О христианском экзистенциализме.
Наверное, стоит согласиться с Сартром в том, что атеистический экзистенциализм является наиболее законченным проявлением идеи экзистенциализма. И в то же время экзистенциализм как философская позиция внутренне, по смыслу своему, связан с христианством (он мог появиться только в христианской культуре). В сущности, экзистенциалистское мироощущение наиболее полно можно выразить фразой «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты меня оставил!»[1]. Экзистенциализм – доведенное до логического конца переживание божественного отсутствия (человек оставлен Богом на самого себя, он должен сам брать за все на себя ответственность). Это было еще у Кьеркегора.
Что же касается философов-экзистенциалистов 20-го века, которые характеризуют себя именно как религиозных философов – нужно назвать, прежде всего, Карла Ясперса и Пауля Тиллиха.
Карл Ясперс (1883—1969)
Так же, как и Сартр чуть позже (Ясперс старше Сартра) и Кьеркегор до него Ясперс говорит об экзистенции (моем единичном существовании в этой уникальной ситуации, от которого я не могу абстрагироваться).
Человек, поскольку он осознает свою экзистенцию, осознает так же, что она, в принципе, конечна. Речь идет не только о факте человеческой смертности. А еще и о том, что все проекты, задуманные и осуществленные человеком, терпят крах (ценности, сотворенные человеком, устаревают, так же, как и создания его мысли, общественные институты и т. д.).
Если человек, говоря языком Сартра, - «проект бытия», то этот проект всегда, по большому счету заканчивается неудачей. Человек не может построить (конституировать) мир основываясь на себе самом. Через осознание (ощущение) этого дает о себе знать трансцендентное[2], - пишет Ясперс. Оно непознаваемо, но лишь дает о себе знать (через эту человеческую несостоятельность).
Трансцендентное (Бог) раскрывается человеку в пограничных ситуациях (в моменты крушения его собственной экзистенции). Моменты провала такого проекта как «человек» указывают на то, что глубже человека и является, можно сказать, основанием возможности его экзистенции. Но в то же время неопределенность, непознаваемость трансцендентного мешает экзистенциалисту-Ясперсу назвать его «основанием».
Подобные мысли мы найдем и у Пауля Тиллиха (1886 - 1965). В своей работе «Мужество быть» он пишет, что человек не может укрыться от экзистенциальной тревоги ни посредством погружения в обыденность, ни через духовное возрождение, ни посредством веры и усиленной набожности.
Тревога никуда не уйдет. И чтобы справиться с этой тревогой (перед судьбой и смертью, перед виной и осуждение, перед пустотой и бессмысленностью существования) необходимо мужество. Он должен отважиться жить перед лицом этой тревоги, утверждая свое право быть человеком, а не только той, или иной вещью.
Тиллих так же осмысливает марксово понятие «отчуждение» в религиозном ключе: то, что христиане называют «грехом» есть отчуждение человека от подлинной жизни, от Бога, от других людей, от самого себя (каким он должен был бы быть). «Грех» у Тиллиха, скорее, не вина человека, а то, с чем ему постоянно приходится «сражаться».
[1] Евангелие от Матфея, 27;46, Евангелие от Марка 15;34.
[2] Трансцендентное – запредельное, внеположное.
_____________________________________________________________________________
Основные работы философов-экзистенциалистов:
Ж. П. Сартр, «Бытие и ничто» (1943)
Ж. П. Сартр[1], Экзистенциализм - это гуманизм» (1946)
А. Камю[2], «Бунтующий человек» (1943-1951)
К. Ясперс, «Философская вера» (1948)
К. Ясперс, «Смысл и назначение истории» (1949)
П. Тиллих, «Мужество быть» (1952)
[1] Сартр, так же, не менее известен своими литературными произведениями, такими, как «Тошнота», «Дороги свободы», пьеса «Мухи» и многие другие. В 1964 году Сартру была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказался (объясняя это тем, что не хочет ничем быть обязанным власти).
[2] Камю в первую очередь считает себя литератором, а не философом. Наиболее известны его роман «Чума», повести «Посторонний», «Падение».
_____________________________________________________________________________
Лекция девятая.
Структурализм (постструктурализм)
Новое философское направление, о котором пойдет речь, заявляет о себе в конце 60-х, в 70-е годы во Франции (отчасти потеснив экзистенциализм). Термин «постструктурализм» тяготеет к тому, чтобы быть синонимом слову «постмодерн» (единственно, что о «постмодерне» можно говорить, применительно к искусству, литературе и философии, а «постструктурализм» - это, все-таки, те или иные философские (или постфилософские) концепции).
К числу философов, (пост-)структуралистов можно отнести: Ролана Барта, Мишеля Фуко, Жака Деррида, Жиля Делеза, Жака Лакана, Франсуа Лиотара, Ф Гваттари, Жана Бодрийяра и др.
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 627;