Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
Понятие общества сочетается с представлениями о странах и народах, существовавших в различные эпохи в разных регионах планеты. И первое, что бросается в глаза при их сравнении – это непохожесть, уникальность этих стран, неповторимость их исторических путей. Это и порождает представление об истории человечества как сосуществовании отдельных, неповторимых, уникальных и разнообразных форм совместной жизни.
Но как бы ни отличались друг от друга эти страны, в их организации мы обнаруживаем общие для всех элементы: материальное производство, классы, политические институты, мораль, право. Это обстоятельство формирует представление о наличии всеобщих, универсальных форм организации человеческого общества, о единстве и целостности его истории.
Эти особенности исторического процесса и порождают различные подходы к его интерпретации: линейный, или стадиально-поступательный, и нелинейный, или цивилизационный. Линейный подход ориентирует на понимание истории как поступательного развития к ступеням все большего совершенства (прогрессизм), либо последовательного возвращения к простым формам организации (регрессизм).
Прогрессистский вариант концепции линейного развития наиболее последовательно воплощен в марксистском учении об общественно-экономической формации. Понятие формации фиксирует универсальные, закономерные черты исторического процесса, его единство. Учение о формауии основывается на следующих положениях:
1) совокупность материальных условий существования людей, то есть общественное бытие, является первичной относительно их общественного сознания;
2) основой общества выступает способ производства материальных благ со свойственными ему производительными силами и производственными отношениями;
3) производственные отношения составляют экономический базис общества, порождающий и определяющий все остальные социальные сферы;
4) на основе базиса возникает и развивается надстройка как система духовных отношений, идей, а также организаций и учреждений, осуществляющих управление обществом;
5) причиной перехода от одной формации к другой является противоречие между развивающимися производительными силами и устаревающими производственными отношениями, а формой такого перехода выступает социальная революция;
6) история общества – это естественно-исторический процесс поступательного перехода от одной формации к другой в направлении к коммунизму как высшей форме социальной организации.
Формация – это конкретно-исторический тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития, который характеризуется свойственными ему связями, отношениями и формами организации людей и функционирует и развивается по своим специфическим законам на основе определенного способа производства.
Наиболее существенными недостатками теории формации являются: сведение всего разнообразия общественной жизни к экономическим отношениям, игнорирование локальных (региональных) особенностей исторического процесса, недооценка внеэкономических факторов социальной жизни, преувеличение роли насилия в истории.
На преодоление этих недостатков и направлен нелинейный подход, реализованный в двух формах: цивилизационной и культурологической. Впервые понятие цивилизации применяется в произведениях французских философов-просветителей для обозначения общества. Основанного на принципах разума и справедливости. Позже содержание понятия цивилизации меняется. Его используют либо для обозначения уровня развития региона или этноса (античная цивилизация, китайская цивилизация), либо для выделения стадии упадка културы (Шпенглер), либо как синоним культуры (Тойнби). Но какое бы значение ни придавали понятию цивилизации, общепризнанным является то, что цивилизация означает собственно социальную форму организации людей, которая существенно отличается от периода дикости и варварства. Признаками цивилизации являются:
1) наличие производства как средства удовлетворения человеческих потребностей;
2) общественное разделение труда; 3)выделение семьи в качестве самостоятельного элемента общества;
4) социальный способ организации людей;
5) совокупность традиций, обычаев и религиозных представлений, определяющих отношение к человеку и природе;
6) наличие постоянно развивающейся и расширяющейся системы позитивных знаний о мире.
Понятие цивилизации фиксирует разнообразие форм исторического процесса, уникальность исторических судеб стран и народов, неповторимость системы социальных и духовных ценностей, особенности геополитического положения. Любая цивилизация характеризуется специфическим для нее образом жизни, системой ценностей мировоззрением.
Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовных ценностей и культурных традиций, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических границ.
Понимание цивилизации как стадии в развитии общества (на таких позициях стояли Белл, Тоффлер, Бжезинский) дополняется представлением о цивилизации как совокупности отличительных особенностей культуры, экономики, традиций, обычаев отдельных стран и народов, либо как о культурно-историческом типе общества. Такое понимание цивилизации и является основой культурологического подхода к оценке исторического процесса как смены уникальных локальных культур. Например, основатель этой концепции Данилевский выделял египетскую, китайскую, индийскую, еврейскую, германо-романскую, русскую цивилизации.
Очевидно, что понятие цивилизации предназначено для того, чтобы отличить общество, удовлетворяющее свои потребности путем присвоения природного продукта, от общества, основанного на производстве. Цивилизованное общество в его истории представлено двумя типами: традиционным и техногенным. Оно в своем развитии проходит такие стадии, как аграрно-техническая, индустриальная и постиндустриальная. Индустриальная цивилизация характеризуется высоким уровнем развития промышленности, широким производством товаров массового потребления, динамизмом и направленностью на все новое. Эти черты дополняются в постиндустриальном обществе преобладанием сферы услуг, ведущей ролью науки и информации, индивидуализацией производства и потребления, ростом удельного веса “среднего класса”.
Высокий уровень технологизации и технизации современного общества на основе науки открывает перед человеком в сущности неограниченные возможности в преобразовании мира и удовлетворении своих потребностей. При этом преодолеваются различия в экономике, культуре, традициях разных народов, осуществляется сближение их с помощью новейших технологий, международных институтов и общечеловеческих ценностей. Глобализация и интеграция ведут к стиранию национально-культурной специфики народов, разрушения национальных ценностей. Вместе с тем, отмеченные факторы порождают и многочисленные негативные явления, которые, нарастая, начинают угрожать самому существованию человека и получают название глобальных проблем современности. Среди этих проблем главными являются проблема предотвращения новой мировой войны, экологическая и демографическая проблема, проблема неравномерности социального развития и другие.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1251;