Агенты социальных изменений
Социальные изменения, включая широкомасштабные исторические преобразования, являются результатом действий ряда сил - агентов социальных изменений. Ими могут люди, идеи или процессы, который в силу конкретных обстоятельств меняют ход человеческой истории, а вместе с ней – судьбы миллионов людей.
Идея как агент социальных изменений. Одну из наиболее значимых ролей в социальных изменениях играют верования, ценности, мотивации, надежды, отношения - субъективно-личностные переживания отдельного индивида.
Такой подход стал возможен благодаря повороту социологии от исторической перспективы, или перспективы развития, к ориентации на человека. Если в эпоху индустриального общества преимущественным аспектом была проблема социального порядка: каким образом индивиды могли бы подчиняться влиянию общества во имя сохранения социальной стабильности, то позднее, в начале ХХ века, появился и другой ракурс рассмотрения. Пришло понимание того, что субъективное измерение обязательно должно присутствовать в социальной картине мира и приниматься во внимание при социологической интерпретации. М. Вебер для этого ввел понятие субъективного значения, смысла,который и рассматривался им как основная движущая сила общественного процесса. Наиболее отчетливо такой подход проявился в интерпретации Вебером происхождения капитализма в своем фундаментальном труде«Протестантская этика и дух капитализма» (1921).
Пытаясь ответить на вопрос о зарождении капитализма, Вебер изучает новый тип предпринимателей и рабочих. Их отличает специфическая ментальность, или «этос», «дух капитализма». Вебер обращает внимание на удивительную корреляцию: в период раннего капитализма большинство представителей деловых и коммерческих кругов, хорошо обученный технический персонал, квалифицированные рабочие, т. е. все те, чья роль на данном этапе развития общества очень велика, исповедуют протестантизм.
Он приходит к выводу, что решающим подтверждением особой роли протестантов в возникновении капитализма является «характер их религиозных верований, а не их временная, внешняя историко-политическая ситуация». Индивидуализм, уверенность в себе, умение противостоять конкуренции, столь типичные для капиталистической системы, обнаруживаются в некоторых глубинных ориентациях протестантизма в отличие от католичества, которое более склонно к коллективизму, солидарности. Будучи мобилизованными для деятельности и успеха, которые призваны служить знаками спасения и благодати, люди начинают сравнивать свои достижения. Конкуренция становится образом жизни. Не потребление, а накопление капитала, не использование прибыли, а ее вложение в развитие, — такова единственно рациональная стратегия для того, чтобы гарантировать успех в конкуренции на рынке предпринимательства. В этот момент система начинает действовать сама по себе, воспроизводиться без поддержки со стороны религии. Это происходит, когда в обществе распространяются сильные мирские (секуляризующие) тенденции. Система, которая появилась как историческая случайность на северо-западе Европы, набирает силу для того, чтобы охватить большую часть земного шара.
Позже Вебер признал, что протестантизм следует рассматривать не как единственную причину, а как фактор, который на определенном витке развития капитализма был способен освободить массовые мотивации для мирской активности (перевести ее из «монашества» в иной мир) и мобилизовать предпринимателей и рабочих на интенсивное приложение усилий.
Великие личности как агенты изменений. Личности, как агенты социальных изменений, подразделяются на три различных типа.
· Первый тип составляют обычные люди, занятые нормальной, повседневной деятельностью. Они работают и отдыхают, едят и спят, путешествуют и гуляют, разговаривают и пишут, смеются и ссорятся.
· Второй - это исключительные люди, которые благодаря особым личным качествам (знаниям, компетенции, таланту, мастерству, силе, хитрости и даже «харизме») действуют во имя или в интересах других, либо манипулируют другими, подавляют их. Это лидеры, пророки, идеологи, государственные деятели, диктаторы, тираны и т.д.
· К третьему типу относятся те, кто занимает позиции, обеспечивающие особые полномочия (при этом вовсе не обязательно, чтобы они обладали исключительными личными качествами). Роль таких людей требует действий, определяющих судьбу других. Мы имеем в виду правителей, законодателей, менеджеров, администраторов, полицейских и т.д.
В отличие от обычных людей, вклад каждого из которых ничтожен, но в совокупности они могут дать мощный импульс социальным изменениям, выдающиеся личности оказывают на ход истории значительное влияние.
Все "великие люди" различаются поряду критериев.
1. Время. Великих людей подразделяют их на тех, кто оставил долгий след в истории (Иисус, Будда, Цезарь, Наполеон, Сталин, Гитлер, Коперник, Эдисон), и временным, на смену которым приходят другие (люди из мира моды и шоу-бизнеса: Пьер Карден, Джанни Версаче, Элвис Пресли, Мадонна).
2. Пространственные масштабы. У кого-то масштабы влияния локально ограничены (Пиночет, Саддам Хусейн), а у кого-то распространяются на весь земной шар (Гитлер, Ленин).
3. Результаты деятельности. На одном полюсе — «лидеры действия»: полководцы, политики, диктаторы, на другом — «лидеры мысли»: пророки, философы, ученые, мыслители.
4. Способ деятельности. Люди могут оставить свой след в истории как непреднамеренно, так и намеренно.
Джеймс Ватт и Нильс Бор не могли предусмотреть, что их открытия приведут к технической революции (изобретению парового двигателя и ядерной бомбы).
Социальные движения в ряду других агентов изменений. Социальные движения — это, пожалуй, наиболее мощные силы, вызывающие социальные изменения. Люди сплачиваются и организуются для того, чтобы произвести изменения в обществе.
Социальные движения являются одновременно продуктом и производителем социальных процессов. С одной стороны, они могут рассматриваться как конечная причина последних, т. е. как условия, необходимые и достаточные для их совершения. Но социальные движения могут рассматриваться и просто как симптомы, эпифеномены, сопровождающие процессы, которые раскрываются по своим собственным законам (например, сопровождение прогресса модернизации, урбанизации неожиданными экономическими кризисами).
Классики XIX столетия выделили несколько причин, обусловливающих особую важность и значение социальных движений в современный период.
1. Первую можно назвать«темой Дюркгейма». Речь идет о простом физическом соединении больших масс людей в ограниченном районе, что происходит при индустриализации и урбанизации, приводящим к высокой «моральной плотности» населения.
2. Следующая типичная черта современности, которую можно назвать «темой Тенниса», - это изоляция индивидов в деперсонифицированном обществе (Gesellschaft), или «одиночество в толпе».
3. «Тема Маркса» отмечает беспрецедентный рост социального неравенства. Эксплуатация, угнетение, несправедливость, лишения объединяют людей.
4. «Тема Вебера» рассматривает демократические преобразования политической системы, открывающие поле для коллективных действий большим массам людей.
5. «Тема Сен-Симона и Конта» акцентирует внимание на завоевании, контроле, господстве над реальностью и манипулировании ею - вначале природой, а постепенно и человеческим обществом.
6. Современное общество переживает культурный и образовательный подъем, рост которого, сопровождая распространение капитализма и демократии, увеличивает резерв потенциальных участников социальных движений.
7. Последняя черта современного общества, способствующая формированию социальных движений, - возникновение и распространение средств массовой информации.
Итак, социальные движения являются важнейшими компонентами социальных изменений. Их изучение оказывает мощную поддержку теории социального становления.
Революции – пик социальных изменений.Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Концепция революции в ее современном смысле относительно молода.
Сам термин появился уже в XIV в. и означал вращательное движение, хождение по кругу. В XVII в. термин был заимствован политической философией и стал обозначать циклическую смену правителей или всей политической элиты в возникающих государствах. Лишь в XVIII в., с Великой французской революции (1789) как прототипа, складывается современная концепция революции. Она начинает использоваться в описании эпохальных прорывов, фундаментального «преобразования общества обществом». XIX век с его бесконечным динамизмом — индустриализацией, урбанизацией, развитием капитализма — был также «золотым веком» для идеи революции, которая проникла в повседневное мышление, равно как в политические и социальные теории.
От других форм социальных изменений революции имеют следующие четыре особенности.
1. Революции относятся к фундаментальным, всеобъемлющим многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов.
2. Революции вовлекают большие массы людей, мобилизуемых и действующих внутри революционного движения.
3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса.
4. Революции почти всегда сопровождаются насилием и принуждением. Это единственный спорный пункт, поскольку существуют исторические примеры принципиально ненасильственных, но удивительно эффективных и далеко идущих «революционных» движений, подобных гандизму в Индии или недавним социальным движениям в Восточной и Центральной Европе («мирная революция» польской «Солидарности», «бархатная революция» в Чехословакии).
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 2057;