Российское государство во второй половине XV – начале XVII в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. После смерти Василия II престол перешел к его сыну без всякого упоминания об Орде. В правление Ивана III (1462–1505) Московское княжество успешно развивалось: практически без сопротивления к Москве были присоединены многие русские земли – Ярославские, Ростовские, а также Пермские, Вятские, с проживающими здесь нерусскими народами. Это расширило многонациональный состав Российского государства. От Литвы перешли Чернигово-Северские владения.
Независимой от московского князя оставалась Новгородская боярская республика, обладавшая значительной силой. В 1471 г. Иван III предпринял решительные меры к подчинению Новгорода. Решающее сражение произошло на реке Шелони, когда москвичи, находясь в меньшинстве, одержали победу над новгородцами. В 1478 г. республика в Новгороде была окончательно ликвидирована. Из города в Москву был увезен вечевой колокол. Городом теперь управляли московские наместники.
В 1480 г. было окончательно свергнуто ордынское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял хан Ахмат. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат понял, что вступать в сражение бессмысленно. Это событие вошло в историю как «стояние на Угре». Русь еще за несколько лет до похода Ахмата прекратила выплачивать дань Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.
В 1497 г. был введен свод законов – «Судебник» Ивана III, укреплявший власть государя и вводивший единые правовые нормы на всей территории государства. Одна из статей «Судебника» регулировала переход крестьян от одного владельца к другому. Согласно «Судебнику» крестьяне могли уходить от феодалов лишь неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября), уплатив пожилое. Стали формироваться общегосударственные органы управления страной – приказы. Существовало местничество – порядок получения должностей в зависимости от знатности рода. Управление на местах осуществлялось на основе системы кормлений: собирая налоги с населения, наместники часть средств оставляли у себя. Укреплению авторитета государя послужила женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог.
Дело отца завершил Василий III (1505–1533), присоединив Рязань и Псков, отвоевав у Литвы Смоленск. Все русские земли объединились в единое Российское государство. В годы правления Василия III во многих русских городах развернулось каменное строительство. В Москве был построен в Кремле Благовещенский собор и окончательно достроен Архангельский собор, в который были перенесены останки великих московских князей. Ров около Московского Кремля выложили камнем. Деревянные стены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и Зарайске были заменены каменными. А в Новгороде, в который любил наезжать великий князь московский, кроме стен были перестроены улицы, площади и ряды.
Россия при Иване IV. Реформы середины XVI в. Политика опричнины. После смерти Василия III престол перешел к трехлетнему Ивану IV (1533–1584), впоследствии прозванному Грозным. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Все государственные дела она поручила вести Боярской думе. В правление Елены Глинской в войне с Литвой были присоединены небольшие территории на западе, а также отражены набеги татарской конницы на Московские земли. Была проведена денежная реформа: монеты различных княжеств заменялись монетами единого образца – копейками. В 1538 г. Елена неожиданно скончалась (есть предположение, что она была отравлена). После ее смерти обострилась борьба за власть между боярскими группировками.
По достижении 17-летнего возраста в 1547 г. Иван Васильевич венчался на царство, став первым царем на Руси. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти.
При молодом царе сложился кружок друзей – Избранная рада. В нее входили дворянин Алексей Адашев, протопоп Сильвестр (духовник молодого царя), князь Андрей Курбский, митрополит Макарий. Задачей этих людей была помощь царю в управлении государством и разработка реформ.
В 1549 г. состоялся созыв первого в истории страны Земского собора, в который вошли выборные представители от каждого сословия. В 1550-х годах завершилось складывание приказной системы, до 1568 г. называлась «приказная изба». Создание приказов было вызвано усложнением государственного управления в связи с ростом подвластных территорий. Возникли Посольский, Поместный, Разрядный, Разбойный приказы, Челобитная изба – высший контрольный орган государства. Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник.
В 1550 г. был принят новый «Судебник», подтвердивший правило Юрьева дня.
В 1555–1556 гг. завершилась реформа местного управления, была отменена система кормлений, создано стрелецкое войско, проведены губная и земская реформы. В 1551 г. принят «Стоглав» – решение церковного собора, упорядочившего дела церкви.
В 1565–1572 гг. Иван IV установил режим опричнины, приведший к многочисленным жертвам и разорению страны. Территория государства была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину царь включил наиболее важные земли. В них поселились дворяне, входившие в опричное войско. Опричники за короткий срок привели эти земли в самое нищенское положение, крестьяне бежали оттуда на окраины государства. Содержать это войско должно было население земщины. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Во главе опричников Иван Васильевич совершил карательный поход против Новгорода и Пскова. Города, находившиеся на пути в Новгород, сам Новгород и его окрестности были подвергнуты страшному разорению. Псков сумел откупиться очень большими деньгами. В 1581 г. вводятся «заповедные лета» – запрет перехода крестьян в Юрьев день.
Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Во внешней политике Иван IV стремился к расширению территории государства: в 1552 г. была взята Казань, в 1556 г. – Астрахань, в 1582 г. началось покорение Сибирского ханства.
В 1558–1583 гг. проходила Ливонская война за получение Россией выхода к Балтийскому морю. Но эта война окончилась неудачей для России: по Ям-Запольскому миру (1582) к Польше отходила Ливония, по Плюсскому миру (1583) Швеция закрепляла за собой Финский залив, часть Карелии, крепости Нарву, Ивангород, Копорье, Ям, Карелу.
В период Ливонской войны и опричнины весной 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей двинулся на Москву. Опричное войско не смогло оказать сопротивление внешнему врагу. Москва была сожжена ханом. В пожаре погибло до 80 тыс. человек.
В 1582 г. перед угрозой нового нашествия татар Иван IV был вынужден отказаться от разделения войска. В результате объединенное войско под руководством воеводы князя М. И. Воротынского разбило татар у села Молоди. Опричнина была отменена.
Смута. Начало династии Романовых. После смерти Ивана Грозного Земский собор, составленный из служилых людей, признал царем сына Ивана IV Федора. В 1589 г. было введено патриаршество, что означало независимость Русской православной церкви от Константинополя. В 1597 г. вводились «урочные лета» – пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1598 г. со смертью Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей Земский собор большинством голосов избрал Бориса Годунова на царство.
Начало ХVII в. – период Смутного времени. Причины Смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV и при его преемниках.
1) В 1570—1580-х гг. в запустение пришли наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. В результате опричнины и Ливонской войны часть населения разбежалась, другая – погибла. Центральная власть, чтобы предотвратить бегство крестьян на окраины, пошла по пути прикрепления крестьян к земле феодалов-землевладельцев. Фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права. Введение крепостного права привело к обострению социальных противоречий в стране и создало условия для массовых народных выступлений.
2) После смерти Ивана IV Грозного не оказалось наследников, способных продолжить его политику. В царствование мягкого по характеру Федора Ивановича (1584–1598) фактическим правителем страны был его опекун Борис Годунов. В 1591 г. в Угличе при неясных обстоятельствах погиб последний из прямых наследников престола, младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Народная молва приписывала организацию убийства Борису Годунову. Эти события вызвали династический кризис.
3) В конце XVI в. происходит усиление соседей Московской Руси – Речи Посполитой, Швеции, Крымского ханства, Османской империи. Обострение международных противоречий станет еще одной причиной разразившихся в период Смуты событий.
В период Смуты страна фактически находилась в состоянии гражданской войны, сопровождавшейся польской и шведской интервенциями. Широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий, «чудесно спасшийся» в Угличе. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Согласно официальной версии московского правительства Бориса Годунова, человек, выдававший себя за Дмитрия, был беглый монах Григорий Отрепьев. В историю он вошел под именем Лжедмитрия I.
В июне 1605 г. ставленник польской шляхты Лжедмитрий I вступил в Москву. Однако его политика вызывала недовольство и простого народа, и бояр. В результате заговора боярства и восстания москвичей в мае 1606 г. Лжедмитрий был убит. Бояре провозглашают царем Василия Шуйского (1606–1610).
В 1606–1607 гг. происходит народное выступление под предводительством Ивана Болотникова. Летом 1606 г. Болотников из Кром двинулся на Москву. По дороге небольшой отряд превратился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, посадские люди и даже отряды дворян во главе с Прокопием Ляпуновым. Болотниковцы на два месяца осадили Москву, но в результате измены части дворян были разгромлены войсками Василия Шуйского. В марте 1607 г. Шуйский издал «Уложение о крестьянах», вводившее 15-летний срок сыска беглых крестьян. Болотников был отброшен к Калуге и осажден царскими войсками, однако вырвался из осады и отступил к Туле. Трехмесячную осаду Тулы возглавил сам Василий Шуйский. Река Упа была перегорожена плотиной и крепость затоплена. После обещания В. Шуйского сохранить жизнь восставшим те открыли ворота Тулы. Нарушив слово, царь жестоко расправился с повстанцами. Болотников был ослеплен, а затем утоплен в проруби в городе Каргополе.
В то время, когда Шуйский осаждал Болотникова в Туле, на Брянщине объявился новый самозванец. Опираясь на поддержку польской шляхты и Ватикана, в 1608 г. из Польши на Россию выступил Лжедмитрий II. Однако попытки взять Москву окончились безрезультатно. Лжедмитрий II остановился в 17 км от Кремля в селе Тушино, за что и получил прозвище «Тушинский вор».
Для борьбы с тушинцами Шуйский в феврале 1609 г. заключил договор со Швецией. Шведы давали войска для борьбы с «Тушинским вором», а Россия отказывалась от своих претензий на Балтийское побережье.
Польский король Сигизмунд III приказал шляхтичам покинуть Тушино и идти под Смоленск. Тушинский лагерь распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит. Тушинские бояре пригласили на московский престол сына польского короля царевича Владислава.
Летом 1610 г. в Москве произошел переворот. Шуйский был свергнут, власть захватили бояре во главе с Ф. И. Мстиславским. Это правительство получило название «семибоярщина». Несмотря на протесты патриарха Гермогена, «семибоярщина» заключила договор о призвании на русский престол царевича Владислава и пустила польских интервентов в Кремль.
Катастрофическое положение всколыхнуло патриотические чувства русского народа. В начале 1611 г. сложилось Первое народное ополчение во главе с П. Ляпуновым осадившее Москва, но из-за внутренних разногласий между участниками оно распалось, а Прокопий Ляпунов был убит.
Шведские войска, освобожденные после свержения Шуйского от договорных обязательств, захватили значительную часть севера России, включая Новгород, осадили Псков, поляки после почти двух лет осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую.
Осенью 1611 г. сложилось Второе народное ополчение по инициативе нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина и возглавленное князем Дмитрием Пожарским. В 1612 г. Москва была освобождена от поляков.
В феврале 1613 г. на престол Земским собором был избран Михаил Романов.
Культура. Литература. Одним из наиболее ярких произведений второй половины XV в. стало «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец совершил путешествие в Индию в 1466–1472 гг. Произведение Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии. Создание единого государства способствовало появлению обширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Публицистика представлена перепиской Ивана Грозного с Андреем Курбским, сочинениями М. Башкина, Ф. Косого, И. Пересветова. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец положили начало книгопечатанию в России. Первая датированная русская книга «Апостол» (1564), затем «Часослов» (1565), первый русский букварь (1574).
Живопись. В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Дионисий, продолживший традиции А. Рублева. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение. Дионисием созданы знаменитые росписи Ферапонтова монастыря.
Архитектура. В конце XV в. Москва стала столицей Русского государства, что должно было быть закреплено и во внешнем облике города. В правление Ивана III под руководством итальянских мастеров была построена современная кремлевская стена с башнями. Для того времени это было выдающееся фортификационное сооружение, рассчитанное на длительную осаду. Итальянских же мастеров Иван III привлек для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси – Успенский собор – архитектор Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Была построена Грановитая палата Пьетро Солари и Марком Фрязиным. Возведены Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. В создании последнего принимал участие еще один итальянский зодчий – Алевиз Новый. В первой половине XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Выдающимся памятником этого стиля стал храм Вознесения в Коломенском. В 1554–1560 гг. в честь взятия Казани по приказу Ивана IV был построен Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного) (русские зодчие Барма и Постник), ставший на многие века символом России. В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений был Федор Конь. Им построены стены Белого города в Москве (на месте нынешнего Садового кольца), стены Смоленского кремля.
Россия в XVII в.
Итоги Смутного времени. Земский собор в феврале 1613 г. избрал царем 16-летнего Михаила Романова (1613–1645). В 1617 г. был заключен Столбовский мир со Швецией. Россия возвращала Новгородские земли, за шведами были оставлены берег Финского залива, Невские земли, Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Карела. В 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Польшей, по которому к Польше отходили Смоленские, Черниговские, Новгород-Северские земли, Себеж.
Экономическая система в XVII в. В сельском хозяйстве господствовала барщинная система, крестьяне находились в личной зависимости от феодала, работали на барщине и платили оброк, чаще в натуральной форме.
Постепенно происходило развитие товарного хозяйства и формирование единого всероссийского рынка, сокращалось действие натурального хозяйства. Складывалось мелкотоварное производство. Во второй половине XVII в. появились купеческие и казенные мануфактуры – крупные предприятия, основанные на ручном труде и разделении труда – в металлургии, оружейном, полотняном, кожевенном деле. В крупных центрах периодически организовывались ярмарки – торги. Самая крупная ярмарка – Макарьевская под Нижним Новгородом. Таможенный устав 1653 г. ввел единую пошлину, отменив внутренние поборы с купцов. Новоторговый устав 1667 г. запретил иностранцам вести розничную торговлю в городах. Внешняя торговля страдала от отсутствия выходов к Балтийскому и Черному морям.
Внутренняя политика России в XVII в. При Михаиле Романове было восстановлено хозяйство страны, укреплено положение государства. Крупную роль в управлении играл отец Михаила – патриарх Филарет (умер в 1633 г.).
При Алексее Михайловиче Романове (1645–1676) Тишайшем происходит дальнейшее значительное укрепление положения царской власти. Постепенно прекращаются созывы Земских соборов, падает роль Боярской думы. Одним из последних Земских соборов в 1649 г. принято Соборное уложение, укреплявшее власть царя и дворян, отменявшее существование «белых слобод» в городах. Уложение окончательно юридически оформило крепостное право, установив бессрочный поиск беглых крестьян. Все податное население страны было прикреплено либо к земле, либо, как это было в городах, к посаду.
Крупными государственными деятелями при Алексее Романове были А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, Н. И. Одоевский. Происходит процесс усиления светской власти по сравнению с церковной.
После смерти Алексея Михайловича на русский престол вступил болезненный Федор Алексеевич (1676–1682), а затем царем провозглашен 10-летний Петр I. Бояре Милославские, опираясь на стрельцов, выдвинули своего представителя на царство – слабого здоровьем Ивана V. За малолетних правителей власть осуществляла царевна Софья, пытавшаяся отдалить Петра от престола. В 1689 г. достигший совершеннолетия Петр отстранил от власти Софью. Софья, не желая расставаться с властью, подняла против Петра стрелков, но восстание было жестоко подавлено, а Софья заточена в монастырь. Формально Петр I был, а со смертью Ивана V стал в 1696 г. единоличным правителем.
Церковный раскол. Старообрядчество. В 1653–1656 гг., стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон проводил реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Результатом церковной реформы Никона становится возникновение церковного раскола, появление противников реформ Никона – старообрядцев-раскольников. Лидерами раскольников были протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Раскол стал одной из форм народного протеста, связывавшего ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями лидеров раскола, бежали на Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.
Социальные движения в XVII в. Введение налога на соль вызвало в 1648 г. Соляной бунт в Москве. В 1650 г. в ряде городов России также вспыхнули восстания. В 1662 г. в связи с выпуском медных денег и девальвацией в Москве произошел Медный бунт. В 1667 г. с «похода за зипунами» началось восстание под предводительством Степана Разина. В 1670–1671 гг. на Волге и Дону развернулась крестьянская война, в ходе которой Разин рассылал «прелестные письма» с призывами присоединиться к восставшим. Движение было жестоко подавлено, Разин казнен. В историю XVII век вошел как «бунташный».
Внешняя политика России в XVII в. Расширение территории Российского государства. Главными задачамивнешней политики в XVII в. стали:
1) возвращение потерянных в ходе Смуты земель;
2) дальнейшее расширение территории страны на восток;
3) получение выхода к морям – Азовскому, Черному или Балтийскому.
В 1632 г. по решению Земского собора началась война за возвращение Смоленска. Из-за хозяйственного разорения страны и отсталости государственной и военной организации Россия не сумела одержать решительную победу в этой войне. По Поляновскому миру, подписанному в 1634 г., Речь Посполитая возвращала России лишь город Серпейск и признала царя Михаила Федоровича Романова государем Руси. Польский король Владислав отказывался от претензий на российский престол.
В 1648 г. на Украине началась национально-освободительная борьба против Речи Посполитой. Во главе борьбы встал выдающийся государственный деятель и полководец Богдан Хмельницкий. Россия, внимательно наблюдая за ходом событий на Украине, оказывала ей дипломатическую, экономическую и военную поддержку. В апреле 1653 г. Хмельницкий обратился, и уже не в первый раз, к России с просьбой принять Украину в ее состав. В мае 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией. 8 января 1654 г. состоялась Переяславская рада, утвердившая это решение. Украина получала права на широкую автономию в составе России. Речь Посполитая не согласилась с воссоединением Украины с Россией, поэтому России пришлось воевать с Польшей еще 13 лет (1654–1667). В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие с Польшей, по которому Россия получила Смоленские земли, Левобережную Украину с городом Киевом и Запорожье. Эти условия были окончательно закреплены в 1686 г. «Вечным миром» с Речью Посполитой.
В XVII в. продолжалось освоение Сибири и Дальнего Востока. По рекам и берегам морей русские землепроходцы и мореходы шли на восток. В 1648 г. С. И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой, В. Д. Поярков, Е. П. Хабаров исследовали Амур и другие реки. В. А. Атласов пересек Камчатку. Приамурье входит в состав владений России. Коренное население Сибири и Дальнего Востока должно было вносить в государственную казну особую плату – ясак – соболиными и другими ценными мехами. В 1689 г. был заключен Нерчинский договор с Китаем, определивший границу между Россией и Китаем.
В 1687 и 1689 гг. состоялись два похода на Крым В. В. Голицына (ставленника Софьи), окончившиеся поражением русской армии. Петр I в 1695 г. потерпел поражение под Азовом, а в 1696 г. овладел им. Открылась возможность выхода в Черное море. Петр отправился в Европу с Великим посольством искать союзников в войне против Турции. Союз против Турции создать не удалось, но возникла возможность борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю.
Культура России XVII в. Ведущим процессом в развитии русской культуры в XVII в. становится ее обмирщение. В результате расширения связей с западноевропейскими странами в Россию проникают элементы передовых научных знаний и культурных достижений. Русская культура приобретает все более светский характер. Это выражалось в распространении научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.
Научные знания. Издавались учебники по математике, лечению травами, географии и т. д. Использовались новинки техники: куранты на Спасской башне Московского Кремля, компасы, буровые приспособления на соляных промыслах и др. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника. Издан «Синопсис» по истории Русского государства. Для царя и его окружения составлялась рукописная газета «Куранты».
Литература. Поэт Симеон Полоцкий прославлял правление Алексея Михайловича, был одним из создателей Славяно-греко-латинской академии – первого в России высшего учебного заведения (1687). Это было учебное заведение для людей «всякого чина и возраста», возглавили его греки – братья Лихуды.
Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался прежде всего возникновением сатирической литературы: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Сказание о Куре и Лисе», «Повесть о Шемякином суде». В качестве главного литературного персонажа на смену исторической личности приходит вымышленный герой, собирательный образ: «Повесть о Горе и Злочастии», «Сказание» Авраамия Палицына. Продолжает развиваться автобиографическая литература: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Театр. При дворе Алексея Михайловича в 1672 г. открылся первый в России театр («театральная храмина»), но был запрещен церковью в 1676 г. после смерти царя.
Архитектура. Возник стиль «узорочье» – сочетание изразцов, фигурного кирпича, белого и красного камня. Ярким проявлением этого стиля стал Ростовский кремль. В 1640–1670-х годах рождается новый стиль – «московское барокко» (или, по фамилии главных заказчиков, «нарышкинское барокко»), характеризуемое многоярусностью построек и пышностью убранства: храм Троицы в Никитниках, церковь Покрова в Филях.
Замечательным образцом деревянного зодчества, которое переживало расцвет в XVII в., является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Живопись представлена иконописью. Стало заметно стремление к реализму, но в то же время использовались народные традиции, идущие из глубины веков. Выдающийся мастер живописи XVII в. Симон Ушаков написал иконы «Троица» (хранится в Русском музее), «Спас Нерукотворный», «Вседержитель». Черты реализма проявляются в портретном жанре. Светский характер живописи выражался в создании первых портретов – парсун.
Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 1293;