Москва – новый центр возрождения Руси. Борьба русского народа против монголо-татарского ига. Куликовская битва (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский).
Москва – новый центр возрождения Руси.В начале ХIУ века московские князья сумели выпросить, фактически выторговать, у хана ярлык на великое княжение и право собирать дань с большей части русских княжеств. Иван Калита (1325-1340) получил свое прозвище (калита – денежный мешок) за то, что, используя ханский ярлык, собирал дани больше, чем требовалось для Орды, а оставшиеся деньги использовал для обустройства своих земель и на покупку новых. Он вошёл в историю как «Собиратель русских земель», поскольку значительно расширил территорию Московского княжества за счёт того, что многие земли купил, другие выманил хитростью, третьи получил путём шантажа. По мере территориального расширения рос и авторитет Московского княжества. В Москву (1326) году была перенесена кафедра русского митрополита, что значительно увеличило авторитет Москвы, сделав её религиозным центром нового государства. Многие служилые люди из других княжеств переходили на службу к Ивану Калите, так как он щедро наделял землёю служилый люд. Постепенно вокруг московского князя формируется своеобразная корпорация «государев двор» готовая по приказу князя на любые действия.
Борьба русского народа против монголо-татарского ига. Куликовская битва. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.Стать новым политическим центром возрождения Руси мог только город способный выполнить роль центра борьбы за национальную независимость. Собирание земель вокруг единого центра для каждого русича означало только одно: собирание сил для борьбы против ордынского засилья. Центром этого процесса стала Москва. Основная часть населения русских земель во второй половине XIV века именно с нею связывала надежды на освобождение. В годы княжения потомков Калиты во владимирских лесах, в многочисленных монастырях и монашеских скитах стала обретать чёткие очертания идея политического и военного объединения для борьбы с Золотой Ордой. Идеей единства пронизана деятельность московского князя Димитрия Ивановича (1363-1389), русского митрополита Алексия, «великого заступника русской земли», игумена Троице-Сергиевского монастыря Сергия Радонежского. Художественным олицетворением её стала икона преподобного Андрея Рублёва «Пресвятая Троица».
Укрепление авторитета московского князя, превращение Москвы в центр собирания всех сил для противостояния Орде, и победа русских на реке Воже заставило хана Мамая составить план наказания непокорного князя и всей непокорённой Руси. Он начал готовить военный поход, предварительно заключив союзнический договор с литовским князем Ягайло и с рязанским князем Олегом. Отметим, что Рязань была давней соперницей Москвы, и всячески противилась её возвышению. К чести Олега надо отметить, что он так и не выступил со своей дружиной на стороне хана.
В преддверие битвы московскому князю впервые, правда, с большим трудом и при активной поддержке русской православной церкви удалось создать объединённую русскую армию. Выдающуюся роль в этом сыграла позиция «великого печальника Земли русской» Преподобного Сергия Радонежского (1321-1391). Он вместе с братом Стефаном в 1310-1340 гг. основал Троицкий монастырь, стал его игуменом, ввел в монастыре общежитейский устав, уничтожив существовавшее до этого раздельное жительство монахов, что способствовало превращению монастырей в крупные феодальные хозяйства. С его благословения вся земля московская в течение XIV века покрылась монастырями, построенными его учениками. Трудом, мудростью, нестяжательством снискал себе Пр. Сергий великую славу во всех концах русской земли.
Сергий Радонежский активно влиял на церковные и политические дела своего времени. Отметим, что после смерти митрополита Алексия (1378) церковь переживала трудный период борьбы за высший церковный престол, и позиция преподобного Сергия была решающей для исхода назревающей битвы. Именно поэтому перед ней князь Дмитрий Иванович отправился в Троице-Сергиевский монастырь для встречи с его игуменом. Провидец Отец Сергий предсказал исход сражение и благословил Димитрия. Подчёркивая значение этой битвы, Сергий Радонежский, нарушая церковный устав, отдал князю двух своих монахов (силачей, бывших дружинников) Ослябю и Пересвета. Поддержка церкви привлекла под знамёна Дмитрия Ивановича дружины из Серпухова, Можайска, Звенигорода, Нижнего Новгорода, Брянска и многих других русских городов.
Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, находившемся на правом берегу Дона при впадении в него реки Непрядвы. Избрание Куликова поля для сражения показало твёрдое решение Дмитрия Ивановича отстоять Русь любой ценой. Перейдя Дон, он отрезал себе путь для отступления. Более того, приказал ладьям отойти от берега.
Местоположение Куликова поля давало русским войскам опредёлённые преимущества в военном отношении. Главным из них было то, что фланги русского войска были прикрыты реками – Доном и Непрядвой, которые лишали татарскую конницу возможности применить традиционную тактику – охват противника с флангов. Густая дубрава, находившаяся на левом фланге, была использована Дмитрием Ивановичем для размещения резервов – засадного полка. Быстрота и скрытность, с которой русские войска подошли к месту битвы позволили Дмитрию Ивановичу расстроить плана Мамая соединиться с литовскими войсками князя Ягайло. Русскому князю удалось заставить татар вступить в сражение без союзников.
Бой начали монголо-татары обрушившись всей силой на русские полки. На протяжении нескольких часов шла жестокая битва. Татарам удалось прорвать строй русских, и Мамай считал себя уже победителем. В этот критический момент был введён в бой полк, находившийся в засаде. Неожиданное появление свежих русских сил решило исход сражения. Татары обратились в бегство. Почти тридцать верст русские воины преследовали бегущего врага. Современники назвали Куликовскую битву «Мамаевым побоищем», а Дмитрия Ивановича после этого стали называть Донским. Об этой битве сложен целый цикл выдающихся литературных произведений. Наиболее ярко она описана в литературном памятнике «Задонщина».
Историческое значение победы русских войск было огромно. Разгром Мамая означал крушение планов Мамая раздела Руси. Битва показала возможность победы над татарами и стала началом освобождения Руси от монголо-татарского ига. Эта трудная победа дала толчок объединению русских земель, в то же время поражение Мамая интенсифицировало процесс феодальной раздробленности Золотой Орды. Хотя ордынская зависимость продолжалась ещё более ста лет, 1380 год является пограничной датой в отечественной истории. С этого момента можно говорить о формировании нового Московского государства и формировании великоросского этноса.
Терминологический словарь:
Феодальная раздробленность, феодальная собственность на землю, натуральное хозяйство, вече, вечевое правление, ограниченная монархия, неограниченная монархия, религиозные войны, крестоносцы, «крестовые походы», монголо-татарское иго, Золотая орда, «ордынский выход» (дань), баскак, удел, улус, ярлык на княжение.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 6726;