Природа как объект философского познания
Проблема постижения природы стоит перед человеком издавна. Диапазон интереса людей к природе чрезвычайно широкий и разнообразный: от чисто потребительского до морально-эстетического. Необходимо отметить тот факт, что в истории философии существовали и развивались три основные позиции в этом аспекте: онтологическая, задача которой заключалась в доказательстве существования природы как объективной реальности; гносеологическая со стремлением обосновать неограниченные возможности в познании природы человеком; аксиологическая – понимание и объяснение природы как ценности, без которой человек не в состоянии существовать и развиваться в качестве разумного и гуманного существа.
Каждая из этих позиций позволяет трактовать природу в широком и узком смысле слова. В широком смысле природа – это все разнообразие форм бытия, объективная реальность, материя, отличительной чертой которой является существование вне сознания и независимо от него. Различные аспекты и фрагменты этой реальности выступают объектом естественнонаучного познания.
В узком смысле природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Очевидно, что с точки зрения естествознания такое определение природы не совсем правильное, так как естественные условия существования человека – это не вся природа, а только часть ее: земная кора, нижняя часть атмосферы, почва, гидросфера, растительный и животный мир, то есть все то, что обычно называется географической средой. Но именно здесь осуществляется взаимодействие человека с внешним миром и именно этот аспект природы и является объектом философского рассмотрения.
Современное естествознание на основе принципа универсального эволюционизма создает образ природы как системной целостности, находящейся в состоянии саморазвития. Опираясь на идеи системности и эволюционизма, современное естествознание обосновывает единую научную картину мира, в которой объединяются три основные сферы: неживая природа, органический мир и социальная жизнь. Представления о природе как способной к саморазвитию системе, основываются на теории нестационарной Вселенной, синергетике и теории биологической эволюции, дополненной концепциями биосферы и ноосферы.
Исторически первой конкретизацией теории нестационарной Вселенной стала концепция расширения ее, позволившая представить Вселенную как результат космической эволюции, начавшейся 15 – 20 миллиардов лет назад. В середине ХХ в. была разработана концепция раздувающейся Вселенной, открывшая возможность связать эволюционные процессы в мега- и микромире. Исследования последних десятилетий прошлого столетия направлены на создание непротиворечивой модели самоорганизации Универсума, в которой процессы, происходящие на различных уровнях организации материи, описываются на основе единого подхода.
Уже в первой четверти ХХ в. теория биологической эволюции была дополнена учением об эволюции биосферы и ноосферы. Основы этого учения были разработаны В.И.Вернадским и положены им в фундамент биогеохимии. По мнению Вернадского, биосфера – это не просто одна из частей мира, специфическое геологическое тело, структура и функции которого определяются особыми свойствами Земли и космоса. Биосфера явилась результатом продолжительной эволюции живого вещества в неразрывной связи с развитием неорганического мира. Вершиной этой эволюции стало рождение человека. Его познавательная и практическая деятельность, основанная на разуме, медленно но неуклонно ведет к формированию ноосфере как дополнения, продолжения, нового состояния биосферы, в которой разумные возможности человека становятся сравнимыми с геологическими процессами в мире, а жизнь как эволюционный процесс предстает составной частью космической эволюции.
Философию в первую очередь интересует вопрос о характере взаимодействия человека и природы. Обычно выделяют три формы отношений человека к внешнему миру. Одна из них – это практические отношения, где природа выступает в качестве естественных условий существования, средства деятельности человека, материала для производства. Здесь преобладает прагматически-утилитарный интерес, а природа рассматривается как источник потребления. В познавательном отношении главной целью является познание природных процессов, а сама природа предстает как объект научного исследования. В этом отношении реализуются познавательные интересы, но диктуются они, как правило, практическими потребностями людей и определяются ими. Средством реализации познавательного отношения к природе являются конкретные естественные науки. Наконец, ценностные отношения основываются на оценке природы с позиций добра и красоты. При этом природа может рассматриваться и как сфера совершенства, идеал гармонии и образец для подражания, и как сфера низменного, неразумного, несовершенного в сравнении с культурой.
С развитием средств производства меняется характер воздействия человека на природу. На первом, архаическом, этапе преобладающей формой жизнедеятельности является приспособление человека к внешней среде. Этот период охватывает промежуток времени от возникновения человека до неолита. Для этого периода характерны такие виды деятельности как охота, рыбная ловля, собирательство, то есть присвоение и потребление готового природного продукта. Природа здесь одухлтворяется и очеловечиваеться, а сам человек не выделяет и не отделяет себя от природы.
Допромышленный или традиционный период продолжался от эпохи неолита и до средневековья включительно. Он начался с “неолитической (земледельческой) революции”, породившей и отделившей друг от друга животноводство и земледелие – первые формы собственно хозяйственной деятельности с ярко выраженным производственным характером. Ему свойственны: экстенсивный характер и сравнительно медленное развитие основных видов и форм деятельности, использование в качестве источников энергии мускульной силы животных и человека, воды и ветра. Способы деятельности и ее результаты не оказывали значительного воздействия на природу, не противоречили принципам ее существования и не нарушали единства и целостности природной среды.
Индустриальный (промышленный) период начался в конце XVI в. и продолжался до середины ХХ в. Воздействие человека на природу приобретает здесь технический характер и размеры, разрушительные для окружающей среды. Этот этап характеризуется:
-интенсификацией хозяйственной деятельности, включением в хозяйственный оборот все большего количества природных ресурсов;
-урбанизацией общества;
-освоением энергии пара, электричества и ядерного синтеза;
-возникновением новых средств связи, и транспорта;
-выходом человека в космос;
-развитием информатики и вычислительной техники. Взаимодействие человека и природы на этом этапе приобретает характер противостояния и господства, что стало основной причиной возникновения и обострения экологической проблемы.
На последнем, технологическом этапе, начало которому было положено развертыванием современной научно-технической революции, происходит очень медленное и тяжелое осознание того факта, что прагматически-утилитарные отношения к природе являются не только ограниченными, но и опасными, и что ради выживания чеовек должен отыскать новые, нетрадиционные стратегии природопользования. Все шире распространяется понимание природы не только как материальной среды, но прежде всего как сущности, обладающей духовными качествами, как носителя принципов жизнедеятельности всего живого и разумного. При этом живое не сводится к одному только человеку, а человек не противопоставляется всему миру как его властелин.
В теоретических моделях природы и в практике взаимодействия с нею все большую популярность приобретает идея коэволюции – сближения двух взаимосвязанных эволюционирующих систем, когда изменения в одной из которых инспирируют изменения в другой и при этом не приводят к нежелательным, а тем более неприемлемым для первой системы последствий. Принцип коэволюции отвергает господство человека над природой, требует согласованности в отношениях между ними и необходимости диалога с нею, подчеркивает ответственность человека за все то, что происходит в окружающем мире.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1134;