вового порядка в обществе.

Связанность государства правом. Законы издаются государством, но государство не вправе считать их своей «собственностью». Вот почему, разрабатывая законы, государство выносит законопроекты на всенародное голосование или обсуждение. Принятый закон обязателен для государства, его органов и долж­ностных лиц так же, как и для каждого человека.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для функционирования правового гражданского общества. Свобода человека в обществе выступает как его право. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное про­явление права свободы воплощается в формуле «Все, что не запрещено индивиду законом, ему дозволено».

Взаимная ответственность государства и личности в рамках действующего законодательства. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость и равенство в отно­шениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На таких же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Соблюдение правовых требований — юриди­ческая обязанность всех — государства, личности, организаций. В правовом государстве нет и не может быть такого органа или должностного лица, которое было бы изолировано от ответственности, к которому нельзя было бы предъявить иск. Перед консти­туцией и законом все равны.

Разделение властей является основным принципом организации и деятельности правового государства. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращают возможные злоупот­ребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не допускает сосредоточения власти в одних руках или группы лиц. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную поддерживается особой системой «сдержек и противовесов», направленной на обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах.

В заключение можно дать следующее определение правового государства.

Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей.

 








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 610;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.