История белорусского законодательства об адвокатуре

На территории Беларуси почти до 1922 г. действовали нормативно-правовые акты РСФСР.

Декрет СНК РСФСР о суде № 1 от 24 ноября 1917 г.[246] ликвидировал прежнюю адвокатуру. В п. 3 этого Декрета указывалось, что в роли обвинителей и защитников по уголовным делам и поверенных по гражданским делам допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.

Следующим нормативно-правовым актом, имеющим важное значение для развития адвокатуры в Беларуси, была Инструкция наркомата юстиции РСФСР «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» от 19 декабря 1917 г.[247]. В п.п. 6-10 отмечалось, что судебный процесс проходит с участием обвинения и защиты. В качестве обвинителей и защитников допускались по выбору сторон все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола. При революционном трибунале учреждалась коллегия лиц, посвятивших себя правозаступничеству – форме общественного обвинения и общественной защиты, которая образовывалась путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь правосудию и представивших рекомендации Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Кроме правозаступников (обвинителей и защитников, образующих коллегию при революционном трибунале), в судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из числа присутствующих в зале судебного заседания.

Коллегии правозаступников, как первая организационная форма адвокатуры, начали создаваться и в Беларуси, на незахваченных интервентами территориях. Кроме коллегий правозаступников, при судах создавались бесплатные консультационные бюро для оказания юридической помощи беднейшему населению (дача справок, составление бумаг и т.п.)[248].

Декрет ВЦИК Советов от 30 ноября 1918 г. «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)»[249] преобразовал коллегии правозаступников в коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе.

Они учреждались при уездных и губернских исполкомах Советов. Члены коллегий, как должностные лица, получали заработную плату в таком же размере, как и народные судьи. Для участия в процессе защитники и обвинители персонально назначались судом из числа прикомандированных к суду членов коллегии. Плата за участие в процессах членов коллегий определялась и взималась с обвиняемых и сторон судом и зачислялась в доход государства.

После освобождения территории Беларуси от интервентов, 1 августа 1920 г. Военно-революционный комитет издал приказ, который ликвидировал функционировавшую во время оккупации присяжную и частную адвокатуру и определил, что защита, как и другие юридические установления, должны были осуществляться на принципах пролетарской революции[250]. К тому времени в РСФСР пришли к выводу, что коллегии защитников, созданные на основе Положения о народном суде РСФСР от 30 ноября 1920 г., не оправдали себя [251]. Поэтому в Беларуси коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе стали упраздняться и в соответствии с Декретом ВЦИК Советов «Положение о Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» от 21 октября 1920 г. [252] и изданной Наркоматом юстиции 23 ноября 1920 г. Инструкцией об организации обвинения и защиты на суде[253] защита по уголовным делам стала являться общественной повинностью для всех граждан, которые по своей профессии, образовательному, партийному или служебному стажу были подготовлены для исполнения обязанностей защитника в судебном процессе. Списки таких лиц составлялись народными судьями, революционными трибуналами, профессиональными и партийными организациями, коллективами сотрудников советских учреждений. Эти списки направлялись в уездные бюро юстиции или в отделы юстиции (в губернских городах) и утверждались исполкомами уездных и городских исполнительских комитетов дважды в год (к 1 января и к 1 июля).

Наличие защиты, как общественной повинности граждан, не могло быть эффективным, поэтому 25 марта 1922 г. Наркомат юстиции ССРБ издал Положение о Юридических Консультациях и Бюро Коллегии Правозащитников[254], которым предусмотрел образование юридических консультаций для более квалифицированного и быстрого оказания юридической помощи населению. Юридические консультации создавались при судах. Сотрудниками юридических консультаций являлись все проживающие в данном городе правозащитники. На них возлагалось: юридическое консультирование; составление деловых бумаг и заявлений; выступление в судебных процессах. Юридическая помощь оказывалась безвозмездно членам профсоюзов и неимущим по справкам компетентных органов, а также по усмотрению бюро правозащитников.

ЦИК ССРБ в 1922 г. утвердил Положение об адвокатуре [255]. Подготовительный период к изданию этого Положения сопровождался бурными дискуссиями. Особенно большие разногласия возникли по вопросу о создании самостоятельных коллегий защитников: создавать их в Минске и уездных городах либо ограничиться образованием одной коллегии при Наркомюсте. Этот вопрос дважды ставился на голосование и оба раза большинством голосов принималось предложение о создании в Минске при Наркомате юстиции единой коллегии защитников[256].

Положение об адвокатуре 1922 г. предусматривало образование при Наркомате юстиции Коллегии защитников по уголовным и гражданским делам, члены которой получали от Наркомата юстиции свидетельство, которое удостоверяло право занятия адвокатской деятельностью.

Общее собрание Коллегии защитников избирало Президиум Коллегии, который утверждался Наркомюстом. На Президиум возлагалось наблюдение и контроль за исполнением защитником своих обязанностей, наложение дисциплинарных взысканий на членов Коллегии с правом обжалования постановления об этом в Наркомюст; распоряжение денежными суммами, поступающими в фонд коллегий; назначение бесплатной защиты; организация консультаций для оказания юридической помощи населению по заданиям Наркомюста.

Вознаграждение защитнику за оказание юридической помощи определялось его соглашением с заинтересованной стороной. Лица, признающие особым постановлением народного суда неимущими, освобождались от оплаты. Рабочие государственных и частных предприятий и служащие советских учреждений имели право оплачивать услуги защитников по таксе, установленной Наркомюстом.

Кроме членов Коллегии защитников, к защите допускались близкие родственники обвиняемого или потерпевшего, уполномоченные представители государственных учреждений и предприятий, а также кооперативов и других общественных организаций. Иные лица допускались только с особого разрешения суда, в производстве которого находилось дело.

26 июля 1922 г. Наркомат юстиции ССРБ принял Положение о коллегии защитников[257], которое более подробно регулировало вопросы формирования белорусской адвокатуры. В нем отмечалось, что Коллегии защитников состоят при Наркомате юстиции. Членами коллегии защитников могли быть лица, соответствующие одному из следующих требований: 1) лица, имеющие стаж практической работы не менее 2-х лет в органах советской юстиции (судьи, следователи, члены коллегии отделов юстиции, консультанты и правозащитники); 2) лица, сдавшие экзамен комиссии, образуемой наркоматом юстиции.

Члены коллегии защитников не могли занимать должностей в государственных учреждениях и предприятиях. Исключение допускалось для лиц, занимающих должность по выборам, для профессоров и преподавателей, а также для юрисконсультов учреждений и предприятий.

Лица, желающие вступить в Коллегию защитников, должны были подать, соответствующее заявление в президиум Коллегии, который избирался на общем собрании в количестве от 3 до 7 человек сроком на 1 год. Президиум Коллегии мог образовывать в уездных городах уездное бюро защитников, члены которого избирались общим собранием защитников, проживающих в пределах уезда или назначать из числа уездных защитников своего уполномоченного.

Президиум Коллегии защитников своим постановлением мог привлекать члена Коллегии к дисциплинарной ответственности. Постановление могло быть обжаловано в Наркомат юстиции.

Вознаграждение за ведение дела определялось, по общему правилу, по взаимному соглашению заинтересованного лица и члена Коллегии защитников. С каждого получаемого за ведение дела вознаграждения защитники обязаны были отчислять 3% в фонд Коллегии.

Положение о Коллегии защитников от 26 июля 1922 г. содержало приложение, в котором была изложена программа экзамена для кандидатов в члены коллегии защитников, не имеющих двухлетнего юридического стажа.

18 декабря 1925 г. было принято Постановление Народных Комиссариатов БССР «О правах и обязанностях Членов Коллегий Защитников» и Постановление «О правах и обязанностях Окружных Коллегий Защитников»[258].

В соответствии с этими нормативно-правовыми актами, для оказания всех видов юридической помощи при каждом из пяти окружных судов БССР (Минском, Витебском, Могилевском, Бобруйском, Мозырском) учреждалась окружная коллегия защитников по уголовным и гражданским делам. Распорядительным органом окружной коллегии было общее собрание всех членов коллегии защитников, а исполнительным – Президиум и уполномоченные Президиума. Президиум избирался общим собранием на один год. В его компетенцию входило принимать в коллегию новых защитников, руководить и контролировать исполнение защитниками своих обязанностей, рассматривать дисциплинарные производства. Всебелорусское Объединение Коллегий Защитников созывалось по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Его исполнительным органом был Президиум, на который возлагалось общее руководство и надзор за деятельностью окружных коллегий защитников. О своей деятельности, а также о деятельности окружных коллегий Всебелорусское Объединение Коллегий Защитников отчитывалось перед Наркоматом юстиции.

После принятия Конституции СССР 1936 г. наступил коренной поворот в организации адвокатуры: появилось законодательство Союза ССР об адвокатуре. Так, 16 августа 1939 г. СНК Союза ССР утвердил Положение об адвокатуре СССР [259]. Согласно этому Положению, для оказания юридической помощи населению образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов. Их деятельностью руководил Наркомат юстиции. Все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешались общим собранием членов коллегии и президиума коллегии адвокатов. Президиум коллегии адвокатов избирал из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря президиума. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов была предназначена для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии и юридических консультаций. Юридической консультацией руководил заведующий. Если в юридической консультации работало не менее 15 адвокатов, то он освобождался от ведения дел и его труд оплачивался президиумом коллегии адвокатов. За недобросовестное исполнение членами коллегии адвокатов своих обязанностей президиум коллегии налагал на них дисциплинарные взыскания: выговор; строгий выговор; отстранение от работы адвоката на срок до шести месяцев; исключение из состава коллегии адвокатов. Наложение взыскания могла быть обжаловано Народному Комиссару юстиции союзной или автономной республики.

В конце 50-х – начале 60-х гг. в СССР произошло обновление законодательства. В 1958 г. были приняты «Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик»[260], где ст. 13 установила, что в целях осуществления защиты в суде, а также для оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям действуют коллегии адвокатов. Коллегии являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утверждаемого Верховным Советом союзной республики.

В соответствии с этим нормативно-правовым актом СССР, в каждой союзной республике был принят свой нормативно-правовой акт об адвокатуре.

Положение об адвокатуре Белорусской ССР было утверждено Верховным Советом БССР 15 июня 1961 г.[261]. В структуру этого нормативно-правового акта входили следующие разделы: общие положения; члены коллегии адвокатов; права и обязанности адвокатов; коллегии адвокатов Белорусской ССР; областные коллегии адвокатов; юридические консультации; меры поощрения адвокатов; дисциплинарная ответственность адвокатов; средства и отчетность коллегии адвокатов.

Согласно этому Положению, коллегия адвокатов являлась добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Своей деятельностью коллегии адвокатов содействовали охране прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций и колхозов; соблюдению и укреплению социалистической законности и осуществлению правосудия. Общее руководство деятельностью адвокатуры осуществлял Совет Министров Белорусской ССР. Члены коллегии адвокатов не могли состоять на службе в государственных, кооперативных и общественных предприятиях, учреждениях и организациях. Органами коллегии адвокатов Белорусской ССР являлись: 1) съезд адвокатов Белорусской ССР; 2) президиум коллегии адвокатов Белорусской ССР; 3) ревизионная комиссия.

Кроме коллегии адвокатов Белорусской ССР, куда включались все адвокаты, существовали еще областные коллегии адвокатов, органами которых были общие собрания членов областной коллегии адвокатов, президиум областной коллегии адвокатов и ревизионная комиссия.

Вскоре после принятия Положения об адвокатуре БССР 1961 г. в него начали вносить существенные изменения и дополнения. Они касались организации и деятельности адвокатуры.

Следующий этап в развитии адвокатуры надо связывать с Конституцией СССР 1977 г.[262], которая впервые в истории советской адвокатуры определила ее статус в обществе. В ст. 161 Конституции СССР сказано: «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяется законодательством Союза ССР и союзных республик».

В соответствии с этим положением Конституции СССР 1977 г., Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. был принят Закон об адвокатуре в СССР [263]. Этот закон определил основные вопросы организации и деятельности адвокатуры. На основе этого закона союзные республики приняли свои нормативно-правовые акты об адвокатуре.

В БССР 21 мая 1981 г. принято Положение об адвокатуре Белорусской ССР[264]. Оно включает следующие разделы: общие положения; коллегии адвокатов и их органы; состав коллегии адвокатов; права и обязанности членов коллегии адвокатов; юридические консультации; регулирование и оплата труда адвокатов; поощрение и дисциплинарная ответственность адвокатов; прекращение членства в коллегии адвокатов; средства коллегии адвокатов; взаимоотношения адвокатуры с государственными органами и общественными организациями.

В ст. 1 Положения об адвокатуре БССР от 21 мая 1981 г. определены задачи адвокатуры, главная из которых – оказание юридической помощи гражданам и организациям. В этот статье также сказано: «Адвокатура Белорусской ССР содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неукоснительного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития».

В соответствии с этим нормативно-правовым актом, в БССР действовали областные и Минская городская коллегия адвокатов. С согласия Министерства юстиции СССР могли образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов. Однако таковых в БССР не было.

Адвокаты объединились в коллегии, органами которых являлись: 1) общее собрание членов коллегии; 2) президиум коллегии; 3) ревизионная комиссия.

Для того, чтобы лицо было принято в коллегию адвокатов, оно должно было иметь высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Для не имеющих такого стажа предусматривалась стажировка сроком от шести месяцев до одного года.

Члены коллегии адвокатов и стажеры не могли состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение могло быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, в которых объем адвокатской работы, являлся недостаточным.

Организационной формой адвокатуры были юридические консультации. По довольно широкому кругу дел Положение об адвокатуре в БССР от 1981 г. предусматривало оказание гражданам юридической помощи бесплатно (ст. 22).

Адвокат мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное взыскание налагалось постановлением президиума коллегии адвокатов и могло быть обжаловано общему собранию членов коллегии.

Адвокат мог быть исключен из коллегии адвокатов за недобросовестное отношение к своим обязанностям, за совершение проступков, не совместимых с пребыванием в коллегии. Характерно, что ст. 34 Положения об адвокатуре предусматривала обжалование такого решения президиума коллегии в судебном порядке.

Адвокатура взаимодействовала с Министерством юстиции, отделом юстиции исполкома областного (Минского городского) Совета народных депутатов, с другими государственными органами, а также с общественными организациями (товарищескими судами, добровольными народными дружинами и т.д.).

Положение об адвокатуре от 21 мая 1981 г. Белорусской ССР действовало до принятия в Республике Беларусь Закона «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г.[265]

 









Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1602;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.