Понятие «экзистенция».
Предмет рефлексии Кьеркегора, так же, - человек. И в своей интерпретации того, что такое человек, Кьеркегор отталкивается от Гегеля, от гегелевского различения вещи и индивида[1].
Человек не есть в смысле вещи, сущность его состоит не в пассивном пребывании и обладании неким качествами, а в том, что он – существо действующее (он совершает поступки, принимает решения). В том, что его существование протекает во времени (оно принципиально текуче и принципиально конечно) и в определенных жизненных обстоятельствах (от которых он не в состоянии и не в праве абстрагироваться).
Кьеркегор вводит в качестве принципиального различия различие бытия и существования. «Есть» вещь, - человек же существует. Если он, конечно, не просто вещь. Человеку мало быть, ему нужно существовать. Существовать труднее, - пишет Кьеркегор [2].
«Существование» по-латыни – existentia (экзистенция). Кьеркегора впоследствии назовут родоначальником философии экзистенциализма[3].
Итак, человек, согласно Кьеркегору – это существование (экзистенция»).
[1] См. раздел «Понятие духа в философии Гегеля»
[2] «Существовать в качестве человека, означает отваживаться на решение» С. Кьеркегор, «Философские крохи»
[3] Большинство представителей этого философского направления жили уже в 20-м веке. Смотри лекцию «Философия экзистенциализма».
____________________________________________________________________________
Критика Гегеля.
Однако дальнейший ход мысли Гегеля Кьеркегором уже не приемлется. Гегель, определив индивида как существо действующее, переходит затем от индивида (конкретного человеческого субъекта) к Абсолютному духу (абсолютному субъекту). Конкретный человек оказывается у Гегеля моментом существования Абсолюта.
Кьеркегора удивляет и вызывает возмущение то, что Гегель пишет (строит свою философскую систему) как бы с точки зрения Абсолютного духа, как если бы это было возможно, чтобы человеческий разум мог стать на позицию Абсолютного разума и с этой позиции взглянуть на мир.
Гегель говорит с позиции Абсолюта, с позиции вечности и о вечном, о мире в целом, о бытии…. В то время, как для меня (реального человека) речь может идти только о моем существовании.
С точки зрения Абсолютного духа (если бы мы могли на нее встать) мир предстал бы нам как разумное целое, зло было бы иллюзией, смерть так же; все различия снимались бы, все противоречия были бы преодолимы[1]. С позиции моего конкретного существования мир непонятен, зло и смерть реальны, различия остаются различиями, а противоречия противоречиями.
Кьеркегор считает, что отвлеченное мышление, абстрагирующееся от личности, от существования самого мыслителя, - глупость[2]. Для Кьеркегора философия – это, прежде всего, этика: для меня (человека) речь идет о моем конкретном существовании, о том, что мне с ним делать, какие решения я принимаю в своей жизни (а все значимые решения в моей жизни так или иначе морально окрашены).
Человек, согласно Кьеркегору, не «снимается» в некоем сверхличностном Мировом духе. Его сущность – в том, что он здесь и сейчас и это он принимает решения, а не мировой разум. Он рождается и умирает, может погубить или спасти свою душу, он вновь и вновь пытается из своей конечности помыслить вечное.
В животном царстве мы видим, что род выше индивида (существование индивида подчинено интересам рода). С человеком дело обстоит наоборот. Самое существенное в человеке то, что он – единственный в своем роде, «этот одиночка».
[1] См. раздел «Логика Гегеля» (термин «снятие») Кьеркегор восстает против общих принципов гегелевского мышления.
[2] «Абстрактный мыслитель, несомненно, существует, однако его существование выглядит скорее, как сатира. Он удостоверяет существование тем, что мыслит, — но немедленно впадает в странное противоречие: ведь чем абстрактнее его мышление, тем сильнее абстрагируется он от своего существования» С. Кьеркегор «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»»,§ 1.
_____________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 691;