История белорусского законодательства о прокуратуре
В Беларуси до 1922 г. не было специального органа по надзору за точным и единообразным исполнением законов. До образования прокуратуры ее функции осуществляли различные органы государственной власти: Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), Совет Народных Комиссаров (СНК), Народный Комиссариат Юстиции (НКЮ), народные суды и др.
Вопрос об учреждении прокуратуры в Беларуси встал, когда создались условия для мирного хозяйственного строительства и осуществления новой экономической политики (НЭП).
Еще до принятия законодательства о прокуратуре в Беларуси начали учреждаться прокурорские должности. В аппарате Наркомата юстиции был образован отдел охраны революционной законности в составе заведующего отделом (наркома юстиции) и товарищей прокурора. Такие же отделы были созданы и в уездах[205].
В дальнейшем существенное воздействие на становление и развитие прокуратуры в Беларуси оказало законодательство РСФСР, а затем СССР.
В конце 1921 г. по инициативе В. И. Ленина Наркомат юстиции РСФСР разработал проект Положения о прокурорском надзоре, который в мае 1922 г. был передан на рассмотрение ВЦИК. Этот проект обсуждался на III сессии ВЦИК, на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, в Политбюро. При обсуждении проекта возникли разногласия, суть которых касалась взаимоотношений прокуратуры с местными органами власти. Одни отстаивали идею создания единой, централизованной и независимой от местных органов власти прокуратуры. Другие высказывались против централизации прокуратуры, требовали подчинить местных прокуроров местным органам власти, иначе значимость Советов, как органов государственной власти, снизится. В результате обсуждения проекта Положения о прокурорском надзоре большинство высказалось против предоставления прокурору права опротестовывать постановления местных органов власти, т.е. против централизации прокуратуры. В связи с этим В. И. Ленин, который ввиду болезни не участвовал в работе сессии ВЦИК, продиктовал по телефону письмо (т. Сталину для членов Политбюро), которое опубликовано под названием «О «двойном» подчинении и законности»[206]. В этом письме В. И. Ленин настаивал на том, чтобы прокуратура была независима от местных органов власти, чтобы прокурор был правомочен опротестовать всякое незаконное решение и обладать исключительным правом передать дело в суд. Однако этот замысел В. И. Ленина не был осуществлен. При новом обсуждении в Политбюро проекта Положения слова «с правом передать дело на решение суда» были из него исключены[207]. Положение о прокурорском надзоре РСФСР утверждено 28 мая 1922 г.[208], согласно которому в составе Наркомата юстиции РСФСР образовался отдел прокуратуры для надзора за соблюдением законов. Во главе его в качестве Прокурора Республики стал Нарком юстиции РСФСР.
В Беларуси Положение о прокурорском надзоре было утверждено ЦИК 26 июня 1922 г.[209] Согласно этому Положению, прокуратура учреждалась в качестве отдела в составе Наркомата юстиции. Следовательно, одно и то же лицо одновременно было Прокурором Республики и Народным Комиссаром Юстиции. В подчинении Прокурора Республики состояли Помощники Прокурора, которые им же назначались, увольнялись и отстранялись от должности.
На прокуратуру возлагалось осуществлять общий надзор, возбуждать уголовное преследование, наблюдать за деятельностью органов дознания и следствия, утверждать обвинительные заключения, участвовать в судебных заседаниях, опротестовывать приговоры и определения судов. Эти функции Прокурор Республики осуществлял лично или через своих помощников, права и обязанности которых были регламентированы в Инструкции Наркомата юстиции от 4 августа 1922 г. «О правах и обязанностях Помощников Прокурора Республики»[210]. Помощники Прокурора обязаны были ежемесячно отчитываться перед Прокурором по следующим направлениям: 1) о своей деятельности; 2) о работе органов дознания и следствия; 3) о работе местных органов власти; 4) о делах по должностным преступлениям; 5) о состоянии мест лишения свободы.
5 июня 1925 г. был издан Циркуляр Народного Комиссариата Юстиции «О компетенции окружных прокуроров в области уголовного и гражданского процесса»[211]. В нем отмечалось, что в связи с проведением в БССР нового административно-территориального деления и образованием вместо уездов округов, имеющих более обширную территорию по сравнению с упраздненными уездами, функции у окружных прокуроров стали такими же, как у губернских прокуроров согласно Уголовно-процессуальному кодексу.
В функции Прокуратуры входило осуществлять надзор за точным исполнением трудового законодательства. В этих целях 21 февраля 1925 г. ЦИК и СНК БССР учредили в составе Наркомата Юстиции должность прокурора по трудовым делам. Он назначался Прокурором Республики по согласованию с Наркоматом труда и пользовался правами Прокурора при Наркомате юстиции. 15 июня 1925 г. Народный Комиссариат Юстиции и Прокурор Республики издали Положение о правах и обязанностях Прокурора по трудовым делам при НКЮ БССР[212]. В отношении трудовых дел ему принадлежало право возбуждать уголовные дела в связи с нарушением законов о труде, осуществлять надзор за дознанием и следствием по трудовым делам, участвовать в судебных заседаниях, опротестовывать приговоры и определения и т.д. Прокурор по трудовым делам руководил деятельностью окружных прокуроров и Инспекций труда в отношении трудовых дел путем дачи указаний и разъяснений, которые должны были утверждаться Прокурором Республики и издаваться от его имени.
Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР»[213] положило начало развитию общесоюзного законодательства о прокурорском надзоре. В этом постановлении говорилось, что Прокуратура СССР учреждается «в целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности по Союзу ССР от покушений со стороны противообщественных элементов». Положение о Прокуратуре Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г.[214] Оно положило начало централизации и самостоятельности прокуратуры. В п.11 этого Положения говорилось, что прокуроры союзных республик назначаются и отзываются Прокурором СССР по согласованию с центральными комитетами союзных республик.
Однако в БССР, как и в других союзных республиках, прокуратура по прежнему находилась в составе Наркомата юстиции. И только когда был образован Наркомат юстиции СССР, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного Комиссариата юстиции Союза ССР»[215], прокуратура БССР была выведена из состава Наркомата юстиции БССР и стала полностью подчиняться Прокурору СССР. К слову сказать, это Постановление установило, что уголовное и гражданское законодательство, а также законы о судоустройстве и судопроизводстве должны быть едиными для всего Союза ССР.
СНК СССР вынес 5 ноября 1936 г. постановление «О структуре Прокуратуры Союза ССР»[216], которым утвердил следующую структуру центрального аппарата Прокуратуры СССР: главная военная прокуратура; главная прокуратура железнодорожного транспорта; главная прокуратура водного транспорта; отдел общего надзора; уголовно-следственный отдел; гражданско-судебный отдел; следственный отдел; отдел по специальным делам; отдел по надзору за местами заключения; отдел по жалобам; отдел кадров; группа учета и информации; особый сектор; управление делами; секретариат. При Прокуратуре СССР состояли прокуроры для особых поручений, следователи по важнейшим делам, инспектора и контролеры. В п.3 этого постановления отмечалось: «Предложить Прокурору Союза ССР применительно к установленной ... структуре центрального аппарата установить структуру Прокуратур союзных и автономных республик, краев и областей».
В последующем в БССР не принимались законы, регламентирующие деятельность прокуратуры, потому что это было отнесено к компетенции Союза ССР.
В 40-е годы высшими органами государственной власти СССР было принято ряд нормативно-правовых актов, направленных на упрочение значимости прокуратуры в государстве. Так, 16 сентября 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры»[217], а Совет Народных Комиссаров СССР постановление «О введении форменной одежды для прокурорско-следственных работников органов Прокуратуры СССР»[218]. Законом СССР от 19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР постановил присвоить Прокурору СССР наименование Генерального Прокурора СССР[219].
После XX съезда КПСС был взят курс на преобразование системы прокурорского надзора. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР[220]. Отныне органы предварительного следствия, в том числе и органы государственной безопасности, находились под наблюдением прокуратуры: в составе Прокуратуры СССР действовал специальный отдел по надзору за следствием в органах государственной безопасности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 г. было утверждено Положение о военной прокуратуре[221].
В Конституции СССР 1977 г.[222] прокуратуре посвящена глава 21, где прокурорский надзор характеризуется как высший надзор за законностью. 30 ноября 1977 г. Верховный Совет СССР принял Закон о прокуратуре СССР[223]. Этот закон включал следующие разделы: 1) общие положения; 2) система органов прокуратуры и их организация; 3) прокурорский надзор; 4) иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.
Система органов прокуратуры состояла из Прокуратуры СССР, прокуратур союзных, автономных республик, автономных областей и округов, районных, городских прокуратур. В 1989 г. была установлена новая структура Прокуратуры СССР[224]: одно Главное управление по надзору за следствием и дознанием и 14 управлений. Кроме того, в составе Прокуратуры СССР было создано несколько отделов: по надзору за рассмотрением гражданских дел в судах, по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях, систематизации и пропаганде советского законодательства и Главная военная прокуратура[225].
Работникам органов прокуратуры присваивались классные чины в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1980 г.[226]
После образования Республики Беларусь как суверенного государства, законодательство СССР о прокуратуре действовало на территории Беларуси лишь в той части, в которой оно не противоречило ее законодательству, а 29 января 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь»[227], который действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2972;