ОСОБНЯК С.П. РЯБУШИНСКОГО в Москвеу Никитских ворот (1900–1902, арх. Ф.О. Шехтель) – типичный образец русского модерна.
Национально-романтической ветвью русского модерна является стилевое направление «неорусский стиль», получивший наиболее полное воплощение в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и книжной графике рубежа веков.
Для неорусского стиля начала XX века (иногда называемый неоромантизмом) характерно обращение к традициям древнерусской архитектуры, но через приемы модерна, не копируя натуралистически детали средневекового русского зодчества, что было характерно для «русского стиля» середины XIX века, а свободно варьируя его, стремясь передать сам дух Древней Руси. Отличие его от собственно модерна прежде всего в маскировке, а не в выявлении, что характерно для модерна, внутренней конструкции здания и утилитарного назначения за причудливо-сложной орнаментацией.
Основа стиля – в деятельности Абрамцевского кружка под Москвой (В. Васнецов, М. Врубель, В. и Е. Поленовы, К. Коровин) и в кружке художников в Талашкино под Смоленском (С. Малютин, Н. Рерих).
Архитектуру неоруского стиля представляет ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ в Москве (Ф. Шехтель, 1903–1904), КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ в Москве(А. Щусев, 1913–1926), Марфо-Мариинская обитель в Москве (А. Щусев), старое ЗДАНИЕ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ в Москве (В.М. Васнецов, 1900–1905),
ОСОБНЯ́К АРСЕ́НИЯ МОРО́ЗОВА в Москве(ныне Дом приёмов Правительства РФ) – особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженка (дом №16), построенный в 1895 — 1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетающее элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.
Модерн получил развитие не только в Москве, но и в Петербурге, где он развивался под несомненным влиянием скандинавского, так называемого «северного модерна»: ПАВЕЛ ЮЛЬЕВИЧ СЮЗО́Р в 1902–1904 гг. строит ЗДАНИЕ КОМПАНИИ ЗИНГЕР в Петербурге на Невском проспекте (теперь Дом книги). Земная сфера на крыше здания должна была символизировать международный характер деятельности фирмы. В облицовке фасада использованы ценные породы камня (гранит, лабрадор), бронза, мозаика.
Наиболее видными мастерами петербургского модерна были Федор Иванович Ли́два́ль, Ипполи́т Алекса́ндрович Претро́, Николай Васильевич Васильев, Алексе́й Фёдорович Бубы́рь, Владимир Петрович Апы́шков, Мариа́н Мариа́нович Перетя́́ткович.
Одним из наиболее видных мастеров петербургского модерна был ФЕДОР ИВАНОВИЧ ЛИ́ДВАЛЬ (1870–1945): жилой ДОМ ЛИДВАЛЯ в Петербурге на Каменноостровском (№ 1–3) проспекте, дом графа М.П. Толстого в Петербурге на Фонтанке (№ 10–12), ЗДАНИЯ АЗОВО-ДОНСКОГО БАНКА в Петербурге на Большой Морской, ГОСТИНИЦА «АСТОРИЯ» в Петербурге.
Но на петербургский модерн оказали влияние традиции монументального петербургского классицизма. Это послужило толчком для появления еще одной ветви модерна – неоклассицизма XX века. ОСОБНЯК А.А. ПОЛОВЦЕВА в Петербургена Каменном острове (1911–1913, архитектор И.А. ФОМИН) в полной мере отражает черты этого стиля: в ионическом ордере решен фасад (центральный объем и боковые крылья), а интерьеры особняка в уменьшенном и более скромном виде как бы повторяют анфиладу зал Таврического дворца, но огромные окна полуротонды зимнего сада, стилизованный рисунок архитектурных деталей четко определяют время начала века.
В русле неоклассицизма работал ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ ЩУКО́ (1878–1939). В доходных домах на Каменноостровском проспекте(№ 63 и 65) в Петербурге он творчески переработал мотивы раннеитальянского и высокого Возрождения палладианского типа.
Стилизацией итальянского ренессансного палаццо, конкретнее – венецианского Дворца дожей, является здание банкана углу Невского и Малой Морскойв Петербурге (1911–1912, арх. М.М. Перетя́ткович), особняк Г.А. Тарасова на Спиридоновке в Москве, 1909–1910, арх. И.В. Жолтовский (1867–1959); образ флорентийских палаццо и архитектура Палладио вдохновляли А.Е. Белогруда (1875–1933), а в одном из его домов на Архиерейской площади в Петербурге интерпретируются мотивы архитектуры раннего средневековья.
Модерн явился одним из самых значительных стилей, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. Модерн – это не только определенная конструктивная система. Со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера. Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики, он узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов.
В изобразительных искусствах модерн проявил себя в скульптуре – текучестью форм, особой выразительностью и причудливостью силуэта, динамичностью композиций. Для живописи модерна характерны плоскостность и орнаментальность в сочетании с натуралистическими деталями.
Дата добавления: 2015-10-30; просмотров: 752;